Как я стала предпринимателем

История про путь к большой мечте, отказу от неё, увольнению и открытию своего бизнеса, в который мало кто верил.

Меня зовут Катя, мне 29 лет и у меня своё бюро путешествий «Ща». Ещё 3 года назад я не планировала становиться предпринимателем. Впрочем, так говорила и моя мама, которая открыла своё дело в 52 года. Однажды это стало для меня мотивацией и напоминанием, что можно всё. Вот моя история.

Глава 1. Университет, найм, увольнение

В 17 лет я мечтала о журфаке, но меня отговорили, поэтому с 2011 по 2015 год я училась на юриста. Это было скучно и бессмысленно и вместо учёбы большую часть времени проводила в студсовете, на форумах и конференциях. Я организовывала студвёсны, тренинги для первокурсников, защищала проекты и работала вожатой. Тогда я научилась создавать что угодно из ничего, при дефиците ресурсов. Например, декорации для выступления из картона и какой-то ерунды, которые выглядели на сцене не хуже, чем массивные штуки из фанеры. (Позже, в предпринимательстве, мне пригодится этот навык и я буду искать и находить возможности сделать или получить что-то бесплатно: так, я выиграю конкурс на подключение к СРМ и бесплатную сборку сайта)

После получения диплома было ясно, что работать по специальности я не буду, я нашла работу в пресс-службе, потому что большая мечта — быть журналистом — никуда не делась. В итоге я проработала в найме 5 лет: в маркетинге, копирайтинге и редактуре. Я была на своём месте с точки зрения ремесла, но не с точки зрения идеологии, потому что на последней работе я заработала выгорание, депрессию и панические атаки. Работа была очень стрессовой. Это был ноябрь 2019 года, однажды утром мне нужно было ехать на пресс-конференцию, а я не могла выйти из дома из-за панической атаки и температуры, которая взялась из ниоткуда. Тогда меня впервые буквально затошнило от работы и я стала планировать увольнение: работала с психологом, искала работу, думала об отпуске и учила английский — мечтала, что уволюсь и впервые поеду отдыхать одна в Европу. На подготовку ушло около полугода, а работа всё не находилась, поэтому я просто уволилась в никуда.

Тогда было очень страшно: променять стабильность на неизвестность. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что это было одно из лучших решений в жизни.

В феврале 2020 года вышла из офиса с трудовой книжкой, надеюсь, что то был последний раз, когда я ею воспользовалась. Через 3 дня я улетела в своё первое соло-путешествие в Европу: гулять, практиковать английский, ни о чём не думать. Вернулась в марте, через 3 дня Москву закрыли на карантин, и вот тут начинается вторая глава моей истории.

Глава 2. Поиски работы и бесконечные отказы

С марта 2020 начался мой безработный период. Муж сказал, что я могу делать что хочу, и даже, если захочу, то могу не делать ничего, но я так не умею, поэтому начала со всяких бесплатных курсов и тестов на типы личности, интересы и прочее. Мне хотелось заново с собой познакомиться, потому что казалось, что я не знаю себя без работы. Что я умею, кроме текстов? Что люблю? Чем бы я ещё могла заниматься? Я искала ответы на эти вопросы всю весну, а ещё я запустила свой подкаст и решила, что хочу закончить магистратуру за границей. Всё лето я учила английский 5 раз в неделю и готовила пакет документов для получения стипендии Чивнинг в Англии. Ещё с лета я стала искать писательские фрилансы или постоянную работу. Мне приходили отказы или же ответов не было вовсе. За всё лето меня позвали на собеседование только 1 раз. Радости это не добавляло. Я не понимала, почему не могу найти работу, но отвлекала себя мыслями о стипендии и продолжала попытки и подготовку. (Это сейчас я благодарна всем отказам, потому что иначе, может быть, и не стала бы я предпринимателем!)

В сентябре ко мне пришёл первый фриланс. Помню как сейчас — это были статьи для блога Профи. ру. Одна статья — 6 000 рублей. Вы даже не представляете как я была счастлива получить первые деньги после долгого перерыва. Даже помню как планировала, куда их потрачу. Я не нуждалась в деньгах, но это были свои! С октября меня взяли на аусорсинг в одно диджитал агентство и я уже официально стала фрилансером. Осенью отправила документы на получение стипендии, я писала тексты и ждала нового года.

Кусочек моего редакторского портфолио на Беханс: статьи для Профи.ру, Seasons и SimpleWine. Для Seasons of life пишу до сих пор, кстати. 
Кусочек моего редакторского портфолио на Беханс: статьи для Профи.ру, Seasons и SimpleWine. Для Seasons of life пишу до сих пор, кстати. 

Глава 3. Путешествие, которое изменило всё

В жизни у меня 3 большие страсти: тексты (писательство и мечта издать книгу), фотографии и путешествия. Пока я работала в найме, мы с мужем успели объездить больше 20 стран. До пандемии мы вообще не сидели на месте дольше 1,5 месяцев. Путешествия были стилем жизни. В пандемию у нас отобрали эту возможность, почти год мы просидели дома, но наступал новый год и мне очень хотелось куда-то поехать, а ехать можно было только по России. До 2020 года по России мы не путешествовали, а на новый год я предложила поехать по Золотому кольцу: Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Вятское, Рыбинск, Тутаев. Я, честно, не верила в эту затею (и не верила в путешествия по России), но взялась организовать путешествие для себя и друзей.

Поездка вышла классной: мы ночевали в монастыре, гуляли по замёрзшему руслу реки, оказались в зимней сказке в самой красивой деревне России и даже перешли Волгу, чтобы посмотреть на другую сторону Тутаева. Пока я была в путешествии, мне в инстаграм задавали кучу вопросов: где это, как ты нашла это место, дашь контакты? Я вернулась в Москву с мыслью, что если я смогла сделать путешествие для себя, то смогу и для кого-то ещё. Тогда я написала в сторис, что хочу делать путешествия, вдруг это кому-то нужно?

С момента озвучивания идеи — 9 января — до первого путешествия для других людей в Сочи — 18 марта — прошло чуть больше двух месяцев. В январе мы с мужем уже готовились к переезду в Сочи, поэтому идею с организацией путешествий хотелось проверить именно там, в январе была разведка неочевидных мест, а в марте случилась первая группа из 5 человек.

Именно в январе, когда мой самолёт приземлился в Сочи и я включила телефон, то первое уведомление, которое увидела — письмо от Чивнинга. Я открыла его трясущимися руками и узнала, что в стипендии мне отказано. С одной стороны я расстроилась, а с другой — увидела в этом знак, что, видимо, я нужна тут. Так оно и вышло.

Мне было важно показать тот Сочи, который скрыт от глаз, то есть не Имеретинскую набережную, а сырную ферму в горах, не хачапури есть, а пробовать варенья из локальных фруктов и болтать с местными гастроэнтузиастами. Все остались в восторге. Вот так и нашёлся ответ на вопрос, как объединить три свои большие страсти в одно: сделать своё бюро и начать показывать мир моими глазами, делиться секретными местами и исследовать новое через местных жителей и мастер-классы.

С тех пор мы провели 39 путешествий. Среди них и б2с-поездки, и большие корпоративные выезды для айти-компаний в Стамбул и Ереван, а ещё путешествие для школы русского языка из Италии и индивидуальные маршруты по другим странам. Мы открыли больше 15 направлений и форматов. У нас есть поездки по Армении, Узбекистану, Марокко, Ливану и России. Мы любим придумывать что-то особенное, так появилось путешествие для мам и взрослых дочек, чтобы создавать общие воспоминания, а прямо сейчас разрабатываем формат поездки без телефонов, но с плёночными фотоаппаратами. Вот наш тг-канал.

Глава 4. Сложности на пути

Только немой не сказал мне, что ну я и выбрала, конечно, время для открытия своего тревел бизнеса, ведь шла пандемия. А я отвечала и продолжаю отвечать, что идеального времени нет, и если сидеть и ждать его, то чуда не произойдёт. И события после пандемии только подтверждают это.

За 2,5 года, помимо 39 путешествий, накопился ещё и опыт, и миллион трешовых историй, после которых хотелось всё закрыть и забыть. Вот мой топ-причин не заниматься организацией путешествий:

  1. Чокнутые клиенты. Только начав делать своё, я поняла, что фразу «клиент всегда прав» придумал тот, кто никогда не работал в сфере услуг или клиентском сервисе. Если посмотреть на статистику, то примерно 95% всех наших поездок прошли отлично или хорошо (процент возвратов к нам составляет от 30 до 40%, а уровень счастья клиентов почти 100%), а вот 5% — это случаи, когда или что-то шло не так, или мы не подходили друг другу. Организация путешествий — это не только творчество и поиск красивых и классных мест, это ещё и работа с людьми. Страдать, занимаясь делом мечты, мне не хотелось, поэтому было решено начать выбирать, с кем работать. Так у нас появились анкеты. Забронировать путешествие можно только после заполнения анкеты о себе. Это нам помогает чуть лучше понять человека, который едет в поездку, а ещё отследить, что мы точно подходим друг другу, потому что рынок авторских путешествий в России очень молод, а наш концепт отличается от стандартных поездок. Дайте угадаю, тут у вас возник немой вопрос, а возможно, даже два: были ли случаи, когда мы отказывали человеку после заполнения анкеты, и не кажется ли нам, что это какой-то отсев или деление людей на хороших и плохих. Отвечаю: да, отказывали дважды. В обоих случаях девушки написали по одному слову на каждый вопрос, тогда мы писали им пояснения, что для нас важны ответы и просили заполнить более подробно, но они нас не понимали и мы просто расходились. И по поводу второго вопроса: нет, не кажется, потому что тут нет плохих или хороших, есть просто люди с близкими нам ценностями или нет, и нам хотелось бы знать об этом чуточку раньше, чем мы окажемся вместе на несколько дней в поездке. И многие наши гости отмечают, что компании подбираются, что надо. В том числе, это заслуга анкет.
  2. Факапы. Если вы хоть раз что-то организовывали, то знаете, что всё, что угодно, может пойти не так. Вы можете быть уверены, что проверили каждый пункт программы, всем написали и всё купили, а потом сломается машина, привезут не тот мерч, в ресторане нахамят гостю, а в отеле сломается кровать. Сейчас я знаю, что быть готовой ко всему невозможно, а иметь толерантность к провалу — классно. Это сберегает мне массу нервных клеток.
  3. То-Что-Нельзя-Называть. События, которые начались в феврале 2022 года повлияли и продолжают очень сильно влиять на нас. У нас закрылось 2 направления: Ростов-на-Дону и Краснодар, потому что аэропорты закрыты и люди не могут или бояться ехать. Часть клиентов эмигрировала и мы их потеряли. Из-за курса валют себестоимости поездок выросли в 2-3 раза. Подорожали наши расходы на разведки новых направлений. Клиенты изменили свои покупательские привычки, да и в целом, когда ты живёшь в эпоху нестабильности, путешествия — точно не первая статья расходов, о которой ты думаешь.
  4. Высокие риски и ставки. За полгода я потеряла около 200 000 рублей из-за отмен поездок и невозвратных бронирований. Когда в предыдущем пункте я писала про изменение покупательских привычек, то имела в виду вот что: если раньше люди планировали отпуска сильно заранее — год, полгода, хотя бы пару месяцев, то сейчас они могут вписаться в путешествие за неделю-две до старта, а это сильно осложняет нам жизнь. Для того, чтобы поездка состоялась, нам нужно сделать много бронирований, внести предоплаты и соблюсти сроки, за последние полгода мы отменили несколько путешествий, потому что не добирали поездки, надеясь, что в последний момент люди присоединятся, но этого не происходило и наши предоплаты сгорали.
  5. Размытая зона ответственности. Кто-то, делегируя организацию путешествия, снимает с себя всю ответственность за происходящее и навешивает на тебя дополнительные функции. Например, ответственность за его счастье в моменте. Условно, если клиент придёт в кафе и ему не понравится борщ, то он обвинит тебя, потому что я их туда привела, понимаете как это работает? И не важно, что с одной стороны это может быть вкусовщина, а с другой — какая-то нелепая накладка на кухне ресторана.

Но хочется открыть один большой секрет: за ваше счастье ответственны только вы.

И в этом же блоке хочется сказать вот о чём:

Решите задачку: если ты как организатор нанял подрядчика на трансферы внутри поездки, а он тебя подвёл, то крайний кто?
Организатор, конечно
Подрядчик, он же косячит, а не организатор

Я не знаю, существует ли тут правильный ответ, потому что могу сказать аргументы и в пользу первого варианта, и в пользу второго. Мой опыт говорит о том, что влияние факапа на общий результат/настроение поездки зависит и от гостей/заказчиков. Приведу пример: однажды в поездке по Узбекистану мы наняли нового гида в Хиве, потому что наш знакомый был занят. Мы понимали, что это риск, так как гида мы не знаем, и это может оказаться лажей, но работаем с тем, что есть, поэтому пошли ва-банк. В итоге гид оказался плохим, я расстроилась прям с первых нот экскурсии и завершила её раньше, чем мы договаривались, а вечером, за ужином, извинилась перед гостями, честно объяснила, почему это произошло и привела на ужин нашего знакомого гида, чтобы он поболтал с девочками про историю и быт. Все всё поняли и были благодарны мне за честность и эмпатию.

