На взлет, назло стереотипам

Три интервью с женщинами — основателями IT-стартапов в России

В Европе только каждый четвертый стартап основан женщиной, а среди инвесторов представительниц прекрасного пола всего лишь 7%. Невероятно мало, если учитывать, сколько товаров и услуг создается именно для женщин.

Изменить ситуацию призван международный конкурс Women Startup Competition, российский отборочный этап которого прошёл в сентябре в Москве при поддержке Avon. Первое место заняла платформа для создания рекламы в интернете Viewst, второе — чат-бот Amby(Wonderobe), третье — умное зеркало Smarsy. Мы поговорили с авторами стартапов об их проектах, решении стать предпринимателями и возможностях женщин для развития своего IT-бизнеса в России и за рубежом.

На взлет, назло стереотипам

Про проекты

Виктория, вы победили в конкурсе и теперь поедете представлять нашу страну в Лондон. Расскажите про Viewst: что это и какую проблему пользователя решает продукт?

Виктория Дубень, основатель и руководитель Viewst (В.Д.): Viewst — облачный конструктор рекламных баннеров. Он даёт возможность пользователям любого уровня легко и быстро создавать профессионально разработанные макеты. Предустановленные шаблоны, библиотеки шрифтов и изображений помогут собрать любой креатив с нуля. Viewst повышает эффективность работы по созданию и ресайзингу рекламных баннеров, максимально автоматизируя данный процесс.

Как развивается ваш проект?

В.Д.: Над облачным конструктором Viewst мы работаем с марта 2019-го. Сейчас находимся на этапе бета-тестирования. В ноябре планируем выпустить первую публичную версию для широкой аудитории. У компании русские корни, поэтому всё обкатываем и продвигаем сначала на российском рынке. Мы хотим сделать универсальный удобный продукт — рекламная индустрия стремится к стандартизации, поэтому всё возможно. Уже работаем с агентствами и брендами в 8 странах на 3 континентах.

Светлана, вы создали fashion-чат-бот Amby(Wonderobe). Что он умеет, кому может быть интересен?

Светлана Бринза, основатель и руководитель Amby(Wonderobe) (С.Б.): чат-бот работает на базе популярных мессенджеров, которые есть в каждом телефоне. Он умеет распознавать бирки товаров в магазинах одежды и ссылки из онлайн-магазинов, чтобы показывать человеку разные образы с понравившейся вещью и запоминать покупки в виртуальный гардероб. Ещё одна полезная функция: чат-бот предлагает идеи, как собрать свежий лук с тем, что уже есть, дополнив вещами из новых коллекций.

Наши клиенты — магазины одежды, обуви и аксессуаров, наши пользователи — их покупатели. Мы вне географии, потому что решение легко масштабируется на всю сеть бренда-партнера, у которого штрих-коды товаров едины во всех магазинах в России и за рубежом.

На какой стадии проект и как проходит работа над ним?

С.Б.: Работать над проектом мы начали в 2018 году, когда попали во французский акселератор Numa в Москве (ныне Winno Moscow). Там мы получили образовательную программу и великолепный нетворкинг. После нескольких пилотов, сделанных вручную, этим летом запустили технологическое решение — сейчас сервис доступен покупателям O'STIN. Подключаем на платформу избранное число брендов, представленных в России, и ведем переговоры с глобальными офисами международных сетей. Поиграть с ботом можно, открыв его через наш сайт.

Арина, попасть в тройку лучших на Women Startup Competition — хороший старт. Тем более среди призеров у вас единственной решение, которое имеет не только софт, но и хард. Расскажите, что такое Smarsy?

Арина Пономарева, основатель и руководитель Smarsy (А.П.): Smarsy — это решение для крупных косметических магазинов и брендов, которые имеют большой ассортимент косметики. Мы предлагаем приложение, которое работает как маркетплейс и умное зеркало одновременно. Оно позволяет примерять косметику в магазине, не тестируя ее на лице, а накладывая фильтры на отражение в виртуальном зеркале — это делает AR-технология. Покупательница сразу видит результат и может о нём сказать голосовому помощнику. Система также распознаёт эмоции и речь. А также, советовать и рекомендовать наиболее подходящие товары, к тому, что уже был выбран.

Как развивается ваш проект?

А.П.: Мы начинаем на российском рынке ив скором времени запускаем пилот, а после двинемся в сторону американского рынка. Идея стартапа возникла в 2017 году, а сейчас у нас уже готов MVP [minimum viable product — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями].

Про путь к предпринимательству

Расскажите, чем вы раньше занимались и почему решили запустить стартап?

В.Д.: Весь мой профессиональный опыт связан с фондовым рынком. Еще будучи студенткой физического факультета МГУ, я пробилась на работу в хедж-фонд, который занимался инвестициями на международных рынках. Было сложно, мы работали по 10, иногда 12 часов, а по субботам проходили финансовые комитеты, на которые меня допускали практически с самого выхода в компанию. Работа была интересная. Мы инвестировали в дефолтные облигации Аргентины, торговали товарными деривативами в Чикаго, были одними из первых, кто в 2006-м начал делать ставки на технологических тогда еще не гигантов. В 2013 году в Альфа-Банке я работала с европейскими пенсионными и хедж-фондами, продавала им торговые стратегии на российском рынке акций.

С ноября 2013-го пробую свои силы в предпринимательстве. Начиналось все банально с маникюрного салона. Достаточно быстро я поняла, что данная область мне неинтересна, но за два года мне удалось многому научиться. Дальше было нишевое решение для мобильного маркетинга Profit Button. С ним мы также начинали в России, но быстро вышли на рынки Кении, Нигерии, Ганы, Танзании, Казахстана, запустили несколько пилотов в США. В определенный момент стало ясно, что масштабировать решение будет сложно. После обсуждений с командой и клиентами родился Viewst.

