Ты не станешь менеджером проектов в финтехе, пока не научишься выполнять эти пять ролей

Привет, меня зовут Оля Кочелаевская, я старший менеджер проектов в ЮMoney. Рассказываю, что у финтех-компании ЮMoney под капотом и зачем мне пришлось научиться быть одновременно проджектом, аналитиком, скрам-мастером, инцидент-менеджером и тимлидом в продуктовой команде.

Недавно я выступала на «Пиэмной» — это ежегодный митап ЮMoney для руководителей ИТ-проектов. Два года из-за пандемии мы делали его в онлайн-формате, а в июне наконец встретились в офлайне.

Это я
А это другие докладчики

В статье разберём мой доклад.

Кажется, что перевести деньги просто — но внутри много сложных процессов

Функции проджектов, скрам-мастеров, delivery-менеджеров и тимлидов часто пересекаются. То, что есть в требованиях к скрам-мастеру, скорее всего окажется и в списке требований к проджекту. Так же и в ЮMoney: проектные менеджеры выполняют много ролей. И вот почему.

ЮMoney — это финтех. Если один человек хочет перевести какую-то сумму другому, она должна попасть туда, куда надо. И таких переводов очень много каждую секунду.

Нам нужно обеспечить безопасность персональных данных, чтобы мошенники ничего не узнали о нашем пользователе. Нужно сделать так, чтобы вся сумма перевода пришла тому, кому ее отправили, и в сроки, в которые пользователь ее ожидает. Если мы в ЮMoney не будем соответствовать требованиям по безопасности и скорости, мы в принципе не сможем всё это делать.

В ЮMoney два больших продуктовых направления. Первое — электронный кошелёк, карты и приложение ЮMoney для физлиц. Второе — финтех-платформа ЮKassa для бизнеса любого размера. В ЮMoney открыто более 70 млн счетов, а к ЮKassa подключены 180 тысяч интернет-магазинов и сервисов.

В каждом из направлений — бизнес-процессы, которыми занимаются продуктовые команды. В ЮMoney это регистрация пользователей, выпуск пластиковых и виртуальных карт, оплата, а в ЮKassa — подключение интернет-магазинов, организация платежей и много чего еще. Все бизнес-процессы группируются по смыслу в продукты, и каждым из этих продуктов, одним или несколькими, занимается продуктовая команда. Например, выпуском и обслуживанием банковских карт в ЮMoney занимается команда карт.

Как в ЮMoney устроены продуктовые команды и чем они занимаются

У нас матричная структура, и каждый сотрудник функционально относится к какому-то отделу: фронтенда, бэкенда, QA, продуктовому, отделу проектов и так далее. Я работаю в отделе проектов.

Из сотрудников этих отделов формируются команды — под те функции, которые нужно поддерживать в компании. Например, когда для выпуска пластиковых карт нужно что-то разработать, бэкендеры, фронтендеры, тестировщики и менеджеры проектов собираются в команду. Ещё есть аналитики, дизайнеры и редакторы. Они напрямую команде не принадлежат, но для каких-то задач могут присоединиться. Жизненный цикл каждой команды длинный, потому что продукт живёт долго.

Моя продуктовая команда занимается привлечением и удержанием пользователей, в частности с помощью кэшбэка. Также мы отвечаем за главную страницу нашего сайта и занимаемся геймификацией — в 2021-м году запустили градостроительный симулятор ЮVillage, о котором рассказывали в отдельной статье. Всего в зоне ответственности моей команды — более 20 процессов. Эти процессы работают на 10 микросервисных приложениях, связанных между собой и с другими приложениями компании. Всего в ЮMoney их около 150.

В нашей команде есть:

  • бэкенд-разработчики;
  • фронтендеры;
  • тестировщики;
  • продуктовый менеджер, который ставит нам задачи и говорит, что делать и зачем;
  • проектный менеджер, который вместе с командой решает, как это сделать, и ведёт команду к выполнению целей в согласованный с продактом срок.

У нас всё построено на проектной деятельности. Когда мы хотим развивать какой-то продукт, например, начислять ещё один акционный кэшбэк, мы оформляем это как дополнительный проект. Таких проектов по развитию продуктов команда делает больше 30 в год. А релизы в ЮMoney выходят ежедневно.

Какова роль проектного менеджера

Есть концепция T-Shaped специалиста. Это человек, который поверхностно знает весь процесс, но при этом он эксперт в какой-то одной области. На наш взгляд, таким и должен быть менеджер проектов в ЮMoney — не только поверхностно знать процесс разработки и собирать статус с разработчиков, но и обладать определённой экспертизой.

