Стартап-студия: как сделать стартап, если нет идеи для стартапа?

Приветствую всех подписчиков VC.ru! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом участия в стартап-студии и рассказать, почему стоит (или не стоит) приходить в такие организации, чтобы расширить горизонты знаний тех, кто загорелся стартапами, но не знает, как начать.

В кругу моих знакомых последние несколько лет я слышу о том, что: «в прошлом году я пробовал запустить стартап», «у меня есть проект стартапа, который я хочу реализовать», «хочу начать свое дело и не работать на дядю» ... И другие тезисы в этом ключе. Тема предпринимательства и стартапов в последнее время стала хайповой. Количество новых проектов с каждым годом все растет, и многие хотят поучаствовать в этом празднике жизни. Но часто те, кто очень хочет запустить свой стартап, совершенно не понимает, как это сделать. Поэтому большинство таких «стартаперов»-одиночек обречено на провал. Однако даже в случае, если ты «хочешь и не можешь» есть шанс стать стартапером, не испытав на себе большую часть горестей молодых предпринимателей в России (это вообще отдельная тема) и даже не вкладывая значительных сумм денег до того, как это действительно понадобится. И решением здесь является участие в стартап-студии - организации, занимающейся поддержкой молодых предпринимателей.

Предыстория

Теперь немного о себе. Мне 23 года, в этом году я окончил МГУ имени М.В. Ломоносова. Работаю HR-менеджером в консалтинговой компании и параллельно состою в стартап-студии, где разрабатываю вместе со своей командой цифровые HR-решения. И нет, в конце не будет рекламы этих самых решений и даже ссылочки на телеграм-канал.

Идея стать предпринимателем ко мне пришла ещё в начале учебы в университете. Я понимал, что это довольно перспективно, если делать все с умом, а главное интересно. Но тогда я ещё не представлял, что это вообще такое, и как открыть свое дело. Конечно, я натыкался на разные статьи о том, «как стать крутым бизнесменом и зарабатывать миллионы». Однако никаких реальных способов организовать свой бизнес я не знал, да и гениальных идей в голове не было. Но в один прекрасный момент я узнал от преподавателя в университете о таком формате поддержки начинающих предпринимателей, как стартап-студия.

Startup-studio

До этого я слышал только о венчурных фондах, инвесторах и бизнес-инкубаторах. Это те вещи, которые на слуху уже давно. А вот стартап-студии для многих, как и для меня тогда, до сих пор остаются «темными лошадками», так как это явление достаточно новое во всем мире. А в Россию они пришли, как всегда, с опозданием, всего 6-7 лет назад. И здесь сразу же возникает (и у меня возник) вопрос: а чем это, собственно, отличается от тех же бизнес-инкубаторов? Ответ здесь достаточно прост - бизнес-инкубатор собирает внутри себя те самые «гениальные идеи», которые приходят в голову местным Илонам Маскам и устраивает для них естественный отбор. При этом человеку, который пришел с этой идеей, отводится место на втором плане. Для инкубатора важно то, что ты Теслу изобрел, а Илон Маск ты или Сергей Пахомов здесь не особо важно. Другое дело стартап-студия - здесь главное кто ты сам, сокрыт ли в тебе потенциал, стремишься ли ты создать свое дело и все другие атрибуты «реального стартапера». Иными словами, в стартап-студию берут тех, кто готов стать серийным предпринимателем (ну или хотя бы просто предпринимателем), но не имеет той идеи, с которой он носится по всем инвестиционным фондам. Идеи для стартапов разрабатываются внутри стартап-студии и живут отдельно от конкретного человека. А вот нормальных стартаперов, которые будут эти идеи реализовывать, днем с огнем не сыщешь. Поэтому студии организуют стажировки, в рамках которых воспитывают в тех, кто хочет, тех, кто может. Именно это мне и было нужно. И я, недолго думая, сообщил о намерении попробовать себя в роли стартапера своему преподавателю. Так как я не сильно халтурил при посещении дисциплины, которую он вел, после недолгой очной беседы, он принял меня на позицию стажера в HR-стартап.

Стажировка в стартап-студии

Что представляет из себя стажировка? Ну, с одной стороны, приходится участвовать в роли рядового члена команды стартапа (да, там был уже запущенный проект). С другой стороны, можно было посещать различные лекции и семинары, на которых резиденты студии делились своим предпринимательским опытом и обменивались советами по развитию проектов. Здесь надо отметить, что сами проекты внутри студии организованы по принципу «предпринимательской сети». То есть один проект обслуживает другой. HR-проекты помогают другим командам с набором людей (тестируя тем самым свои технологии), IT-проекты помогают с технической частью и т.п.

