Матрица ответственности RACI в отделе продаж
Как на одном экране увидеть все зоны ответственности? Как вовремя обнаружить процессы, за которые никто не отвечает? Как вносить изменения в одной таблице, чтобы менялись сразу все регламенты? В этой статье я постарался вдумчиво и интересно рассказать как нам помогает ИРМА — наша интерпретация матрицы ответственности.
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто создает или управляет отделом продаж. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
Из этой статьи вы узнаете:
- Как работает матрица RACI
- Какие доработки и модификации существуют для матрицы RACI
- Как использовать матрицу ответственности для отдела продаж
- Для чего нужна матрица ИРМА
- И сможет скачать образец матрицы ИРМА для всех процессов при создании отдела продаж
RACI по классике
Это таблица, которая используется при описании деятельности компании. Обычно в строках указывают задачи или процессы, а в столбцах — организационные единицы (должности или роли). В ячейках пишут символ ответственности.
Расшифровка RACI (или ARCI):
- R — Responsible (исполняет);
- A — Accountable (несёт ответственность);
- C — Consult before doing (консультирует до исполнения);
- I — Inform after doing (оповещается после исполнения).
Матрица позволяет наглядно увидеть схему распределения ответственности:
- За что отвечает сотрудник в конкретной должности
- К каким процессам он не имеет отношения
- Какие процессы имеют два и более ответственных
- Какие процессы не имеют ответственных
С помощью этой таблицы удобно делать должностные инструкции и решать конфликтные ситуации.
Если у собственника в этой матрице нет символа ответственности, значит он молодец, — всё делегировал.
Доработки концепции
Компаниям, которые используют матрицу, приходится балансировать между слишком маленьким и слишком большим количеством символов ответственности. Маленькое количество не отражает реальное взаимодействие в компании. Большим — трудно пользоваться.
По этой причине появляются разного рода доработки и попытки иначе интерпретировать те или иные символы:
- RASCI: добавляется «S» — «Support» (поддерживающий — тот, кто помогает ответственному делать работу);
- RACIQ: добавляется «Q» — «Quality» (качественный — тот, кто оценивает результат на качество);
- RACI-VS: добавляются два субъекта «V» — «Verifier» (проверяющий — тот, кто проверяет результат на предмет соответствия заданным параметрам) и «S» — «Signatory» (подписывающий — тот, принимает результат и согласовывает его передачу дальше по цепочке);
- RACIO: добавляется «O» — «Out the loop» (вне цикла — тот, кто вообще не должен соприкасаться с осуществлением той или ной задачи).
Матрица ответственности в отделе продаж
Принято считать, что в отделе продаж две основные функции — это продавать и управлять теми, кто продает.
Если выстраивать работу отдела системно, с реальным разделением труда, то функций получится больше. Кроме того, у отдела продаж есть серьезная потребность в поддержке продуктовой команды (в этой роли может быть собственник, вендор, маркетолог и т.д.).
Все многообразие возможных функций мы постарались уложить в разумное количество символов ответственности. Получилась аббревиатура ИРМА:
- И — исполнитель
Исполнитель самостоятельно выполняет задачу и несет ответственность за сроки и качество. Например, менеджер по продажам самостоятельно обрабатывает входящих лид в течение часа с максимально возможной конверсией. У одной задачи может быть только один исполнитель. - Р — руководитель;
Ответственность руководителя — обеспечить исполнителя. Например, руководитель отдела продаж определяет точку роста в работе менеджера. Он ставит ему задачу изучить конкретный урок в базе знаний. В результате у менеджера повышается конверсия при обработке лида. - М — методист;
Ответственность методиста — обеспечить уровень экспертизы. Например, конверсия при обработке лидов зависит от комплексности предложения. Методист получает и оцифровывает информацию о том как сформировать наиболее комплексное предложение, в рамках бюджета. Затем он создает урок и выкладывает в базу знаний. - А — асессор.
Ответственность асессора — обеспечить уровень контроля. Например, уложился ли менеджер по продажам в один час при обработке лида, выявил ли потребности и т.д.
Предвижу вопрос: почему нет символа ответственности, который указывает кого нужно проинформировать по итогам выполнения задачи. На мой взгляд этот символ устарел. И задачи, и статусы выполнения фиксируются в учетных системах, например в CRM. Если простыми словами, то кому надо, тот посмотрит.