У менеджера мы выделяем несколько основных ролей:

  • проектный менеджер;
  • аналитик;
  • скрам-мастер;
  • инцидент-менеджер;
  • лидер.

Разберём каждую из них и выясним, какая роль самая экспертная и позволяет считаться T-Shaped специалистом. Проверьте себя и попробуйте угадать, не читая дальше. А в конце сверьтесь с правильным ответом.

Что делает проектный менеджер

  • Составляет план проекта.
  • Налаживает коммуникации между разными участниками команды и теми, кто с ней взаимодействует.
  • Обеспечивает согласование проектов на всех уровнях: со службой безопасности, с юристами и другими заинтересованными лицами.
  • Обеспечивает прозрачность процессов для всех участников.
  • Управляет рисками, стейкхолдерами и всеми областями знаний, что есть в PMBoK (Project Management Body of Knowledge).

Достаточно ли этой роли, чтобы работать в высоконагруженном финтехе со множеством микросервисов и взаимосвязей? Вряд ли. Нам потребуется также роль аналитика.

За что отвечает аналитик

  • Знает и понимает архитектуру системы.
  • Умеет декомпозировать проекты.
  • Следит за техдолгом, чтобы он не накапливался. Здесь мы выступаем продактами, потому что мы владельцы технического бэклога.
  • Следит, чтобы документация всегда была актуальной.

О том, как мы в ЮMoney следим за документацией, на митапе для системных аналитиков рассказывал наш коллега Иван Иевлев.

В ЮMoney есть аналитики — сложные технические решения, особенно по новым процессам, пишут именно они. Но команда сама отвечает за порученную ей функциональность, в том числе за документацию по этой функциональности. Поэтому, когда команда немного меняет продукт, логично, чтобы она сама внесла правки и в документацию, не отвлекая аналитика. Задача проектного менеджера — организовать этот процесс, чтобы документация в команде всегда была актуальной.

Чем занимается инцидент-менеджер

  • Следит за работоспособностью процессов в зоне ответственности команды.
  • Смотрит логи.
  • Разрешает инциденты в кратчайшие сроки.

Например, мы в ЮMoney запустили какой-то проект, но что-то пошло не так — возник инцидент. Приходит пользователь и говорит, что ему не пришёл кэшбэк. Что делать? Конечно, можно каждый раз дёргать разработчиков, но если их постоянно беспокоить, писать код будет некому. К тому же ЮMoney работает 24/7, и система мониторинга может прислать ошибку поздно ночью.

В таких случаях я сама беру на себя обязанности инцидент-менеджера — иду читать логи и разбираться. Если необходимо, привлекаю разработчиков. Но это нужно не всегда, не всегда ошибки критические. Иногда это инфраструктурные проблемы, и я сама могу спокойно их решить на своём уровне.

Что делает скрам-мастер

  • Строит процессы.
  • Меняет их, когда нужно.

Наша команда ведёт проекты не только по добавлению новых фич в продукты, но и по поддержке старого кода. Чтобы продукт жил долго, а фичи выпускались быстро и с должным качеством (и при этом было минимум инцидентов), нужно правильно выстроить процесс разработки. Это задача скрам-мастера.

У нас есть двухнедельные спринты, которые у всех команд начинаются и заканчиваются одновременно. Каждый спринт мы планируем, проводим ретроспективу, демо. Но если вы придёте в мою команду или в команду любого другого менеджера ЮMoney, то увидите, что процессы отличаются. Потому что главное для нас — не следовать канонам скрама, а обеспечить комфортный для команды процесс и непрерывную поставку решений.

Задача менеджера — увидеть за всем этим людей: кто они, что делают, какой продукт разрабатывают. Настроить процесс так, чтобы всё работало — чтобы 30 проектов выполнялись, чтобы каждый день были релизы и чтобы мы при этом не утопали в инцидентах и проблемах.

Зачем нужен лидер

  • Он формирует команду.
  • Наставляет сотрудников, поддерживает их.
  • Задаёт цели.
  • Мотивирует и отвечает на вопрос «Зачем мы это делаем?».

Это очень важная роль. Есть проекты, продукты, процессы, но без людей волшебства не случится. Бэкендеры, фронтендеры и тестировщики сами по себе не начнут перформить — для этого нужно выстроить команду. Где-то побыть наставником, где-то — психологом. Иногда приходится спорить, аргументировать свои мысли, мотивировать, искать к каждому свой подход.

