Выбирай профессию, а не ВУЗ I. Откровенно про образование и тех, кто пытается его получать

Всем нам известна старая и надежная, как швейцарские часы, формула успеха: «окончить школу + поступить в ВУЗ + получить диплом + устроиться на работу = стать большим и уважаемым человеком с зарплатой до колен». Однако на деле эта формула работает не у всех и не всегда. Попытаемся понять, почему.

Выбирай профессию, а не ВУЗ I. Откровенно про образование и тех, кто пытается его получать

В первую очередь, хочу сразу сказать, что этот текст не про зарабатывание восемнадатилетками «триллиардов» в интернете и прочую, нацеленную на отчаявшихся любителей халявы, дичь. Точно также этот текст не о том, что образование – это никому ненужный невостребованный рынком анахронизм. Этот текст о том, что не в теории, а в реальной жизни есть учеба и профессия, работа и зарплата. И нацелен он на тех, кто еще только стоит перед выбором, на кого и куда поступать, и их родителей, которые по каким либо причинам уверены, что делать это надо не важно, как и куда, но обязательно с первого раза, после школы и на бюджет.

Прежде, чем перейти к основному, весьма не короткому тексту, обозначу, почему я уверен, что изложенные здесь мысли имеют право претендовать на истину. С 1986-го года своего рождения я, как и все читающие, учился в школе. Как большинство – в ВУЗе. Как очень многие – работал по найму. Причем, как в бюджетных, так и в частных организациях. Отслужил в армии. Однако помимо этого к сегодняшнему дню также успел отучиться в аспирантуре, где написал диссертацию, которую так и не стал защищать. Отдал 5 лет преподавательской деятельности в ВУЗе и параллельно еще столько же – в среднем профессиональном учебном заведении. И на сегодня уже 6 лет как являюсь собственником бизнеса, который, пусть и не приносит мне миллионы «зеленью», не позволяет ездить на «Майбахе» и не дает возможности по полгода отрываться на Мальдивах, тем не менее, позволяет достаточно неплохо жить. И потому я имею возможность не только просто описать жизнь со стороны ученика и учителя, работника и работодателя, но и поведать о тех самых ее «секретных» аспектах, о которых каждый из этих людей по отдельности вряд ли решился бы вам рассказывать.

Далее, чтобы не утомлять тех, кому под конец всего этот текст может показаться пустой тратой времени, вкратце опишу, какие вопросы и как мы будем здесь разбирать. Под заголовком «Про горькую правду и подмену поднятий» поговорим о том, откуда взялся этот выше обозначенный алгоритм, и почему в прежние времена вера в него была более обоснованной. А также определим, на кого выгодно, а на кого действительно стоит возлагать вину за все наши жизненные фейлы, связанные с высшим образованием и его низшей оценкой со стороны потенциального работодателя.

Под заголовком «ВУЗ и студенты» я расскажу о том, какие цели ставили при поступлении перед собой мы в 2003м, и какие цели чаще всего ставят сейчас. Опишу, как в среднем проходит процесс поглощения гранита науки и какова и при каких условиях в итоге может быть ценность полученных в институте знаний. А также о том, как и почему эйфория от предвкушения светлого будущего на первых курсах, через экватор с его кризисом сомнения в выборе и к диплому скатывается до апатии «защититься, забыть как страшный сон и договориться хотя бы к дяде Сереже на полставки»

Под заголовком «ВУЗ глазами преподавателя» будет реально жесткий рассказ о том, чем на самом деле занимаются преподаватели, какие установки им ставят, какие цели преследуются и почему на самом деле в университетах может не быть квалифицированных кадров. И наперед же сразу скажу— определенно не потому, что на эти зарплаты никто не идет.

Под заголовком «Жизнь глазами наемника» я расскажу, с какими трудностями приходилось сталкиваться, когда устраиваешься на работу, будучи еще студентом, а также уже с дипломом. Что на самом деле требуют руководители, и что из всего этого им можно гарантировать, а также на что можно рассчитывать самому.

Под заголовком «Жизнь глазами работодателя» опишу, что представляет собой тот дурдом, когда при огромном количестве потенциальных работников с образованием, порой проще брать детей чуть ли не сразу после школы и обучать самому. Просто потому, что наличие диплома чаще ровно на столько же не дает никаких гарантий об истиной квалификации выпускника, насколько повышает его самомнение и гонор в требовании дать все и сразу просто за возможность принять в штат.

ПРО ГОРЬКУЮ ПРАВДУ И ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ.

Начав этот текст с древней мудрости, гласящей о том, что чтобы в жизни чего-то добиться, нужно хорошо учиться в школе, поступить на бюджет и получить диплом, я хотел не поставить под сомнение эту теорию, а указать на то, что в такой «малость» усеченной трактовке она, действительно, не всегда на столько уж работоспособна. При этом же подчеркну, «не всегда» – не значит «вообще». Ибо друзей и просто знакомых, успешно окончивших ВУЗы и живущих на уровне, существенно выше средних показателей росстата по стране, в моем окружении вряд ли меньше тех, кто после таких же ВУЗов и, порой, даже тех же специальностей, в итоге не смогли найти себя ни в чем ином, кроме нытья о несправедливости жизни с высоты мамкиной шеи. Точно так же, как и число людей, решивших и вовсе забить на образование, чтобы в итоге посвятить себя акциям по «спасению» чего-либо от придуманных проблем за чувство собственной недооцененности, явно не превышает количество тех, кто и с одним средним или средне специальным образованием живет не хуже образованного менеджера среднего звена.

Жизнь любого среднестатистического человека с детства представляет собой одинаково прямой для всех маршрут, на котором в школе его должны подготовить к ЕГЭ, с которым его должны взять в универ, где ему должны дать диплом, с которым его должны взять на работу, на которой до пенсии ему должны платить высокую зарплату. Повторюсь, у кого-то эта схема реально работает. У кого-то – нет. Однако именно из-за непонимания того, как именно она работает, попытка ее реализации для многих все больше походит на участие в затяжной лотерее, при подведении итогов которой, если повезет, ты «на коне». А повезти то должно. Хотя бы просто потому, что, по словам мамы «ты тут самый умный и талантливый».

Идея про бесплатные институты и гарантированное трудоустройство – ни разу не легенда уровня «бабушкиных сказок», а вполне себе рабочая схема нашего, в бывшем, социалистического государства, в котором помимо государственного (бесплатного) образования, было также и обязательное распределение (трудоустройство). Однако поскольку вникать в саму суть этих явлений всем уже лень, от всего и осталось на слуху разве что только «бесплатно» и «гарантированно», в которых под первым теперь подразумеваются просто «бюджетное», а под вторым - «без диплома никуда не возьмут», что тут же приравнивается к «с дипломом то тогда уж точно все двери можно с ноги отрывать».

Если в эту суть вникнуть, то можно понять, что бесплатного ни тогда, ни сейчас, ничего не было и нет. Институты надо содержать, преподавателям надо платить. И делалось это тогда, и делается сейчас на средства наши, народные. Когда мы из своих налогов оплачиваем подготовку будущего специалиста, который в дальнейшем кует наше светлое будущее там, где мы ему скажем (распределение). То есть, обязанность именно получившего образование специалиста отработать вложенные в него средства и народное доверие, но не обязанность работодателя взять его, куда он хочет, на зарплату, какую он хочет, просто потому, что он смог получить диплом. Но есть нюанс. Ибо если бюджетное образование со времен СССР как явление осталось, то распределение - отнюдь.

Рассуждать о том, хорошо это или нет – не цель данной статьи. Однако определенные тонкости в разнице между «бесплатным» образованием с распределением и без него есть, и именно на них и стоит обратить внимание. И самое важное здесь – это качество такого образования, метод его оценки и контроля, а также ответственность за него со стороны всех причастных.

Высокий уровень образования того периода можно объяснить просто. Единством цели этого образования. Когда стране нужен был специалист, человек хотел стать специалистом, государство давало средства на подготовку специалиста, а институт готовил именно специалиста. В этом случае, нуждающееся в специалисте предприятие, получавшее себе его готового, могло реально оценить его умения, а значит и качество образования, то есть степень соответствия диплома конкретного института, где готовили этого специалиста, актуальным предприятию критериям. Простая схема, в которой мы видим единую и непрерывную цепочку, по которой всегда можно отследить, кого и за какие заслуги чем наградить, или же куда наказать. То есть, осуществить тот самый контроль конечного качества. И ведь не поспоришь, что при наличии альтернативы «давать качественное образование и быть профессором» или «давать видимость образования и таскать урановые чурки на рудниках», руководство любого института было заинтересовано в самоконтроле и контроле своих преподавателей более чем.

Однако с отсутствием распределения сама суть этой схемы изменилась в корне. И равно как выше трактовки про «бесплатное» и «гарантированное», здесь бы я пояснил и пересмотрел и всю концепцию о том, кто кому и что на самом деле должен. И, как бы ни обидно,грубо и грустно это ни звучало, но теперь я хотел бы предложить всем читающим смириться с тем фактом, что ни вам, ни уж тем более вашим детям в реальности ни школа, ни ВУЗ, ни, особенно, работодатель вообще ничего не должны.

В схеме, в которой из единого длинного процесса каждый теперь участвует сам по себе, каждый и работает в интересах только себя. По факту. Школа как организация не должна давать ребенку актуальные знания для поступления в ВУЗ. Она должна отчитаться перед РАНО статистикой по ЕГЭ, чтобы на будущий год ей выделили часы под 10-11 классы, чтобы не пришлось сокращать учителей. И по-этому все эти последние 10 и 11 классы школьники занимаются не изучением материала, а вырабатыванием навыков эффективной расстановки галок в графах тестов с однотипными задачами и заданиями.

ВУЗ не должно давать студентам качественное образование. Оно должно показать соотношение выпустившихся к поступившим, чтобы на будущий год ему не порезали количество бюджетных мест. С которых можно, вообще не шевеля батонами, кормиться досыта, пока некомпетентные недо-преподы с «образванием», но без практического опыта, будут с листа читать студентам непонятные термины из утвержденной МинОбр’ом программы и отправлять их к интернету для «самостоятельного осмысления новых полезных знаний» и выполнению заданий исключительно для «ушататься к сессии».

При этом с работодателем все еще суровее. Он, если только не является бюджетной организацией, вообще никому ничего не должен. Ибо как единица бизнеса преследует одну единственную цель – получение прибыли. Что в буквальном смысле означает, что решение даже не о зарплате, а о самом вопросе «брать – не брать» вчерашнего студента в штат, он будет принимать не на основе наличия у того диплома, а по тому, какую выгоду потенциально он способен принести и с какими рисками. А о том, что «специалист» без опыта, но с «талантами», кроме проблем бизнесу ничего дать не может, разговор хоть и отдельный, но, уверен, многим понятный.

Так что, как бы ни печально звучало, но все же все эти баллы за ЕГЭ, корочки из универов и даже место в штате хотя бы даже с минималкой – это не обязанность государства, школы, ВУЗа или начальника вас ими обеспечить, а всего лишь производные сопутствующие от реализации ими собственных целей в преследовании исключительно своих интересов. И потому все их значения изначально всегда будут соответствовать не вашим высоким ожиданиям, а всего лишь их необходимым минимальным стандартам.

Однако этой схеме вот уже как почти 20 лет. И за все эти 20 лет кардинальных изменений в ней, кроме переименования специалитета в бакалавриат и сокращения минимальной обязательной программы с 5-и лет до 4х, от чего-то не происходит. И, разумеется, в этой части мы просто обязаны возложить вину за все на навязавший нам эту ересь с тестами госдеп, контролирующих его рептилоидов с Нибиру и лично Владимира Владимировича, так предательски и бессовестно допустившего все эти безобразия. Однако я предпочту пойти иным путем, и, не спрашивая ничьего позволения, пройдусь дорожным катком по обратной стороне этого явления – тем, кто идет «куда и Наташка из 11Б», и их родителям, обрекающим своих детей на «главное поступи, а там как-нибудь закончишь, и потом видно будет».

Вспоминая выше образование с распределением, мы вскользь упомянули о том, что абитуриент там, все же, хотел стать специалистом. То есть, решение его о поступлении было осознанным и преследовало цель получить специальность, чтобы в последующем иметь возможность использовать добытые знания для выполнения конкретной работы, требующей ответственности много большей, чем мог на себя взять выпускник школы или ПТУ. Которые тогда, точно также, как и сейчас, тоже имели право работать сразу без "вышки", пусть и на более низких должностях. Чего, собственно, не стеснялись, потому что работать в те времена в принципе и не важно кем – было делом уважаемым и благородным. В отличие, опять же, от сейчас.

