История от Работника торгового зала в "Ашан" до Проектного директора

Привет! Меня зовут Виктория и мне 29 лет.

Я являюсь Проектным директором в разных компаниях малого бизнеса. Звучит размыто? Если простым языком, я помогаю развиваться стартапам, направленным на продажи товаров и услуг, брендинг и позиционирование. Кто-то подумает, что «ну вот, очередной виток маркетинговых агенств в одном лице», но нет. В каждом конкретном проекте разные задачи: где-то нужно разработать и внедрить брендбук, позиционирование, маркетинговую стратегию и т.п., где-то выступить Операционным директором и наладить все бизнес-процессы внутри команды, а где-то выстроить идею с нуля и поставить «на рельсы».

История от Работника торгового зала в "Ашан" до Проектного директора

Данная статья больше про мотивацию и, вообще, просто свободное необременительное сложными цифрами и словами чтиво. Поэтому, если вы ищете маркетинговые исследования или коучинги «как заработать миллион», то Вам вряд ли будет интересно. А вот, если вы ищете вдохновения или просто хотите разгрузить свой мозг, то с радостью помогу Вам этой статьей! В данной статье я преследую две важные мысли: «не нужно бояться перемен и смены работы», «ставьте цель и неситесь к ней сломя голову».

Не нужно бояться перемен и смены работы

Ставьте цель и неситесь к ней сломя голову

У меня есть как свои проекты, так и в соучредительстве и временные в найме. Работаю ли я одна на все задачи и проекты?

Нет конечно. У меня нет универсальной команды, которая придет в той или иной проект и сразу подхватит все задачи. Каждый проект универсален, поэтому, зачастую, приходится в моменте искать специалистов под задачи и, далее, с ними работать и по следующим проектам, если у них есть желание/возможности.

Я безумно люблю каждый проект и получаю удовольствие от того, что я делаю, даже находясь в найме! Но, чтобы найти этот дзен, набить опыт и насмотренность, мне потребовалось 11 лет работы, много набитых «шишек», недооцениваний и грязных подстав меня, коллективов-террариумов, оскорблений, несоблюдения субординации и, мое самое любимое!, конечно же, некомпетентность руководства.

Я не буду разглашать имена, упущу частично где и что со мной происходило, пусть это останется под завесой тайны. Хотите верьте, хотите нет, Ваше право. Но уверена, что многие люди в найме с частью из вышеперечисленного сталкиваются.

17 лет

Итак, мой путь начался с Работника торгового зала (по совместительству, грузчик-приемщик товара) в федеральной сети «Ашан» Спб в 17 лет.

История от Работника торгового зала в "Ашан" до Проектного директора

Оглядываясь назад, я понимаю, что без этой работы не было бы ничего дальше. Работа заключалась в приемке товара, выставлении его на полки магазина, проверке и выставлении ценников, ночных инвентаризациях и мойке торгового оборудования (еще было катание на рохле, но оно запрещено техникой безопасности😁). Работа несложная, но физическая, местами. Как я с моим телосложением умудрялась таскать тяжести я до сих пор не понимаю, но, видимо, это был «запал молодого бойца».

Проработала я так 2 года в отделе книго-печатных изданий и DVD (тогда было это еще модно) и меня повысили до Эксперта направления. Это когда в работе, описанной выше, еще добавляется блок с закупками, логистикой и unit экономикой.

И тут меня поперло.

Я начала менять ассортимент в отделе, управлять ценой и изучать её влияние на спрос. Пошли приросты, меня заметили и предложили поучаствовать в новом конкурсе от главного офиса (французского тогда еще) для молодых и целеустремленных, суть которого придумать нововведение, направленное на увеличение продаж/сокращение расходов и воплотить его в жизнь. Победителя отправляли в Париж на неделю за счет компании в путешествие. Как любитель книг и библиотек я и придумала: а почему бы не превратить отдел книг в мини-библиотеку с сидячими местами, местом для детей, которые сидели тогда на полу и листали книжки, с бОльшим количеством света за счет более низкого оборудования для увеличения СрЧ (среднего чека). Было все рассчитано и запущено, куплено оборудование.

За одну ночь оформили сидячие места, провели смену торгового пространства и товара, сделали новую навигацию. Оставалось только ждать и наблюдать за продажами. Конечно же, первый месяц показал минус в динамике месяц к месяцу по всем показателям, так как покупатели всегда тяжело относятся к изменениям. НО начиная со второго произошел прорыв: увеличение СрЧ х2,5 раза, Продажи в ШТ росли быстрее, чем товар поступал в магазин, Выручка стремительно ползла вверх. На третий месяц Выручка в РУБ достигла московских филиалов и сместила некоторых в рейтинге, которые всегда стабильно занимали первую 5-ку по РФ.