У нас есть полезный инструмент — корпоративный портал «Универ», где можно посмотреть всю информацию по сотруднику. Также есть методика «Опрос 360». Коллеги анонимно заполняют анкету, ставят друг другу оценки по 4-х балльной шкале за софты и харды, за вклад в общее дело. Я вижу оценки по каждому из своих сотрудников. И во время общения один на один в формате перфоманс-ревью могу повлиять на их развитие, направить в нужную сторону.

Плюс большой продуктовой компании в том, что команд много, и если я хочу развиваться сильнее в какой-то одной роли, то могу попроситься в ту команду, где это требуется. Так я могу применить свои навыки максимально полезно.

Какая роль принадлежит T-Shaped специалисту

Мы с коллегами долго думали, какая же роль у нас экспертная в рамках концепции T-Shaped, но не пришли к общему выводу. У нас у всех разный бэкграунд и разные ключевые роли — в зависимости от того, где мы находимся. Команды у нас тоже отличаются: есть технические платформенные, есть новые, а есть такие, чей состав не менялся несколько лет.

Когда состав команды устоялся и нет постоянно меняющихся требований и сложного скоупа, менеджеру достаточно хорошо следить за процессом, и здесь ключевой будет роль проектного менеджера.

Если команда новая, а процессы ещё не выстроены, то без ролей лидера и скрам-мастера не обойтись.

Если команда техническая, надо уметь разговаривать на одном языке с разработкой. Поэтому придётся освоить также роли аналитика и инцидент-менеджера.

Поэтому идеальный эксперт ЮMoney — это эксперт не в одной области, а в нескольких, то есть уже не Т-Shaped, а М-Shaped. Эксперт в нескольких узких областях, который может использовать свои знания в нужный момент, переключаясь из одной роли в другую.

Конечно, мы привлекаем отдельных специалистов, когда проектный менеджер не справляется со всеми этими ролями. Бывает, что на квартал или два нам в команду выделяют аналитика, особенно когда проект тяжёлый. Но нет смысла нанимать нескольких аналитиков на постоянку, потому что они не будут загружены на 100%, это невыгодно для компании. То же самое можно сказать про выделенных инцидент-менеджеров — они нужны, когда инцидентов очень много. В других случаях это неактуально.

Остались вопросы по работе менеджера проектов в ЮMoney? Пишите, с удовольствием отвечу.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Alex

НЕВЫНОСИМО УЖАСНО НЕ НАХОЖУ СЕБЕ МЕСТА ПРОСТО КАПЕЦ КАК ХОЧЕТСЯ В ОФИС К КОЛЛЕГАМ МИТАПЫ СТАНДАПЫ РЕСЁРЧИ КОНФКОЛЛЫ
СКРАМ СКРАМ СПРИНГ ЭДЖАЙЛ

Ответить
Развернуть ветку
Диана Гомонова

комментарий с сильным эмоциональным окрасом)) когда читала, прям представила себе интонацию) Ну а чо вы, кому-то нравится и полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Иванов

А про опрос 360 расскажете? Мы тоже подобное внедрить планируем, но собираем опыт разных команд... Хотелось бы внутрянку по этому проекту увидеть

Ответить
Развернуть ветку
ЮMoney
Автор

Обязательно расскажем! Можно подписаться на наш блог, чтобы не пропустить такой материал 😉

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Я проходил, шляпа полная)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кочелаевская

В умелых руках очень хороший инструмент, который позволяет широко взглянуть и на свои компетенции, и на компетенции своих сотрудников, увидеть точки роста. Лично я нахожу очень полезным. :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Иванов

А есть кейс, где почитать можно про ваш опыт? Чего шляпа то?

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Ну это мое личное мнение когда я получил оценку) возможно потому что она была хорошей

Ответить
Развернуть ветку
Arturs Z.

Это так же как и мне в бизнесе, всё самому надо было изучать после расторжении отношений, оставаясь одному)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кочелаевская

Изучение нового - в ИТ процесс постоянный, и не только для менеджера. Но менеджер у нас не один на один с проблемами, у нас командная работа, и ребята в командах тоже нам, менеджерам, помогают. Мы за то, что менеджер - это полноценный член команды, обладает экспертизой в своих продуктах и процессах, но это не значит, что он всегда все делает один, напротив. :)

Ответить
Развернуть ветку
Голубцов Александр

Смотрю ваши Пиэмные всегда, до ковида был даже в оффлайн-формате в зале. Мне нравится Обуховская, вы ее часто приглашаете - классно про мозг по полкам всегда раскладывает
Приглашайте чаще ее) А то обычно бесплатно ее мало где послушать можно в реальном режиме

Ответить
Развернуть ветку
ЮMoney
Автор

Спасибо, что поделились впечатлениями от наших встреч :)
Посмотреть записи Пиэмных можно на нашем канале: https://www.youtube.com/@yamoneyvideo/videos

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Кузнецов

Самая непонятная роль в вашем посте "инцидент менеджер" - какие логи и где вы смотрите? Графану настроенную максимум или что?)) Пахнет работой разработчика.