Нынешние же, наши, поколения, имеют уже иные трактовки, приоритеты и стандарты относительно этой жизни. Если подумать, то за последние годы можно мало вспомнить людей, которые шли не за дипломом, а за профессией, чтобы после идти именно работать, а не получать зарплату. И да, неделимые ранее понятия в современном мире давно уже наделены определенными автономными свойствами.

Отсутствие распределения при наличии бюджетного образования ставит перед нами еще одну проблему. Ведь в те времена, когда за проведенные в стенах ВУЗовской общаги годы, ты был именно обязан отработать вложенные в тебя инвестиции, выбор самой специальности осуществлялся иначе, чем когда после окончания «бесплатного» образования тебе просто дают стандартную форму о подтверждении трудоустройства. Которую вроде и надо вернуть потом заполненную рукой работодателя в отдел кадров института, а вроде и нет. Ибо действительно, но при отсутствии ответственности за уклонение от отработки после получения образования за казенный счет, сам принцип выбора специальности скатился до уровня «попробовать на халяву». При этом же, если спросить именно студентов о том, хотели ли бы они после получения бюджетного образования иметь целевые направления на обязательную отработку, в большинстве случаев они воспримут это как посягательство на их право на самоопределение. При этом же, если в довесок спросить об их намерении идти по выбору самостоятельно, но все равно по специальности, они ответят, что пока вообще не определились, кем будут работать, а поступали просто потому, что «образование надо - так все говорят». Неплохой повод задуматься тем, кто получил, получает или заставляет своих детей получать бюджетное образование, чтобы потом поменять свои взгляды на жизнь и работать не по специальности – не являются ли ваши возможные обвинения кого-то в распилах и нецелевом расходовании бюджетных средств в этом случае явным примером лицемерия и двойных стандартов?

Поступить в ВУЗ сегодня в 9и случаях из 10и – это не осознанная необходимость, а больше дань моде, стадное чувство, попытка угодить родителям или же тупо сбежать от них в общагу, а то и все сразу. Но явно не «хочу быть биотехнологом, потому что эта профессиия по прогнозам ведущих специалистов сохранит свою значимость в ближайшие 30 лет, не может в течение этого времени быть замещена робототехникой или ИИ, а в списке государственных программ развития занимает по значимости второе место и ожидаемые инвестиции в отрасли в ближайшие 10 лет составят 150 трлн. рублей» (откровенно вообще без понятия про саму биологию и биотехнологию, так что можно не гуглить. Условный пример просто для донести суть).

Отсюда же растет и понимание принципа определения будущего образования: Питер, потому-что модно, Москва, потому-что престижно, а если нет, то не далее двух кварталов от дома; проходной бал, чтоб не напрягаться по предметам, которые сами по себе не напрягают; бюджет, потому что не хочу платить за то, в чем не уверен, что вообще понадобится, и при этом же отсрочка от армии, потому что «не помню, чтоб я у Родины что-то занимал, чтоб теперь ей какие-то долги отдавать».

В сухом остатке теперь мы видим, что с современным российским образованием все логично. Его нет. Тупо потому, что оно почти никому не нужно, ибо весь тот треш, который творится в нем со стороны абсолютно всех его участников, не смотря на все стоны и жалобы, в действительности всех вполне себе удовлетворяет.

- ВУЗы, принимающие за государственные деньги в свои пенаты свежую кровь, грузят ее бесполезной, не имеющей реальной практической ценности, но сложно и красиво звучащей с трибун кафедр, туфтой. Чтобы по прошествии 4х лет объявить об успешном завершении очередного «важного» этапа в жизни, затем попытаться завлечь к себе еще на 2 года в магистратуру, а если не пойдут или, не дай Бог, еще и претензии предъявят, свалить все на сложные и бесполезные стандарты и острый дефицит зарплат для квалифицированных кадров.

- Студенты получают просто заветный диплом с какими-то таблицами, в которых что-то про дисциплины, о половине которых они, возможно, даже не слышали, и практических часах на предприятиях, на которые они даже не ездили, но которые чисто для галочки можно показать маме, потом попробовать всунуть на работе, а на вопрос о реальном опыте ответить «когда? Я ж на дневном учился».

