От игрока к ученику: Как игры изменили мое отношение к образованию

11 лет школы, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры, курсы повышения квалификации…

В книгах для мам рассказывают, что ребенок обучается во время игры. Только я совсем не помню, чтобы в школе нас развлекали образовательными играми. Большую часть времени мы проводили за учебниками и типовыми задачами. У нас была стандартная программа обучения, отходить от которой большинство преподавателей не решалось.

Лично я сталкиваюсь с внутренним сопротивлением: я столько лет провела за партой в традиционной системе, что упоминание термина "игра"(game) рядом с "образование" или "обучение" у меня никак не складывается. Мне кажется, что игры — это слишком весело и несерьезно для того, чтобы быть частью образовательного процесса или вообще быть основной методологией в процессе обучения.

Когда я начала заниматься геймификацией в образовании и обучении — мои глаза раскрылись: на самом деле игры вели меня к текущему моменту "невидимой красной нитью" уже много лет.

От игрока к ученику: Как игры изменили мое отношение к образованию

Магистратура ИТМО

Первое применение геймификациии в образовательной сфере я ощутила, когда училась в магистратуре ИТМО по направлению "Инноватика". Сюняева Диана Анатольевна (практик и преподаватель, к.э.н., директор по развитию ООО «Газпромнефть Информационно-Технологический Оператор») преподавала там стратегический менеджмент. В общем порядке сдать экзамен по этому предмету было очень сложно, Диана Анатольевна поддерживает только самые высокие стандарты. Мы с друзьями не из тех, кто любит зубрить, мы — практики: во время обучения в магистратуре у всех уже был неплохой опыт работы, а у некоторых ребят уже был свой успешный бизнес. Поэтому мы выбрали нестандартный способ сдачи экзамена — твердо решили победить в кейс-чемпионате, что равнозначно оценке "отлично" в зачетке.

Кейс-метод обучения –это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. У тебя есть исходные данные бизнеса и окружения, ты формируешь стратегический и операционный план и презентуешь его экспертам — все как в реальной жизни, только понарошку. Раньше я не осознавала, по каким причинам мне так нравилось решать кейсы. Сейчас я уже разобралась, что кейс-чемпионат использует игровые механики, схожие с теми, которые используют экономические стратегии и РПГ:

  • симуляция реальной ситуации (вводные данные, числа и статистика, взаимоотношения директоров и их характеры, корпоративная культура, ситуация на рынке, ситуация в мире, описание конкурентов и многие другие мелочи были описаны в кейсе, чтобы участники чемпионата погрузились в атмосферу, которую имитировал автор)
  • внутренняя экономика (в кейсе прописаны все экономические возможности и ограничения, и решение должно быть в рамках этих условий)
  • награда и рейтинг (награда в виде автоматической оценки "5", престижная первая позиция в рейтинге учащихся, похвала от эксперта отрасли мотивируют участников не просто принимать участие в игре, а погружаться в нее полностью и делать все, что необходимо для победы)
  • командная игра с ограниченным кол-вом человек, у каждого участника своя роль в достижении цели (в РПГ классический состав это — маг, друид, разбойник, эльф и др., а в команде по решению кейса — проектный менеджер, аналитик, исследователь и др.)
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Наша команда побеждала в чемпионате два семестра подряд благодаря тому, что наши лучшие качества усиливались под воздействием этих игровых механик. Сейчас все участники команды имеют успешную карьеру, связанную со стратегическим, проектным и продуктовым менеджментом, а курс и кейс-чемпионат Дианы Сюняевой сыграли в этом одну из ключевых ролей.

Онлайн-курсы для менеджеров продуктов

Еще один опыт работы с решением кейсов я получила на интенсиве Валерии Розовой. В рамках обучения мы разбирали реальные кейсы компаний: Uber, SAP, IBM, Spotify, Яндекс, Ozon. В каждой домашке нужно было решить несколько кейсов вымышленных компаний. Постоянная работа с реальными кейсами развивает насмотренность и креативность — мы учимся на чужом опыте. А когда мы решаем вымышленные кейсы — мы учимся на своем опыте, но без последствий для реального бизнеса. (Вот кстати, ссылка на новый поток, рекомендую)

Система обучения на кейсах используется Гарвардским университетом уже более ста лет, поэтому эффективность этого метода обучения проверена годами. Кстати, Валерия ведет подкаст "План действий", где она рассказывает о кейсах крупнейших компаний. Советую послушать — развивает насмотренность и экономит время на собственный ресерч.

Очень крутой диджитализированный пример применения кейсов — симуляторы от GoPractice. Браузерная игра имитирует управление реальным продуктом, каждое решение игрока влияет на исход. В увлекательном формате можно увидеть последствия своих решений, научиться на своих ошибках, не причиняя экономического вреда реальному продукту. Работа с симулятором выстроена необычно: сначала ты принимаешь решения и видишь их последствия, а затем симулятор выдает теорию по этому вопросу, чтобы ты разобрался с шибками или подтвердил свое решение теоритической основой. Тема, которой посвящены симуляторы (управление продуктом и его ростом на основе данных) достаточно сложные и объемные: их можно освоить только на практике. Благодаря тому, что такая сложная информация подается в формате игры, пользователи легче усваивают информацию и остаются с продуктом до конца — завершают курс.

Английский язык

Уже почти год я системно занимаюсь изучением английского, хотя изначально я не думала, что так долго продержусь. Этой осенью я сделаю левел ап и начну заниматься по более сложным материалам. Кроме профессионального преподавателя, поддерживать постоянный интерес к урокам помогают сервисы типа Quizlet и Wordwall с обучающими мини-играми. Какие механики есть и как они работают:

  • Сопоставление слова/словосочетания/идиомы с его определением/картинкой — помогает легче запоминать
  • Вставить пропущенное слово/словосочетание в предложение, выбрать верный вариант пропущенного текста и др. — помогает проверять знание грамматики
  • Карточки с вопросами по различным темам помогают применять новую грамматику и лексику в разговорной речи на ходу (Вопросы, кстати, очень увлекают и это моя любимая часть урока)
Wordwall. Сопоставление слова и его значения
Wordwall. Сопоставление слова и его значения

Преподаватель комбинирует игровые механики с классическими (учебники, тестирование), как на уроках, так и в домашней работе — это помогает поддерживать интерес к учебе.

Как получилась статья

Изначально я планировала написать короткую заметку о моем личном опыте геймификации в обучении, но вышел целый лонгрид. Наверное, потому что тема обучения в игровом формате захватила меня с головой. Сейчас мы в 2nova работаем над продуктом, который призван сократить травматизм на крупных производствах с помощью использования игровых механик в процессе обучения охране труда. Мы хотим улучшить рутинный процесс для людей, которые работают с высокими рисками для их здоровья и жизни каждый день и настолько к этому привыкли, что со временем перестают осознавать, насколько важна охрана труда для их личной безопасности.

Руфина Ибрагимова
Менеджер продукта в 2nova Interactive
55
Начать дискуссию