Если я на большом проекте еще и логи сам буду смотреть, то уволюсь или умру от работы по 16 часов.

Бред, задача менеджера выстроить работу саппорта особенно на этапе внедрения продукта, а не самому ручками каждый дефект воспроизводить/проверять.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кочелаевская

Графики и логи доступны всем в команде, и если возникает проблема, нет одного человека, от которого зависит её решение.
Обычно менеджер и есть точка входа для мониторинга и саппорта: если загорелся триггер по процессу, за который ответственна команда, первым, к кому придут - будет именно менеджер (либо тот, кому менеджер это делегировал)).
Менеджер - такой же член команды, отвечающий за работоспособность продукта, поэтому если возник инцидент, не всегда проще\эффективнее отдать разбираться разработчику, в части случаев - можно за 5 минут по логам понять, в чем проблема, и если это баг, отдать разработке. А далеко не всегда причина инцидента - баги 🙂
У нас достаточно процессов и продуктов, но за качеством мы следим хорошо - критичное все покрыто автотестами, регрессы прогоняем при каждом релизе. Поэтому баги случаются не так часто. Я в своей команде трачу на разбор инцидентов гораздо меньше времени, чем на стендапы в среднем. И заодно берегу ресурс разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Аня Третьякова

Круче М-Шейпд кто-то бывает еще?

Ответить
Развернуть ветку
Диана Гомонова

бывают еще X-shape, но не знаю, круче он, чем М или просто более развит в чем-то другом...

Ответить
Развернуть ветку
Олег Иванов

М шейпд самый зачетный и влиятельный 👌

Ответить
Развернуть ветку
Никита Егоров

Вы платите за 5 ролей 5 зарплат?)

Ответить
Развернуть ветку
Зайцев Кирилл

Если ты возмущаешься, значит сам платишь?

Ответить
Развернуть ветку
Аня Третьякова

А может у него 5 ролей на 5 сотрудников поделены)

Ответить
Развернуть ветку
jobisdone

Нравится: картинка с попугаем отражает на 146% пользу этих должностей (прожект/продукт/какойещеугодно про+кт)
Не нравится: текст скорее реклама юмани, вода и 0 пользы.
Подскажите какой университете вы заканчивали и какая тема диплома у вас была?
p.s vc пора вводить плату за посты от имени компаний, почему какие то юмани бесплатно пользуются моим времени и вниманием?

Ответить
Развернуть ветку
Карташов Данила

Действительно зачем нужен лидер, рассмешили)))))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Карташов

Если бы наш менеджер был попугайчиком, я был бы немного счастливее

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игнатов

Резюме, PM в ЮMoney человек снежинка, и логи посмотри, команду мотивируй и тд, похоже на сбор плохих практик как из менеджера сделать шестирукого Шиву, возможно тогда ему уже не нужна приставка "manager"?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кочелаевская

Задача менеджера - выстраивание команды и процесса, чтобы фичи ставились, а баги правились. У нас в компании такие менеджеры и такие процессы (разработки, управления), что мы можем совмещать в себе несколько ролей, это реально. И то, что это работает (сервис работает, выпускаются быстро новые фичи), говорит, что практики не так уж и плохи. :)

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Федоров

Какая сложная структура у вас... Наверное, чем больше компания, тем сложнее работа у проджекта. У нас небольшое агентство, и проджект просто связующее звено между клиентом и СММ, сеошниками, ppc-шниками. Да, у него куча встреч обычно, но он всегда перенаправляет к нужному спецу по разным вопросам, а не делает всё сам. Ну и нагрузка конечно у нас не такая, как здесь.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кочелаевская

Да, в большой компании процессы сложнее. Но дело не только в этом, но и в предметной области. Когда мы имеем дело с деньгами людей, это сопровождается большой ответственностью. Если будет простой сайта интернет-магазина - это одна история, а если вы в магазине прикладываете карту к терминалу, и не можете оплатить - это совсем другое. Другие требования к безопасности, скорости обработки транзакций, надежности, сервис должен держать очень большую нагрузку. Поэтому менеджер у нас - не просто связующее звено между командой и другими отделами, но и глубоко погруженный в продукт и процессы эксперт, который и команду направляет и мотивирует. Ведь только атмосфера, когда все в команде настроены на высокое качество продукта, верят в свой продукт, приносит такие плоды.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда