{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Матрица ответственности RACI в отделе продаж

Как на одном экране увидеть все зоны ответственности? Как вовремя обнаружить процессы, за которые никто не отвечает? Как вносить изменения в одной таблице, чтобы менялись сразу все регламенты? В этой статье я постарался вдумчиво и интересно рассказать как нам помогает ИРМА — наша интерпретация матрицы ответственности.

Кадр из сериала «Офис»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто создает или управляет отделом продаж. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как работает матрица RACI
  • Какие доработки и модификации существуют для матрицы RACI
  • Как использовать матрицу ответственности для отдела продаж
  • Для чего нужна матрица ИРМА
  • И сможет скачать образец матрицы ИРМА для всех процессов при создании отдела продаж

RACI по классике

Это таблица, которая используется при описании деятельности компании. Обычно в строках указывают задачи или процессы, а в столбцах — организационные единицы (должности или роли). В ячейках пишут символ ответственности.

Расшифровка RACI (или ARCI):

  • R — Responsible (исполняет);
  • A — Accountable (несёт ответственность);
  • C — Consult before doing (консультирует до исполнения);
  • I — Inform after doing (оповещается после исполнения).
Пример матрицы RACI

Матрица позволяет наглядно увидеть схему распределения ответственности:

  • За что отвечает сотрудник в конкретной должности
  • К каким процессам он не имеет отношения
  • Какие процессы имеют два и более ответственных
  • Какие процессы не имеют ответственных

С помощью этой таблицы удобно делать должностные инструкции и решать конфликтные ситуации.

Если у собственника в этой матрице нет символа ответственности, значит он молодец, — всё делегировал.

Доработки концепции

Компаниям, которые используют матрицу, приходится балансировать между слишком маленьким и слишком большим количеством символов ответственности. Маленькое количество не отражает реальное взаимодействие в компании. Большим — трудно пользоваться.

По этой причине появляются разного рода доработки и попытки иначе интерпретировать те или иные символы:

  • RASCI: добавляется «S» — «Support» (поддерживающий — тот, кто помогает ответственному делать работу);
  • RACIQ: добавляется «Q» — «Quality» (качественный — тот, кто оценивает результат на качество);
  • RACI-VS: добавляются два субъекта «V» — «Verifier» (проверяющий — тот, кто проверяет результат на предмет соответствия заданным параметрам) и «S» — «Signatory» (подписывающий — тот, принимает результат и согласовывает его передачу дальше по цепочке);
  • RACIO: добавляется «O» — «Out the loop» (вне цикла — тот, кто вообще не должен соприкасаться с осуществлением той или ной задачи).

Матрица ответственности в отделе продаж

Принято считать, что в отделе продаж две основные функции — это продавать и управлять теми, кто продает.

Если выстраивать работу отдела системно, с реальным разделением труда, то функций получится больше. Кроме того, у отдела продаж есть серьезная потребность в поддержке продуктовой команды (в этой роли может быть собственник, вендор, маркетолог и т.д.).

Все многообразие возможных функций мы постарались уложить в разумное количество символов ответственности. Получилась аббревиатура ИРМА:

  • И — исполнитель
    Исполнитель самостоятельно выполняет задачу и несет ответственность за сроки и качество. Например, менеджер по продажам самостоятельно обрабатывает входящих лид в течение часа с максимально возможной конверсией. У одной задачи может быть только один исполнитель.
  • Р — руководитель;
    Ответственность руководителя — обеспечить исполнителя. Например, руководитель отдела продаж определяет точку роста в работе менеджера. Он ставит ему задачу изучить конкретный урок в базе знаний. В результате у менеджера повышается конверсия при обработке лида.
  • М — методист;
    Ответственность методиста — обеспечить уровень экспертизы. Например, конверсия при обработке лидов зависит от комплексности предложения. Методист получает и оцифровывает информацию о том как сформировать наиболее комплексное предложение, в рамках бюджета. Затем он создает урок и выкладывает в базу знаний.
  • А — асессор.
    Ответственность асессора — обеспечить уровень контроля. Например, уложился ли менеджер по продажам в один час при обработке лида, выявил ли потребности и т.д.
Часть матрицы ИРМА. Полный файл можно забрать на канале «Вдумчиво о продажах»

Предвижу вопрос: почему нет символа ответственности, который указывает кого нужно проинформировать по итогам выполнения задачи. На мой взгляд этот символ устарел. И задачи, и статусы выполнения фиксируются в учетных системах, например в CRM. Если простыми словами, то кому надо, тот посмотрит.

Этот элемент может быть важен для настройки прав доступов при внедрении CRM. В этом случае нужно матрицу нужно дополнить для интегратора, который будет заниматься внедрением.

Для чего нужна ИРМА

Как и классическая матрица ответственности она позволяет увидеть бесхозные процессы или задачи, а также недозагруженные роли. В проектах по созданию отделов продаж ИРМА помогает:

  • Увидеть все процессы на одном экране. Лучше описать их и оптимизировать.
  • Создать комплект нормативных документов, в частности должностные инструкции, о которых я писал в другой статье;
  • Сформировать раздел «Обязанности» в тексте вакансии. Недавно я делал разбор вакансии;
  • Сформировать текст Job-offer;
  • Сделать формы отчетов;
  • Сократить непрофильную нагрузку на менеджеров по продажам;
  • Настроить разделение прав доступа в CRM;
  • Сделать регламент взаимодействия с другими отделами и службами;
  • Решать спорные ситуации.

Кроме того, ИРМА — это очень удобный артефакт для общения с руководителем компании.

Следующие шаги и пример матрицы ИРМА

  • Скачайте пример матрицы ИРМА на канале Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж. Так вы не пропустите новые статьи и дополнительные материалы. Обязательно подпишитесь!
  • Каждую среду я провожу бизнес-завтрак в Москве. Это камерное мероприятие, на котором можно задать любой вопрос по отделу продаж. Приходите!
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
24 комментария
Написать комментарий...
Business driver

Матрица ответственности в отделе продаж нужна для определения ролей и функций каждого сотрудника, чтобы обеспечить более эффективную работу и достижение общих целей. Она позволяет установить четкое разделение труда, определить ответственность каждого сотрудника за выполнение определенных задач и увеличить количество функций отдела продаж. Кроме того, матрица ответственности помогает удовлетворить потребность отдела продаж в поддержке продуктовой команды. Все это способствует повышению эффективности работы отдела продаж и улучшению качества обслуживания клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ни добавить, ни убавить)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ежков

Статья интересная, пошел канал изучать :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо! Подписывайтесь

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ежков

А по кол-ву человек в команде, когда стоит использовать эти таблицы? Если 3 человека работают, то и так ведь все понятно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Лучше день потерять… и все по уму сделать )

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

никогда про raci не слышала, выглядит удобно, и здорово, что можно адаптировать под направление

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это очень правильный инструмент

Ответить
Развернуть ветку
Ахмад Боков

Добрый день, а вы выстраиваете отдел продаж в digital продакшенах?

Интересуют кейсы для интеграторов , например

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Я напишу вам в ЛС

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

Всегда считал, что картинка из сериала офис - гарантия успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Lauren Simmons

Поддерживаю, какая бы не была плохая статья, ее можно улучшить картинками

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Мемами или примерами?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Люди пользуются. Даже специальный софт есть.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

не поняла, чем ИРМА лучше RACI, разве что по-русски.

И главное, в процессе "адаптации" вы потеряли суть раси-матрицы.
И в приведенном примере раси-матрицы концептуальные ошибки повторяются (например, для одной задачи не должно быть больше одного А). Надеюсь, это не ваша матрица, а взятая из сети.

По примеру самой ИРМЫ - либо составитель не понимает описываемый процесс, либо они в организации так странно устроены (что первого не исключает тоже)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В примере нет двух исполнителей на одной задаче. Если я ошибаюсь, то назовите номер пункта.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

да сами пункты в процессе выделены странно. неравноценные, в странной последовательности.
и в целом из примера не очевидно, зачем нужна матрица, а не просто таблица в два столбца задача-исполнитель, если не раскладываются все роли по каждой задаче и все сводится к тому, чтобы назначить исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

По многим задачам исполнитель сам не справится. Это видно из таблицы.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

без матрицы? )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Большинство справляются и без матрицы)

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

ну понятно теперь, почему процесс видится так ))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Теряю нить. Задайте, пожалуйста, вопрос целиком, чтобы был понятен контекст.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

) у меня нет вопросов, поделилась наблюдением наметанным глазом. Пять лет рисовала и аудировала эти матрицы ))

Все же тут не об адаптации речь. Вы придумали свой метод, отличный от РАСИ в корне (она не так многофункциональна :), он имеет право быть без вопросов. Но, как по мне его логика в статье не вполне раскрыта.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В слове «странно» для меня лежит значение «по-другому». Это так. Собственно об этом вся статья.

Воспринимать чужую «адаптацию» действительно сложно. Я писал об этом в статье Крест инноватора: https://vc.ru/817082

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда