Зачем нужен акселератор для стартапов? Мой опыт двух акселераторов

В прошлой статье я рассказала о том, как с идеей приложения для конспектов получила 800 000 руб. на акселератор по ИИ в Иннополисе. В этой статье я расскажу о том, как написать такую заявку, что происходит на акселераторе и что он может дать вам.

Зачем нужен акселератор для стартапов? Мой опыт двух акселераторов

Итак, акселерационная программа – это комплекс мероприятий, направленный на достижение каких-либо результатов в проекте. Это как в работе с психологом: вы сами намечаете себе цели, которых хотите достичь, а программа акселератора будет вам в этом помогать. Поэтому проектом может быть идея, прототип, готовый продукт, действующий бизнес и др. А целью акселерации может быть доработка продукта, вывод его на рынок, повышение бизнес-показателей, выход на новые рынки, привлечение средств, повышение мотивации в команде и т.д.

Суть акселерации – дать ускорение (от лат. accelerator) вашему проекту из любой точки до желаемой.

Я проходила акселерацию дважды, поэтому выделю ключевые составляющие акселерационной программы:

  • Обучающая программа: лекции, мастер-классы, воркшопы – всё от специалистов в своей области, на хорошем уровне, с разбором примеров и проработкой кейсов от команд.
  • Трекинг – личное наставничество. Только ты, твоя команда и опытный трекер, который еженедельно вникает во все ваши проблемы, направляет в нужную сторону, помогает достичь результатов.
  • Консультации: помимо трекера можно проконсультироваться с нужными экспертами по своим задачам и проблемам.
  • Большая личная работа. Акселератор – это огромный труд всей команды, много-много часов работы над проектом. Погружение в проект полностью. Вся программа так построена, что ты, конечно, можешь работать на других работах, но все твои мысли и всё свободное время будут заняты проектом.
  • Нетворкинг – создание сети полезных знакомств, которые потом могут очень пригодиться. Да и в ходе обучения такие новые знакомства помогают и поддерживают.
  • Демо-день – завершающее мероприятие, на котором команды представляют свои проекты и показывают, чего им удалось достичь. В идеале – это сразу и инвест-день, когда выступления команд слушают инвесторы и могут присмотреть себе проект для вложений.
<i>Демо-день с проектом "Атлас города"</i>
Демо-день с проектом "Атлас города"

5 советов тем, кто хочет подавать заявку на акселерацию

Совет №1. Приготовьтесь много работать над проектом.

Наша программа в INNOACCELAI стартовала в июле, и это очень удачно. Я преподаю в вузе, у нас июль-август – отпуск. Есть время полностью погрузиться в обучение. Если основная работа занимает несколько часов в день, но вечера и выходные свободны, то тоже можно всё успевать. При высокой занятости у вас просто не будет возможности взять от акселерации всё, что она может дать.

Как писал Павел Дуров: «Чтобы расчистить место для нового, нужно не бояться избавляться от старого багажа – устаревающих идей, представлений, связей, мест работы». Правда, он ещё советовал жить в одиночестве и желательно на природе, поэтому не обязательно следовать его советам 😁 Но мысль понятна: расставьте приоритеты.

Совет №2. Ищите команду единомышленников.

На самом деле никто не запрещает проходить акселератор одному (и желательно на природе 😁). Первый акселератор с проектом “Атлас города” начинала проходить моя студентка в полном одиночестве. Потом, методом административного давления, к ней присоединились другие студенты, но никто не понимал, зачем он здесь и что ему делать. Даже когда все познакомились и вникли в проект, проблема разрозненности команды как была изначально, так и осталась. Мы не были единомышленниками, горящими одной идеей.

Во второй акселератор с Conspectus я писала заявку одна и думала, что, возможно, так одна и буду его проходить. Меня поддержали ребята-разработчики из первого проекта – Денис и Сергей. Но мне нужны были ещё люди, и я обратилась к моей подруге Насте, которая много лет работает интернет-маркетологом. Помимо ее опыта и профессионализма я видела в ней человека искреннего, прямолинейного, с аналитическим складом ума, дотошного в хорошем смысле этого слова, практичного (реалист, в отличие от меня). Я подумала, что если рассказать ей о проекте, а он плохой, то она мне так и скажет. И работать со мной не будет. Это будет показателем.