Второй пример из б2б опыта корпоративных путешествий. Я делала большое путешествие для айти-компании в Стамбуле: 35 человек, 7 дней в Турции, куча орг моментов. Мы закрывали и задачи по логистике, то есть покупали билеты на всех сотрудников, и доставляли их из аэропорта в отель. Первые три человека прилетали в 5:30 утра, накануне вечером я выслала всю инфу по трансферу и пообещала, что буду на связи утром, на всякий случай. Я проснулась в 5:30, зашла в телеграм, убедилась, что они прилетели, а дальше начался сюр. Они вышли из аэропорта, а их никто не встречает, они написали мне, я стала звонить водителю, никто не берёт трубку. Пока я одевалась, спускалась на ресепшн, звонила, писала и пыталась выяснить, что происходит и как это решить, одна из троицы писала мне огромные мерзкие сообщения, содержание которых было примерно таким: «Ты считаешь, что это нормально, что мы стоим у аэропорта, а нас даже никто не встречает, а чем ты там занимаешься вообще непонятно. Я даже не уверена, что мы сейчас приедем в отель и нормально заселимся, потому что скорее всего и там будут какие-то проблемы. Надеюсь, за эту неделю мы ни разу с тобой не увидимся». Нет, я считала, что это ненормально, что трансфер их не встретил, но я также считала ненормальным, что со мной разговаривают так, а ещё я напоминала себе, что «что происходит, то и цель» — я пыталась решить проблему, клиент — слить агрессию. Эта история научила меня проговариванию с заказчиками вот каких правил: то, что я и моя команда организовывает путешествие или отвечает за ваше мероприятие, не даёт вам права сливать агрессию и разговаривать/вести себя с нами как попало.

Глава 5. Философские выводы

Я прошла небольшой, но интересный путь. И продолжаю идти. Мне в нём интересно, захватывающе, весело, амбициозно и свежо. Несмотря на трудности и шишки, я бы ни за что не отказалась от своего бюро, предпринимательства и всех смелых идей, от которых порой не могу уснуть или усидеть на месте, потому что нашла классный отель в Мексике или докрутила концепт путешествия для айти-компании в армянской деревне.

Главный общий вывод про предпринимательство — оно не для всех. И мне не нравится то, как тиражируется мысль про то, что всем надо быть бизнесменами. Да не надо. В найме гораздо больше стабильности, а ещё далеко не все способны вытянуть такой ритм жизни, стресса и количества принимаемых решений.

Второй философский вывод такой: делать своё дело непросто. Если вы слышите ванильную историю успеха, то задайте себе, а лучше тому, кто эту историю рассказывает, вопрос: как ему это удалось? Либо он не рассказывает про треш, либо у него действительно другие исходные данные (в виде богатых родителей или мужа).

А третий вывод: предпринимательство взрастило во мне огромную толерантность и эмпатию к косякам сервисов и компаний. Если до «Ща» я могла фырчать на ошибку в доставке, то сейчас я отношусь к этому спокойно, потому что знаю, что это такое — каждый день стараться хорошо делать своё дело, нанимать людей, учиться, налаживать процессы, прикручивать отвалившееся и успевать жить жизнь.

Ну что ж, давайте закрепим: меня зовут Катя, я 2,5 года ращу своё дело. Около полутора лет я делала его одна, сейчас нас 9 человек: кураторы направлений — Лена, Аня, Анаит, смм — Даша и Маша, менеджер по продажам Ира, ассистент и помощник Настя, главная по развитию сообществ Настя и я.

Я люблю своё дело, умею организовывать, заботиться о гостях, придумывать и решать сложные задачки. Иногда я ошибаюсь, а иногда — устаю от задач или количества решений. Иногда хочется быть просто девчонкой, которой нужно платье, а не заплатить налоги и подключить электронную подпись. А иногда я чувствую себя супер крутой бизнесвумен, которая может всё. Мне нравится быть там, где я есть. И я точно знаю ответ на вопрос «зачем я делаю то, что делаю». Потому что не могу не делать. И потому что я в этом хороша.

Фото с нашего первого собственного корпоратива! После него мы снова умудрились расширить команду, поэтому на фото не все. 
Фото с нашего первого собственного корпоратива! После него мы снова умудрились расширить команду, поэтому на фото не все. 
22
Начать дискуссию