Бизнес-навыки, которые можно и нужно освоить еще в детстве

В бизнесе более 20 лет, из них 15 - профессионально занимается разработкой, управлением и внедрением изменений в компаниях на различных рынках. Работал на топ-должностях: Евросеть, General Satellite, «Беркут», RBI, «Эталон» и др. Бизнес-тренер и наставник.<br /> <p> Андрей Останин, профессиональный управленец, наставник.</p><p> Коммерческий директор компании «Самолет Северо-Запад».</p>
В бизнесе более 20 лет, из них 15 - профессионально занимается разработкой, управлением и внедрением изменений в компаниях на различных рынках. Работал на топ-должностях: Евросеть, General Satellite, «Беркут», RBI, «Эталон» и др. Бизнес-тренер и наставник.

Андрей Останин, профессиональный управленец, наставник.

Коммерческий директор компании «Самолет Северо-Запад».

И линейным сотрудникам, и топ-менеджерам зачастую не хватает вполне простых и конкретных навыков, которые помогли бы им быстрее построить карьеру, сделать ее более интересной, заключать более выгодные сделки, одним словом – преуспеть. Этим навыкам вы вполне можете обучить своего ребенка сейчас, чтобы обеспечить ему преимущество в будущем.

Немного предыстории. Мой опыт в сфере продаж – 23 года, 13 лет я работаю директором в крупных компаниях с миллиардными оборотами, и все это время я периодически занимаюсь набором персонала, вплоть до руководителей высшего звена. Раньше я составлял портрет кандидата со всеми нужными характеристиками и спокойно находил под него сотрудника. Теперь я вынужденно перешел на отбор по отсутствию стоп-факторов. Нет проблем с коммуникаций, хотя бы чуть-чуть развит внутренний локус контроля, ненулевая мотивация, отсутствует привычка сортировать события по негативному признаку, есть желание и умение обучаться? Кандидата с такой базой я готов нанять. Да, его придется развивать и учить, но это будет, как минимум, возможно и небесполезно. Подчеркну: если человек не умеет общаться, шансов у него мало.

Кроме того, я уже пять лет обучаю взрослых людей, включая топ-менеджеров, и вижу, как им приходится тратить время и силы на освоение несложных компетенций, отсутствие которых способно буквально перечеркнуть их прочие умения и достоинства.

Так, линейным сотрудникам обычно не хватает навыков качественной коммуникации и умения хорошо выглядеть. Есть и руководители без таких навыков, хотя чаще они их все-таки осваивают, раз уж смогли подняться по карьерной лестнице, и... спотыкаются на знании риторики и конфликтологии. А вот топ-менеджеры зачастую страдают от недостаточно широкого кругозора и непонимания, как управлять энергией. Расскажу об этом подробнее.

Комплименты и мобильный этикет

Для линейных сотрудников крайне важны навыки коммуникации: как устанавливать контакт, как его поддерживать – все, вплоть до таких мелочей, как, например, говорить комплименты. Видели бы вы, как взрослые люди учатся делать это легко и непринужденно, а когда получается – просто цветут от удовольствия! А для ребенка все это можно превратить в игру, которая поможет его общению и в садике, и в школе.

Не обойтись без делового, светского и мобильного этикета: как здороваться, кто должен первым заходить в лифт, как отвечать на звонки, как начинать разговор, когда, в конце концов, выключать телефон. Знаете, когда едешь на «Сапсане» в Петербург или Москву, кажется, что ты находишься на каком-то военном переговорном пункте – каждый пассажир ведет дела в прямом эфире! Современные дети с гаджетами чуть ли не рождаются, значит, тем более должны уметь пользоваться ими цивилизованно.

Безусловное требование – знание правил деловой переписки. Иной раз то, что приходит по электронной почте, просто оторопь вызывает! Предложите ребенку помочь маме или папе и составить рабочее письмо, а подростку вручите полезную книгу с образцами...

Внешний вид – то есть соответствующие ситуации одежда, аксессуары, прическа, мейкап – отдельная история. У меня есть программа, где мы даже топ-менеджеров учим ежедневному мейкапу, подбираем луки для руководителя. Это очень много прибавляет к уверенности, без которой непросто не только в продажах и на руководящих постах, но и на экзаменах, собеседованиях, свиданиях...

Дебаты и обратная связь

Риторика для руководителей – must have. Я сам еще в школе плохо писал сочинения, а потом открыл для себя то, что еще 2 тысячи лет назад придумал Аристотель. Это же так просто: тема, тезис, аргументы! Ко мне приходят люди, которым я в два счета объясняю, как сделать любую презентацию, они говорят : «Андрей, это гениально! Я не знал, как складывать мысли, а теперь знаю!». А еще я три года выгонял из себя страх публичных выступлений, который сидел во мне также со школы... Вы же можете отправить ребенка на курсы ораторского искусства и защитить его от таких проблем.

Что касается конфликтологии – умение давать конструктивную обратную связь, не вызывающую агрессии, работать с эмоциональным нападением и жестким принуждением, без ущерба выходить из конфликта и так далее весьма пригодятся не только руководителям, но и подросткам, согласны?

Науки, спорт, питание

Топ-менеджер обязан разбираться во многих вещах – в музыке, искусстве, философии, архитектуре, истории и проч. Широкий кругозор жизненно необходим, чтобы поддерживать беседу почти с любым человеком, ведь на уровне топ-менеджмента нередко именно «просто разговоры» решают судьбу миллионов и миллиардов. Объясните это вашим детям-школьникам, если они «зубрят» уроки и тут же забывает выученное вместо того, чтобы разобраться по-настоящему.

Управление энергий – модная тема, но жизнь реально меняется к лучшему, когда узнаешь, как энергию осознанно накапливать, передавать, точечно тратить... И будет проще, если еще в детстве освоить приемы концентрации, сделать базовой привычкой правильное питание и занятия грамотно подобранным видом спорта.

И поверьте: все эти навыки будут полезны не только в карьере менеджера, которая станет складываться куда интереснее и быстрее, но и в любой карьере – модели, врача, ученого, не говоря уже о предпринимательстве. Словом, какой бы выбор в будущем ни сделали ваши дети, у них будет реальное преимущество!

22
Начать дискуссию