Первый разговор, еще на этапе подачи заявки на акселератор, закончился тем, что Настя сказала что-то типа “эти стартапы, я в них не верю, бесплатно работаешь, взлетают единицы, но если хочешь, напиши меня в заявку”. Когда пришел ответ от Фонда содействия инновациям, что нас выбрали на акселератор, это уже для Насти было показателем, что проект-то, может, и взлетит.

<i>Это мы с Настей в Сколково</i>
Это мы с Настей в Сколково

И мы стали кофаундерами. Потому что один ты, конечно, многое можешь, но вдвоем гораздо легче. Можно хоть полночи обсуждать проект, и ты точно знаешь, что твой напарник так же много думает о проекте и верит в него. Это помогает не опускать руки.

Потом Настя позвала в команду Тимофея – проджекта, который был нам очень необходим, чтобы организовать работу команды. Первое время мы с Настей плохо понимали, что говорят разработчики, а мы не могли до них донести суть того, что мы придумали. Тимофей оказался переводчиком с айтишного на гуманитарный, а также крутым организатором нашего времени, задач, созвонов и т.д.

Сейчас нам нужен человек, который бы закрывал вопросы с бизнесом, финансами и экономикой. Если это вы и вам нравится наш проект - напишите в комментариях.

Совет №3. Сформулируйте свои цели. А лучше – визуализируйте.

Писать заявку, несколько месяцев учиться, не спать ночами – это всё должно быть ради чего-то. Не ради этого прекрасного процесса “делания стартапа”, а ради того, чтобы что?

Ваши цели могут вертеться как вокруг продукта – того, каким вы хотите его видеть и что вы можете дать людям, так и ваши личные мечты и желания. Если поставить цели на акселератор – есть шанс их достичь. Или в корне поменять их.

Тут приведу текст из рекламной кампании Apple 1997 года: “Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Неудачникам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их — невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперёд. И пусть кто-то говорит: безумцы, мы говорим: гении. Ведь лишь безумец верит, что он в состоянии изменить мир, — и потому меняет его”.

Кстати, часть этого текста написана на эмодзи “Раскрытая книга” в айфоне:

<i>Открыли айфончики, посмотрели )</i>
Открыли айфончики, посмотрели )

Совет №4. Будьте готовы менять идею или отказаться от неё.

Время акселерации – трансформационный период для всех. Особенно это важно понимать тем, кто пришёл с классной идеей или MVP и горит желанием реализовать картинку в голове. Будьте готовы менять ваш продукт, направление, целевую аудиторию, планы и т.д. Иногда акселератор показывает, что для успеха проекта в нём что-то или многое нужно изменить. Это может быть психологически сложный момент для фаундера или команды.

В следующей статье я расскажу, как мы поменяли продукт и целевую аудиторию после проведённых исследований и общения с реальными людьми. Если интересно – поставьте нам сердечко или напишите комментарий!

Совет №5. Пишите заявку как научную статью.

Тут вряд ли можно будет обойтись объяснением на пальцах, что вы хотите сделать. Но и заумная речь тут не причём. Суть в том, что каждая ваша фраза должна иметь доказательную базу. Нельзя просто бросаться красивыми словами или личными фантазиями. Опирайтесь на источники, цифры, официальные данные. Каждое ваше слово в заявке может быть проверено и должно иметь основание.

Примерный перечень основных разделов заявки:

  • Актуальность проекта. Расскажите о том, какая ситуация на выбранном рынке сейчас, каков портрет покупателя, какие есть тренды в вашей нише. Приведите цифры и ссылки на источники. Это не ваши фантазии, почему ваш проект нужен, а объективная картина реальности.
  • Название проекта. Его можно построить по формуле: “Что мы делаем, для какой аудитории, каковы особенности продукта, какую проблему/задачу он решает и для чего”.

Например, название нашего проекта звучит так: “Разработка мобильного приложения Conspectus на основе технологий искусственного интеллекта для автоматического конспектирования устной речи и последующей обработки полученного текста с целью оптимизации учебного процесса”.

