Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Про инструмент, который можно внедрить в процессы, чтобы четко понимать, что и зачем будет делаться на проекте уже на самых ранних стадиях работы. А еще, в конечном итоге, с его помощью увеличивается количество успешных для бизнеса проектов.

Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Раньше мы предлагали клиентам начать работу над технологическими продуктами с разработки Технического задания. Этот этап мог занимать до 3 месяцев, в течение которых мы собирали требования с клиента и фиксировали их. В итоге получался большой документ с описанием того, что клиент хочет видеть в своем продукте.

В таком подходе есть недостаток: на выходе не всегда получается то, что хотел клиент. Поэтому от составления классического ТЗ мы перешли к этапу предпроектной аналитики (ППА). И именно здесь здорово помогает Impact Mapping.

Что такое Impact Mapping

Impact Mapping (карта влияний) — это ментальная карта, которая определяет цели проекта и влияния, которые должны помочь достичь этих целей.

Основная ценность этого инструмента в том, что с самого начала мы обсуждаем не абстрактные хотелки, а конкретные бизнес-показатели и способы их достижения.

Карта влияний отвечает на вопросы: каких целей мы должны достичь, и как нам это сделать.

Ценность для заказчика

Заполняя карту влияний, заказчик оценивает создание продукта с уровня достижения результата. Он видит, какие действия предпримет команда разработки и как это должно повлиять на конечную цель.

Часто составление карты влияния позволяет сократить объем работ, который заказчик изначально предполагал, и сэкономить бюджет на создание продукта.

Ценность для команды разработки

Благодаря заполненной Карте влияний команда разработки знает, зачем вообще существует этот проект и ради чего они целыми днями делают все эти задачи.

Ценность для менеджеров

Карта влияний становится для менеджера инструментом, с помощью которого он может оценивать новые идеи по проекту и вместе с заказчиком решать — внедрять ту или иную фичу сейчас, в следующем релизе или вообще отказаться от нее.

Как составить карту влияний

Создавая Карту влияний, мы последовательно заполняем четыре блока: Зачем, Кто, Как, Что.

Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Полезное действие карты влияний: мы видим четкую связь между функциональностью, которую мы заполнили в блоке ЧТО, и целью из блока ЗАЧЕМ. Все, что мы хотим сделать на проекте, должно влиять на достижение поставленной цели. А что не влияет — не делаем.

Зачем

Фундамент карты. Заполняя этот блок, мы отвечаем на вопрос: «Зачем мы это делаем». Фактически, определяем цель, которую бизнес стремится достичь.

Например, у нас есть клиент — банк, на сайте которого можно получить кредит онлайн. В месяц выдается 500 таких кредитов. Клиент хочет больше.

Мы собираемся с нашим клиентом, уточняем и фиксируем цель — увеличить количество выдаваемых кредитов с сайта в 2 раза через 6 месяцев после запуска. Это и есть наше ЗАЧЕМ.

В этом блоке обязательно нужно формулировать цель по SMART:

  • цель — увеличить количество выдаваемых кредитов через сайт банка;
  • объект измерения — количество выдаваемых кредитов через сайт банка в месяц;
  • где считаем — отчеты отдела кредитования банка;
  • сейчас — 500 кредитов;
  • цель — 1 000 кредитов.

Если мы сразу не определим количественные показатели цели, то в итоге можем сесть в лужу. Например, мы говорим, что хотим увеличить количество выдаваемых кредитов, и дальше идем заполнять следующие уровни. При этом клиент может хотеть увеличить количество кредитов в два раза за год или в десять раз за два месяца. Действия, которые нам надо предпринять для достижения каждой из этих целей, будут разные.

Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Кто

Действующие лица. Те роли, которые могут оказать влияние на достижение цели. Чтобы их определить, достаточно ответить на вопросы: на чье поведение мы хотим повлиять; кто может помочь в достижении цели; кто может помешать.

Можно указывать конкретных людей, отделы, сегменты целевой аудитории, организации и т.д.

Роли можно условно поделить на три вида:

  • Первичные действующие лица. Это конечные пользователи. Именно для удовлетворения их потребностей создается продукт.
  • Вторичные действующие лица, которые предоставляют услуги.
  • Закулисные действующие лица, которые могут повлиять на решения по продукту: основные ЛПР, регулирующие органы и т.д.

С нашим клиентом-банком мы определили, что действующими лицами будут:

  • Клиенты банка, которым нужен кредит.
  • Сотрудники отдела кредитования банка.
Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Как

Это примеры влияний. На этом уровне мы соотносим действующих лиц с бизнес-целью. Отвечаем на вопросы: как действующее лицо может помочь нам достигнуть цели; как должно измениться поведение действующих лиц.

Мы выдвигаем гипотезу, что отдел кредитования может быстрее обрабатывать заявки на кредиты с сайта, и это позволит терять меньше клиентов.

Клиенты, в свою очередь, должны отправлять формы без ошибочных данных. И вообще, хорошо, если они это будут делать быстро.

Также у нас есть отзывы от клиентов: анкета на сайте громоздкая, её сложно заполнить. Проще прийти в офис и там уже подать заявку на кредит. Как влияние запишем — подавать заявки на кредит через сайт, а не в офисах банка.

Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Что

Границы проекта или поставляемая функциональность. Переходим на обсуждение того, что мы можем сделать, чтобы добиться необходимых влияний. Это и есть наши задачи на проект.

Чтобы посетители сайта подавали кредит через сайт, а не в офисах банка, мы можем упростить им заполнение анкеты. Например, автоматически заполнять некоторые поля информацией из Госуслуг. А еще проработаем логику анкеты и постараемся ее сократить.

Чтобы помочь сотрудникам отдела кредитования быстрее обрабатывать заявки, мы можем автоматизировать проверку данных анкет.

По этой же схеме формулируем другие гипотезы этого блока.

Impact Mapping на примере банковского проекта: сокращаем время от старта работ до запуска продукта

Не вдавайтесь в подробности реализации задач из блока ЧТО. На этом этапе нам важно выдвинуть гипотезы и обозначить влияния. Уточнять реализацию будем на следующих шагах разработки.

Если клиент пришел с готовым списком функциональных требований, мы должны сверить эти требования с нашей картой влияний — убедиться, что все они оказывают влияния на достижение цели из блока ЗАЧЕМ. Если оказывают, смело добавляем их в ЧТО. Если нет — обсуждаем, а нужно ли нам вообще это делать.

После заполнения всех блоков стоит еще раз пройтись по карте и оценить, насколько ЧТО влияет на ЗАЧЕМ, и не записали ли мы что-то лишнее.

После составления карты

Обычно после создания карты влияний вы получаете огромную схему с гипотезами и верхнеуровневыми задачами.

Перед тем, как брать задачи из блока ЧТО в проработку, полезно приоритезировать гипотезы и оценить — достаточно ли в первой версии продукта сделать самые приоритетные задачи, чтобы достичь поставленной цели? Если ответ «Да», то можно фиксировать границы первой версии этими задачами. Если «Нет» — добавляем менее приоритетные задачи в первую версию, пока не получим утвердительный ответ.

Пример «средней» по размеру Карты влияний из одного проекта. Зеленым отмечены задачи, которые вошли в первую версию.
Пример «средней» по размеру Карты влияний из одного проекта. Зеленым отмечены задачи, которые вошли в первую версию.

Мы пользуемся картой влияний на всех этапах проекта. Она служит поверочным эталоном, с которым мы сверяем новые идеи и задачи, возникающие в процессе производства. Это помогает контролировать объем задач, которые уходят в разработку, не затягивать сроки релиза и не раздувать бюджет.

Минусы и подводные камни

  • Карта влияний построена на гипотезах. Она не гарантирует достижения цели, даже если вы реализуете все влияния.
  • Есть соблазн добавить в блок ЧТО функциональность, которая не будет напрямую влиять на конечную цель. Это лечится ответом на вопрос: как то, что мы записали, будет влиять на достижение цели.
  • Когда разработка уже идет полным ходом, можно забывать сверяться с картой влияния. Мы после каждой итерации разработки стараемся синхронизировать наше текущее состояние проекта с картой.
2222
2 комментария

1) Что делаете когда не очень понятно, какие целевые метрики брать, а требуется скорее качественное изменение продукта - типа начать делать что-то по другому или новое?
2) Что делать если возникаем много целей проекта?

2
Ответить

1. Такие случае бывают, причем очень часто. Здесь нет волшебной таблетки, есть только рекомендации:
— Копать глубже. За любым качественным изменением стоит какая-то боль бизнеса, которую можно оцифровать. Можно перейти с вопросов уровня «Что хотим», на уровень «Что болит» или еще лучше «Что будет, если этого не сделать». Можно использовать технику 5 Почему, чтобы прям докопать до сути.
Реальный пример: К нам пришел клиент с запросом на оцифровку процессов, которые были в Exсel. Надо спроектировать и разработать кастомную ERP, которая покрывает основные процессы. Простой запрос, можно было сесть и сразу писать ТЗ. Мы начали копать задачу и дошли до того, что на рынке есть регуляторы с очень жесткими требованиями по отчетности. Опоздал или не сдал отчет — напоролся на большой штраф или вообще могут забрать лицензию. А в работе через Excel много человеческого фактора и повышенные риски, что какой-то отчет забудется. То есть речь вообще шла о «выживаемости» бизнеса. Зафиксировали, поштурмили гипотезы → сделали автоматическую отправку отчетов по расписанию. Получилась хорошая связь цель→действие→результат.
Но я бы все равно рекомендовал дополнительно фиксировать и какие-то больше вдохновляющие цели. К ним приятней двигаться :)
— Ну а если не получается накопать хорошую количественную или качественную цель, но клиент готов вам заплатить за решение задачи хорошие деньги, то тут уж сами решайте ) С целями идти намного легче, но, бывает, что запуски ИТ-продуктов это не всегда про достижение целей. Разные ситуации бывают :)

2. Старайтесь не фокусироваться больше чем на двух целях одновременно. Если получается большой список, то внимательно смотрите на него и обсуждайте с клиентом. Скорей всего, в этом списке есть «ненастоящие» цели, а метрики, достижение, которых и приведет к «настоящей». Еще, как вариант, можно делить запуск продукта на итерации. В первой итерации мы идем в такие цели, а в следующей вот в эти. Так легче будет держать фокус команды и клиента.

2
Ответить