Таким образом, создается инфраструктура, где все проекты, так или иначе, связаны, и всем выгодно помогать друг другу. И в этой инфраструктуре расти конкретному проекту гораздо проще, чем самому по себе.

Сейчас я уже полгода состою в студии, и наш проект уже сделал несколько «виражей» и находится на этапе очередного предпринимательского эксперимента. Сейчас проводить такие эксперименты гораздо проще, чем полгода назад. Я и мои коллеги уже больше знаем о HR- технологиях. Мы уже «набили себе шишки» в предыдущих пробах. Но уже есть ощущение того, что скоро мы сможем запустить рабочий MVP.

Плюсы и минусы стартап-студий

Теперь о том, каковы плюсы и минусы стартап-студии для начинающего предпринимателя.

Начну с плюсов:

1.В стартап-студии ты не один. У тебя есть куратор и коллеги. Тебе помогут, подскажут, морально поддержат. Насчет последнего пункта могу сказать, что дух предпринимательства, который царит в стартап-студии, действительно важен. Находясь в кругу тех, кто также, как и ты, делает кучу различных (в том числе и провальных) проб, ты оцениваешь свои усилия, как более значимые. Ты понимаешь, что не ты один «страдаешь фигней» вместо того, чтобы работать, как все «нормальные» люди.

2. Ты получаешь много знаний. Вместо того, чтобы по крупицам собирать реальный опыт предпринимательства из открытых источников, умных книжек и лекций «бизнес-тренеров», ты получаешь большие порции знаний сразу. В стартап-студиях анализируется много кейсов, статей, книг. Из них делаются «выжимки» реально рабочих принципов. Ты осваиваешь эти принципы, и тебе становится понятно, почему очередная «гениальная идея» твоего знакомого с треском провалилась. И конечно, подобных ошибок не допускаешь.

3. Ты можешь прийти в стартап-студию без своих идей и все-равно стать стартапером. Сначала ты зайдешь в уже запущенный проект, а затем сможешь начать вести свой.

4. Не нужно иметь технических компетенций. Так как современные стартапы в основном цифровые, часто люди сталкиваются с тем, что не могут сами сделать техническое решение. В стартап-студии для этого есть IT-лаборатория.

5.Не нужно заводить юрлицо для осуществления проб. В случае острой необходимости, действовать можно от лица стартап-студии. А в случае запуска успешного проекта, тебе помогут в его регистрации.

Ну а теперь ложка дёгтя:

1. Стартап-студия точно не подойдет тем, кто просто ищет работу, подработку или оплачиваемую проектную деятельность и хочет получать деньги за то, что он пришел в офис и что-то там сделал полезного. Да, на начальном этапе нужно будет помогать другим проектам, но это делается для получения опыта, с расчетом на то, что через короткое время ты сам запустишь стартап. А он и принесет тебе денег.

2. Стартап-студия не делает финансовых инвестиций в готовые проекты. По этой причине стартап-студия не подойдет тем, кто уже имеет на руках готовый MVP и просто ищет инвестора. Здесь их нет.

В целом, могу сказать, что запускать свое дело в рамках стартап-студии значительно проще, чем одному. И именно поэтому я еще не свалил, получив знания и опыт коллег (и готовые идеи на руках). Но, безусловно, кому-то не понравится идея отдать часть собственности, или он привык работать сам и может себе это позволить. Выбор за вами. Но я надеюсь, что для тех, кто хочет стать предпринимателем, но не знает, с чего начать, мой опыт окажется полезным.

1010
23 комментария

Комментарий недоступен

1

Когда нечего сказать по сути, докопайся до личности автора.

1

Мое мнение что статьи про стартапы должны быть направлены для тех кто хочет воплотить свои идеи в жизнь и соответственно ищет финансы.
Например как я :) Но вот как оформить свои идеи чтобы они стали привлекательными потенциальным инвесторам, вот в этом вопрос.

сначала оформите свои идеи так чтобы они были привлекательны клиентам

3

Конечно и такие статьи нужны. Но, как я теперь выяснил, проект может выйти на самоокупаемость и без инвестиций. Тут важно предпринимательский эксперимент грамотно провести. Привлекательно для инвесторов то, что уже работает и приносит прибыль, а не идея сама по себе. В стартап-студии и учат, как спроектировать и создать MVP, а затем развить его до полноценного продукта, в который захотят вложиться.

1

В заголовке – про тех, у кого нет идей. В тексте – про тех, у кого есть идеи, но кто не знает, как их реализовать. Это вообще-то разные вещи.

1