Прошел год, мой отдел рвал все продажи по России, я общаюсь со всеми магазинами сети и закупщиками, пришло время защищаться в конкурсе. Мне уже говорят инсайт, что это самый лучший результат и если я не облажаюсь на защите, то поездка у меня «в кармане». Ну вы понимаете, я даже французский начала учить, насколько я была воодушевлена:)

И тут мне сообщают (как в лучших драмах, один на один в маленькой душной комнатке), что нужно продвинуть другого человека и он будет защищать проект от своего имени и мне нужно было ему все рассказать и передать.

Опущу свои эмоции и лирику, вы и так все понимаете, что я чувствовала. Итак, человек поехал на защиту, не защитил, так как что-то пошло не так на защите и вернулся ни с чем. Шалость не удалась.

Спустя несколько месяцев мне раздался звонок от Коммерческого Директора из Санкт-Петербургского Дома Книги (главный книжный страны на тот момент), до которого дошел слух о данном проекте и меня зовут на работу Менеджером по закупкам. «АШАН», пока!

P.s. проект был реализован полностью и частично во многих книжных отделах сети и актуален по сей день.

20 лет

Мне 20 лет, я становлюсь Менеджером по закупкам художественной литературы.

История от Работника торгового зала в "Ашан" до Проектного директора

Молодая девочка (самая молодая в коллективе), приходит в коллектив к акулам книжного рынка.

Знаете, я ничего не могу сказать плохого о данном опыте, это были крутые 3 года моей жизни с прекрасными и умными людьми в красивейшем месте с видом на Казанский Собор. До сих пор я общаюсь с бывшими коллегами (ну как минимум, слежу за ними в соц сетях😀) и книжными издательствами.

Я была тем человеком, который подхватил начинающийся тренд на комиксы и собрал все издательства со всей страны в одном месте для покупателей и раньше остальных стал собирать все «сливки» спроса. Чуть позже, другие книжные это увидели, подхватили и тоже так и сделали. Время шло, университет был закончен, и пошел слушок, что хотят поменять бОльшую часть команды, для более свежего взгляда. Я, да бы избежать неприятностей, начинаю искать работу.

Пройдя несколько собеседований я осознаю, что в Санкт-Петербурге особо не из чего выбирать в моей сфере закупок и не заглянуть ли мне в столицу на огонёк возможностей и перспектив. Очень интересно, что я столкнулась с новым кейсом:

Как найти работу подстать твоему опыту и знаниям, когда тебе всего 23 года?

У меня было огромное количество отказов, где основные причины были: «Вы очень молодая, мы не можем предложить вам эту должность» (важное замечание, основной возраст Категорийных менеджеров и Менеджеров по закупкам в крупных компаниях ~35 лет), «Вы просто взяли и переехали? Где гарантии, что вы так снова не решите переехать и уволится?», и мое любимое, «Кредиты, ипотека есть?Нет?» - и вся скорбь мира на их лицах».

Вы просто взяли и переехали? Где гарантии, что вы так снова не решите переехать и уволится?

Конечно я, будучи сейчас руководителем, все это понимаю и в каждом пункте есть свои риски. Сейчас, уже становится меньше этих границ, рамок и наконец-то мировоззрение руководителей меняется, но тогда все было еще печально.

Итак я нашла новую работу, оставила родное гнездышко и поехала в Москву на пмж.

23 года

Мне 23 года, я становлюсь Продукт-менеджером у лидера b2b сегмента Компании «Комус».

История от Работника торгового зала в "Ашан" до Проектного директора

Эта компания стала основоположником всех моих будущих идей, взглядов и целей. Концентрация подстав, бюрократии, некомпетентности некоторых руководителей с одной стороны, и крутых, душевных, профессиональных и неоцененных людей с другой стороны просто зашкаливала. Я поняла, что такое по истине бюрократия, когда отчеты для Генерального директора проходили через ~15 человек и каждый удалял и переписывал информацию так, как ее нужно преподать.

по истине бюрократия, когда отчеты для Генерального директора проходили через ~15 человек и каждый удалял и переписывал информацию так, как ее нужно преподать

У меня именно в то время зародилась идея, что пора двигаться к цели ухода в свой бизнес с меньшим количеством найма и зависимости от сумасбродных дядь и теть.

Я приходила на сувенирную продукцию, но через пол года мне отдали уже весь рынок красоты и здоровья с Выручкой ~3млн.р./мес. На тот момент, доля этой ТК (товарной категории) была ~0,1% от общей Выручки компании. Никто перспектив в этой ТК не видел, в расчет не брал.