Этот элемент может быть важен для настройки прав доступов при внедрении CRM. В этом случае нужно матрицу нужно дополнить для интегратора, который будет заниматься внедрением.
Для чего нужна ИРМА
Как и классическая матрица ответственности она позволяет увидеть бесхозные процессы или задачи, а также недозагруженные роли. В проектах по созданию отделов продаж ИРМА помогает:
- Увидеть все процессы на одном экране. Лучше описать их и оптимизировать.
- Создать комплект нормативных документов, в частности должностные инструкции, о которых я писал в другой статье;
- Сформировать раздел «Обязанности» в тексте вакансии. Недавно я делал разбор вакансии;
- Сформировать текст Job-offer;
- Сделать формы отчетов;
- Сократить непрофильную нагрузку на менеджеров по продажам;
- Настроить разделение прав доступа в CRM;
- Сделать регламент взаимодействия с другими отделами и службами;
- Решать спорные ситуации.
Кроме того, ИРМА — это очень удобный артефакт для общения с руководителем компании.
Следующие шаги и пример матрицы ИРМА
- Скачайте пример матрицы ИРМА на канале Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж. Так вы не пропустите новые статьи и дополнительные материалы. Обязательно подпишитесь!
- Каждую среду я провожу бизнес-завтрак в Москве. Это камерное мероприятие, на котором можно задать любой вопрос по отделу продаж. Приходите!
- Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
Матрица ответственности в отделе продаж нужна для определения ролей и функций каждого сотрудника, чтобы обеспечить более эффективную работу и достижение общих целей. Она позволяет установить четкое разделение труда, определить ответственность каждого сотрудника за выполнение определенных задач и увеличить количество функций отдела продаж. Кроме того, матрица ответственности помогает удовлетворить потребность отдела продаж в поддержке продуктовой команды. Все это способствует повышению эффективности работы отдела продаж и улучшению качества обслуживания клиентов.
Ни добавить, ни убавить)
Статья интересная, пошел канал изучать :)
Спасибо! Подписывайтесь
А по кол-ву человек в команде, когда стоит использовать эти таблицы? Если 3 человека работают, то и так ведь все понятно
Лучше день потерять… и все по уму сделать )
никогда про raci не слышала, выглядит удобно, и здорово, что можно адаптировать под направление
Это очень правильный инструмент
Добрый день, а вы выстраиваете отдел продаж в digital продакшенах?
Интересуют кейсы для интеграторов , например
Да. Я напишу вам в ЛС
Всегда считал, что картинка из сериала офис - гарантия успеха.
Поддерживаю, какая бы не была плохая статья, ее можно улучшить картинками
Мемами или примерами?
Комментарий удален модератором
Люди пользуются. Даже специальный софт есть.
не поняла, чем ИРМА лучше RACI, разве что по-русски.
И главное, в процессе "адаптации" вы потеряли суть раси-матрицы.
И в приведенном примере раси-матрицы концептуальные ошибки повторяются (например, для одной задачи не должно быть больше одного А). Надеюсь, это не ваша матрица, а взятая из сети.
По примеру самой ИРМЫ - либо составитель не понимает описываемый процесс, либо они в организации так странно устроены (что первого не исключает тоже)
В примере нет двух исполнителей на одной задаче. Если я ошибаюсь, то назовите номер пункта.
да сами пункты в процессе выделены странно. неравноценные, в странной последовательности.
и в целом из примера не очевидно, зачем нужна матрица, а не просто таблица в два столбца задача-исполнитель, если не раскладываются все роли по каждой задаче и все сводится к тому, чтобы назначить исполнителя
По многим задачам исполнитель сам не справится. Это видно из таблицы.
без матрицы? )
Да. Большинство справляются и без матрицы)
ну понятно теперь, почему процесс видится так ))
Теряю нить. Задайте, пожалуйста, вопрос целиком, чтобы был понятен контекст.
) у меня нет вопросов, поделилась наблюдением наметанным глазом. Пять лет рисовала и аудировала эти матрицы ))
Все же тут не об адаптации речь. Вы придумали свой метод, отличный от РАСИ в корне (она не так многофункциональна :), он имеет право быть без вопросов. Но, как по мне его логика в статье не вполне раскрыта.
В слове «странно» для меня лежит значение «по-другому». Это так. Собственно об этом вся статья.
Воспринимать чужую «адаптацию» действительно сложно. Я писал об этом в статье Крест инноватора: https://vc.ru/817082