6 ошибок на старте бизнеса, которые лучше не допускать

6 ошибок на старте бизнеса, которые лучше не допускать

6 ошибок, которые допускают все начинающие предприниматели на старте бизнеса, а также 6 способов их предотвратить от экспертов отрасли

На связи Максим Котляренко, основатель более 30 успешных бизнес-проектов и эксперт по вопросам открытия бизнеса в компании «Стартап под ключ». Более десяти лет мы оказываем профессиональную помощь в организации любого бизнеса в Москве и накопили за это время достаточно знаний об ошибках, с которыми неизбежно сталкиваются предприниматели-новички.

Чтобы не упасть в грязь лицом на самом старте, в этой статье мы разберём, основываясь на нашей практике, 6 самых распространённых бизнес-заблуждений начинающих бизнесменов, а также простые механизмы их преодоления.

Ошибка №1

«Я открою ООО/ИП, расчётный счёт, арендую и оформлю помещение, закажу сайт и дело пойдёт — начнутся звонки клиентов!»

Одно из основных ложных убеждений большинства новичков о том, что чтобы иметь успешный небольшой бизнес, его достаточно просто начать.

Что, например, надо чтобы открыть свой салон красоты? Всего-то: заказать регистрацию юридического лица, съездить в банк и открыть счёт, найти на «Авито» или «Циане» помещение, посмотреть его, понять, что всё «супер» и заключить договор аренды. На том же «Авито» или «Юду» найти бригаду ремонтников, за месяц сделать ремонт, завезти мебель, нанять на «ХэдХантере» администратора и остальной персонал, выбрав их по красивым резюме и убедительным рассказам об их профессионализме... и торжественно открыться, повесив воздушные шарики у входа.

Казалось бы, что может быть проще?

Но внезапно, через 2 месяца работы выясняется, что при регистрации юридического лица не были зарегистрированы необходимые коды видов деятельности для получения медицинской лицензии, что планировка в помещении не соответствует планам БТИ, а это необходимо для той же лицензии, что количество ваших клиентов за месяц в 3 раза ниже ожидаемого и вы теперь не знаете, как платить за аренду и зарплаты персоналу, что ремонтная бригада оставила после себя в помещении кучу дефектов, но теперь они уже далеко в Душанбе, что администратор некорректно общается с нечастыми посетителями и просто «сидит на зарплате», не интересуясь продажами услуг...

Не забывайте, в какой стране мы находимся. И лучше доверьте свои риски профессионалам в сфере подготовки и оформления документов, если сами не обладаете необходимой компетенцией.

Ошибка №2

«Я закажу продвижение сайта и клиентов станет больше!»

Ответ лаконичен — в большинстве случаев это просто не работает. Каждый второй закажет продвижение сайта. И будет как в анекдоте: «Судятся Рабинович и Абрамович. Рабинович заплатил судье два миллиона, Абрамович — три. Судья сказал Рабиновичу занести ещё один миллион, чтобы судить по справедливости».

Без профессионального маркетинга о вашем бизнесе никто просто не узнает, и Анфиса Бантиковна выберет для вечерней причёски и маникюра другой сетевой салон, найденный ею в «Гугле» по первым пяти ссылкам.

Ошибка №3

«Мне понравилось это помещение. Я уверен(-а), что здесь бизнес пойдёт!»

Как правило, редко когда случается, что выбранное на эмоциях помещение оправдывает возложенные на него ожидания.

Со временем выясняется, что место неходовое, либо рядом много крепких прямых конкурентов. Или с помещением не всё в порядке — у собственника до конца не оформлены права собственности, помещение имеет обременение, планировка неузаконена — вариаций всевозможных нюансов может быть сотни.

Рынок недвижимости — это отдельный мир, где опытные игроки действуют по своим правилам и «законам джунглей». Искушенные риелторы сразу распознают новичка, ищущего помещение. У них ведь цель одна — сдать в аренду любой ценой. А начинающий предприниматель потом возится с этим помещением и несёт немалые убытки, устраняя все дефекты и несоответствия.

Ошибка №4

«При выборе помещения я исследовал(-а) трафик перед помещением — он отличный. Но почему у меня так мало клиентов?»

Вероятнее всего, при выборе концепции заведения был неверно выбран сегмент заведения, а также не исследован уровень его востребованности на данной территории.

Пример: открытие в бизнес-квартале ателье по пошиву женской одежды или в глухом спальном районе, где уровень благосостояния населения невысок, салона красоты премиум-класса.

Перед принятием решения о помещении имеет смысл сделать самостоятельно или заказать у специалистов аналитику по данному объекту — исследование, в котором будет проанализирована целесообразность открытия того или иного вида бизнеса в конкретном месте, сделаны расчёты по адекватному среднему чеку в данной локации, приведены рекомендации аналитиков и выводы о целесообразности открытия заведения в определенном сегменте (эконом/бизнес/премиум и др).

Ошибка №5

«Я сделаю бизнес-план — прикину все расходы и доходы на листе бумаги, посчитаю, и, если результат положительный, то бизнес будет успешным.»

По нашему опыту, в 11-ти ситуациях из 10-ти данный подход не оправдывает себя. Уже после первого-второго месяца деятельности своего нового предприятия такой «бизнесмен» увидит, что реальные денежные поступления и отчисления совсем не похожи на те, что он посчитал на листочке перед тем, как запустить дело.

Даже самый элементарный, но толковый бизнес-план, лишенный всех описаний и написанный строго по существу, редко когда занимает менее 20–25-и страниц расчётов. В таком документе должны быть учтены все нюансы планируемой деятельности, каждая мелочь, вплоть до того, сколько рублей будет ежемесячно тратиться на бумажные салфетки и обслуживание кулера с питьевой водой.

Тем не менее сейчас на рынке снижен интерес к бизнес-планам как таковым, именно оттого, что 90% подрядчиков выполняют работу на уровне студенческого расчёта, чем делают невостребованными услуги оставшихся 10% профессиональных исполнителей и в целом дискредитируют всю данную отрасль.

Ошибка №6

«В интернете куча руководств по открытию того или иного бизнеса. И даже расчёты бюджета есть в открытом доступе. Сделаю, следуя инструкции, и всё получится!»

Наверное, почти каждый, кто интересуется открытием своего бизнеса, натыкался в интернете на некие статьи-руководства, которые подробно описывают все шаги, которые нужны для открытия конкретного вида бизнеса, и даже приводят расчёт инвестиционного бюджета и некое подобие бизнес-плана. Но если приглядеться к цифрам, можно сделать вывод о полнейшей бредовости всего, что там написано.

Например, цифры из одного из таких руководств по открытию точки-шаурмы рядом с метро из нашей практики: расходы на аренду помещения — 30 000 руб., зарплата поварам — 2 х 20 000 руб. и т.д. В какой параллельной вселенной действуют такие расценки? Все эти «пошаговые инструкции» не работают, а «бесплатный сыр только в мышеловке».

Старт любого бизнеса закладывает фундамент для всего его дальнейшего развития. И часто бывает, что ошибки, которые допускают предприниматели в самом начале своего пути, позднее становятся для них роковыми. Чтобы этого не произошло, будьте внимательны и не стесняйтесь обращаться к профессионалам за помощью.

11
Начать дискуссию