Как вы уже понимаете, это стало для меня неким вызовом:)

За 3,5 года была проведена колоссальная работа в ассортиментной матрице, увеличении доли СТМ (собственной торговой марки) и росте Чистой прибыли из минуса в колоссальный плюс х15 раз (детализация скрыта NDA), внедрен проработан маркетинг, договорные условия и все каналы продаж:оптовый, тендерный и юридическим лицам. При моем уходе, Выручка была уже ~50 млн.р./мес, доля ТК ~1,5/2%.

В какой-то момент моих триумфальных показателей мне предлагают запустить свой проект для еще бОльшего масштабирования продаж, что станет подспорьем для моего повышения. Я воодушевленная согласилась (ведь так долго этого ждала и хотела!), проработала бизнес-план, расписала все свои идеи и отправила на утверждение.

Далее, мне сообщают, что проект запускаем, но нужно внести корректировки.

Нам, мол, нужно поставить куратором и идейным создателем проекта другого человека (как в лучших драмах 2-го сезона, один на один, но уже по зуму).

Проект запускается, нужного человека повышают.

Я допустила громадную ошибку: я не стала сразу искать работу и потратила пол года своей жизни на стагнацию своего опыта. «Комус» прекрасно умеет создавать для сотрудника видимость, что у них все самое лучшее и нигде лучше уже не будет. Некоторые сотрудники, действительно, хотят уйти, но бояться перемен. Меня вывела моя коллега, и по совместительству до сих пор, моя близкая подруга и мой муж из этого состояния и мыслей.

Я просто ушла в никуда. «Комус», пока!

26 лет

3 месяца я отдыхала и путешествовала, наблюдала, как люди могут работать на удаленке в других странах и до конца осознала, что мне не хватает современности в подходах к менеджменту, более гибком графике и с меньшей бюрократией.

Именно с этой идеи я пошла в стартапы.

Последующие 2 года я отработала в 3х стартапах, один закрылся в момент начала военной операции, из другого ушла из-за разности мнений с собственниками, в третьем я пробовала себя в новом товарном направлении (молоко), но поняла, что это не мое и покинула компанию. В каждом у меня есть, чем гордиться, так как я просто накладываю свой имеющийся опыт в дело каждого проекта и в моменте, зачастую, вижу результат, либо с отложенным действием позже.

Многие люди пользуются продуктами, которые я придумывала и создавала или помогала создавать (косметика, бытовая химия, личная гигиена, аксессуары, сувенирная продукция и т.д.).

Последний год я работаю с разными проектами, как в формате консультаций, так и более длительные под определенные задачи. Параллельно, разрабатываю собственные проекты и в соучредительстве. Как я и начала выше, свой дзен я нашла:

Я не привязана к месту, надо мной нет сумасбродных теть и дядь, которые самореализовываются за счет меня, а только мои заказчики и бизнес партнеры

Даже находясь в найме в долгосрочном проекте, я чувствую партнерство с собственником.

Вывод

Не нужно бояться перемен и уж точно ждать у моря погоды с надеждой что что-то измениться.

Сложности были, есть и будут, но главное-как к ним относиться! Работа-это то что мы делаем бОльшую часть своего времени, а время-наш главный ресурс.

Когда мы тратим время на то, что нам нравится, то и чувствуем себя по-другому как и все наши близкие вокруг!

Тем, кто дочитал статью до конца, спасибо, вот прям от души:) Я надеюсь, что хоть кого-нибудь вдохновила или хотя бы посадила семя на подумать.

66
6 комментариев

Когда тебе 26, действительно перемен не нужно бояться, а наоборот пробовать и осваивать интересующие сферы потенциальной самореализации

1

Полностью с Вами согласна!
Но я встречаю примеры, когда люди и в 30-40 пробуют и начинают самореализовываться-это меня восхищает

Хороший такой скачок по карьерной лестнице: от работника торгового зала до проектного директора

1

Перемены при отсутствии ипотеки и кредитов. Я периодически (раз в 3-5 лет) начинаю жизнь с чистого листа . Но все более склоняюсь к тому,чтобы работать на себя...

1

Классная статья, спасибо. На самом деле, такие жизненные истории очень мотивируют 💪🏻💪🏻💪🏻

1

Комментарий удалён модератором

Не, наоборот
К сожалению, в молочке все очень банально и просто:фактор цены и представленность на полках. Маркетинг в промо на снижение цены уже закладывают большинство.
По сути, можно быть никому не известным брендом, зайти в «Дикси»/«Магнит» и все, ты уже взял свой куш