- Школы, которые 11 лет выполняли план для первых по минимальной подготовке вторых так, чтобы вписаться в собственные же рамки статистики, а на вопрос о том, почему, все же, в итоге все так печально, заводить пластинку о том, что нынешнее хамское поколение давно уже «не торт», и что всему виной интернет, компьютерные игры и высокомерие родителей, отрицающих очевидные провалы в воспитании собственных детей. И пусть даже в каждой из высказанных у каждого отговорок можно найти немалую долю истины, основная суть все рано остается неизменной: не смотря ни на что, в реальности всех все устраивает.

Пожалуй, единственные, кто здесь действительно в проигрыше – это бизнес, практически не имеющий возможности взять к себе готового спеца, выращенного на свои налоги, без необходимости его дальнейшего «апгрейта» снова за свои же деньги.

Швырять с этих слов мышкой в стену в проклятиях к ничего не смыслящему в жизни автору, чтобы и дальше плакать о том, что уникальность вашу или вашего ребенка никто не понимает, или же принять эту информацию как факт и на основе ее попытаться сделать что-то, что позволит одинаковой для всех системе работать именно так, как это нужно вам – ваш выбор. Я же просто еще раз повторю: описанные выше проблемы есть, однако не смотря на это, получить необходимые опыт и знания, чтобы в итоге оказаться востребованным на самых разных рынках труда – можно. Но для этого надо точно знать, чего хочешь, и понимать, как этого добиваться. К чему мы шаг за шагом будет пробираться далее.

1818
24 комментария

Приличные люди ВУЗ выбирают для коммуникаций, а не для профессии.

8

Звучит как начало жесткого немецкого кино не о войне...

3

Надо повышать престиж средне-специального образования, короче говоря. Чтоб учителей русского языка не грузили политологией, а инженерам не парили мозги философией. И чтоб спец выпускался за 3 года, а не за 6. И с реальной практикой, а не как у меня было: мы вам все подпишем, только отвалите

3

Опять же, не стоит смотреть на все на столько линейно. Насчет реальной практики, всегда есть возможность ее получить. К нам в Нижний Новгород в этом году на практику приезжала студентка аж из Новосибирска. Выбила договор, командировочные от ВУЗа. При том, что все ее сокурсники проходили эту практику ровно по той схеме, что вы описали. Что до общеобразовательных дисциплин, в них нет ничего плохого. При любом раскладе качественные пары по философии будут лучше, чем никакие по спецам или просто ничего.

1

Ну тут все сложно на самом деле.
Школа это социальный уравнитель.(обыдлитель)
Вуз забирает лучшие годы когда подросток на пике креативности, опять равняя под среднестатистический раб класс.
Армия я молчу.

Не все хотят быть выдающимися.

Те кто захотят им не помешают ни школа ни вуз ни армия.

А дети по сути своей это продолжение родительского склада ума, с некоторыми корректировками обществом.
Поэтому и в вуз бегут-> «потому что все пошли и я пошёл, зачем незнаю»

Тот у кого лежит душа к чему либо, сам разберётся в этом, узнает и книги прочитает, а вуз нужен только для тех специальностей в которые без этой корки не попасть - гос служба итд.

1

не говорю, что просто, но и тут субъективно. В ВУЗ можно поступить в любом возрасте. Никаких требований и возрастных ограничений по верхней планке нет. Армия, особенно сегодня - вообще не проблема. По крайней мере мне с года там хуже не стало. Про "сам книги почитает" тоже спорно. Не в любых профессиях самообразования достаточно.

3

Какие то очевидные вещи пишите, без предложений и выводов.

Да, система высшего образования совершенно не гарантирует тебе тёплое место и большую зарплату, как и вообще ничего в мире тебе его не гарантирует (кроме папы депутата конечно). Но если условные 20 выпускников из 100 станут высокооплачиваемыми специалистами, то без образования им станет 1-2.

И вообще я считаю, что проблемы тут не с высшим образованием как таковым, а положением дел в российский вузах. И кстати да, выпускник условного мгу или мгимо найдёт работу гораздо проще, чем условного ростовского государственного. И Уровень образования у него тоже будет выше.

1