  • Цель и задачи проекта. Цель – это то, что хотим получить в итоге. Задачи – шаги по достижению цели, которые необходимо выполнить, чтобы к ней прийти.
  • Технологическая новизна. По сути основное отличие от конкурентов на выбранном рынке.
  • Трекшн. Путь развития проекта, какие есть результаты в цифрах (деньгах, привлеченных клиентах, партнерах).
  • План развития. Ваше видение, как будет развиваться продукт, со сроками, этапами и деньгами на реализацию этапов.
  • Команда. Описать компетенции команды. Хорошо, если есть полный комплект: технический специалист, бизнес-специалист, продакт/проджект, маркетолог, дизайнер, копирайтер. Главное – вы должны показать, что команда дополняет друг друга в профессиональном плане и сможет реализовать задуманный проект или достичь нужных целей.
<i>Пример анкеты для заявки</i>
Пример анкеты для заявки

Написание заявки на акселератор или грант – небыстрое дело, за вечер не напишешь. Лучше набросать черновик текста в каждом разделе, затем прорабатывать каждый раздел отдельно, проводя внимательное исследование данных. Обязательно перечитывать на свежую голову и проверять на адекватность.

Напрашивается вопрос: какой акселератор выбрать? Базовый совет такой: смотрите на специализацию акселератора. Если у вас ИИ, как у нас, то в программе обязательно будут лекции об этом, а трекеры будут иметь успешный опыт выпуска продуктов с нейросетями. Вы не останетесь одни наедине со своими проблемами.

Также может возникнуть вопрос про график и формат программы акселерации. Сейчас такое время, что всё очень гибко. У нас в INNOACCELAI лекции онлайн 1 раз в неделю в одно и то же время, можно подстроиться или смотреть в записи. Плюс на неделе бывают полезные встречи и воркшопы с успешными компаниями, они делятся опытом и очень вдохновляют. Встреча с трекером – это 1 час в зуме в удобное для всей команды время. У нас это 19.00, потому что все работают.

<i>Наши вечерние встречи в зуме</i>
Наши вечерние встречи в зуме

Важный момент: встреча с трекером – это не его лекция или рассказ о том, что вам делать. Это ваше с ним обсуждение результатов, сделанных за неделю, которые вы заранее скинули ему, и он уже пришел подготовленный. У нас в Иннополисе мы не тратим время на отчеты каждого, кто сколько интервью провел или сколько конкурентов изучил. Мы приходим, чтобы поделиться выводами и идеями, куда двигаться дальше, обсуждаем все нюансы и трудности. Обычно этот час с трекером – самое продуктивное время за неделю.

Что вы сможете сделать во время акселератора, если у вас новый продукт:

1. Чётко понять, на каком рынке какую проблему и для кого решаете. Наступает ясность, и это можно выразить 1-2 предложениями.

2. Проанализировать рынок и рассчитать объём рынка в деньгах. Тут же примерный показатель, сколько вы сможете заработать на нём (SOM).

3. Проанализировать конкурентов и понять, с кем и за что конкретно вы боретесь.

4. Определить бизнес-модели: как и на чём вы зарабатываете.

5. Сформулировать ценностное предложение. Проще говоря, в чём ваша главная особенность, что вы даёте клиенту такого, за что он захочет вам платить.

6. Описать трекшн: какие цифры уже есть (продажи, клиенты, деньги, партнеры) и как они будут расти.

7. Подсчитать инвестиции: сколько вам нужно денег, чтобы достичь целей.

Акселератор – не единственный путь. Сотни компаний развиваются сами и находят свой путь и ответы на все вопросы. Альтернатива акселератору в современном мире – опытный ментор. Найти его непросто и дорого. А на акселератор можно получить грант, как сделали мы, поэтому проходим его бесплатно.

Если у вас начало пути или только идея, акселерационная программа – отличный путь проверить жизнеспособность своей идеи без кредитов и миллионных затрат.

Есть вопросы? Пишите в комментариях!

И подписывайтесь на телеграм-канал Conspectus, чтобы следить за развитием проекта:

44
8 комментариев

У меня главный вопрос, что если идея только на уровне идеи, что если нет MVP, что если нет команды, как сдвинуться с мертвой точки, при этом свободных ресурсов нет? Я насколько знаю, в акселератор без этого ну никак не попасть.

Без mvp можно попасть, нужно смотреть условия акселератора. Я попала без mvp. Ресурсов у меня тоже не было. Команду я стала собирать тогда, когда прошла в акселератор. Это кажется трудным, но мне один человек сказал: как вы ищете людей на свою идею, так есть люди, которые ищут вас с идеей - вы нужны друг другу. Что касается идеи: если она вам очень нравится, то ее нужно начать прорабатывать. Я проводила опросы, интервью с незнакомыми людьми, чтобы подтвердить, что мой продукт решает чью-то проблему. Плюс изучить рынок, конкурентов, тренды и т.д. И со всем этим уже точно можно попасть в акселератор.