С.Б.: Я закончила МАИ, работала в PR-департаменте «Аэрофлота», затем в авиакомпании Lufthansa. Это было чудесное время— мне удалось посмотреть огромное количество стран и городов. Во времена декретов я развивала другие проекты, но закрывала их по разным причинам, возвращая вложенные средства.

Amby(Wonderobe) — это мой первый технологический стартап. Идея родилась в магазине одежды, когда я ушла оттуда без покупки, потому что не придумала, с чем сочетать понравившуюся вещь. Но минуточку! Все, что продается в офлайне, давно уже отфотографировано для онлайн-продаж. Почему не взять из этого готового ресурса максимум? В онлайне давно существуют рекомендательные платформы, а в офлайне ничего нет. Почему, имея изображения товаров, которые мы покупаем, никто не собирает для нас цифровой гардероб и не дает рекомендации, как использовать имеющиеся вещи в различных комбинациях и образах?

А.П.: Smarsy — это мой первый стартап, до этого я работала в инвестиционном фонде в маркетинге, после — инвестиционным менеджером. Как я решилась начать делать стартап? Я захотела быть полезной этому миру, а не просто сидеть в офисе.

То, что идейный вдохновитель и руководитель проекта — женщина, это препятствие или преимущество?

В.Д.: Я думаю, что у мужчин и у женщин есть свои сильные и слабые стороны. Например, женщины более увлеченные и целеустремленные — они реже сдаются и зачастую лучше используют свою интуицию. Мой личный опыт показывает, что мужчины быстрее и эффективнее принимают стратегические решения. Баланс — залог успеха.

Наша команда разбросана по нескольким городам. Инженеры и дизайнеры — в Петербурге и Ярославле, операционная команда занимает офис в Москве, есть сотрудники в Киеве. Я большую часть времени провожу в Нью-Йорке. Всего над проектом работают 15 человек. И несмотря на технологическую историю Viewst, в нашей команде 50% сотрудников — молодые женщины. Последние исследования PWC и Mass Challenge говорят о том, что инвестиции в стартапы, где больше половины доли принадлежит женщинам, приносят более высокий возврат инвестиций.

С.Б.: У меня трое детей. Быть многодетной мамой и предпринимателем, с одной стороны, очень сложно — приходится много жонглировать. С другой стороны, этот суперопыт помогает в управлении временем, командой, умении быстро решать проблемы, расставлять приоритеты и думать наперёд.

Над проектом Amby(Wonderobe) сейчас постоянно работают 4 человека из Москвы, Сочи и Барселоны. У нас сильное партнерство нужных компетенций, характеров и складов ума, где каждый точно превосходит остальных в чем-то своем. Мы продолжаем искать единомышленников, которые хотят расти вместе с проектом. Каких-то гендерных сложностей для развития бизнеса я не вижу.

А.П.: Так как я работала в США и последний год жила в Англии, никаких препятствий я не видела. Столкнулась с этим только в России, но однозначно экосистема для развития женского предпринимательства здесь хуже, чем в Европе. Будучи членом Google for startups в Англии, я заметила, как корпорации вкладываются в различные программы, которые помогают женщинам развивать свой бизнес быстрее.

Про развитие и поиск инвестиций

Сложно ли найти инвестиции? Что вы уже для этого делали? Что из этого сработало, а что нет?

В.Д.: Поиск инвестиций — полноценная сложная работа. Поэтому инвесторы часто делают ставку на команды, в которых несколько основателей. Пока один занимается вопросом привлечения инвестиций, второй держит на контроле операционную деятельность. В моем случае приходится работать за двоих, и я отдаю должное команде, которая профессионально закрывает операционный тыл.

Процесс поиска инвестиций похож на продажи. Нужно изучать рынок и составлять базы инвесторов, которые входят на данной стадии развития продукта, смотрят на твой сегмент рынка, недавно закрыли фонд и могут выписать чек. Я использую CRM-систему https://foundersuite.com, которая помогает структурировать коммуникацию с инвесторами, и https://signal.nfx.com — это большая база бизнес-ангелов и фондов, где можно составлять свою первую воронку контактов. Такие мероприятия, как Women Startup Competition очень помогают оттачивать презентацию продукта, чтобы уметь за 1-2 минуты любому объяснить суть сервиса или продукта. На подобных мероприятиях часто можно встретить инвестора.

Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо организаторам и спонсорам Women Startup Competition за поддержку женщин-предпринимателей и возможность рассказать о себе инвестиционному сообществу. Мы живём в реальности, когда женщинам сложнее доказывать свою компетентность при прочих равных, когда приходится разрушать стереотипы на пути к успеху.

С.Б.: На данный момент мы получили грантовую поддержку от Google, Digital Ocean и Nvidia, и продолжаем поиск инвестиции.

Но развитие — история не только про это. Например, в 2019-м мы стали резидентами мощного инновационного хаба — бизнес-инкубатора ВШЭ, который занял 7-е место в рейтинге лучших университетских бизнес-инкубаторов мира (UBI Global 2017-18).

Участвуя в конкурсе Women Startup Competition, мы получили менторскую поддержку в виде 1:1 сессий с экспертами — это очень ценно. Успехи других девушек тоже вдохновляют. Ну и, конечно, где еще мне бы удалось выиграть грант от стартап-академии Сколково? Очень благодарна за инициативу организаторам, компании Avon и стартап-академии Сколково.

А.П.: Во многом я согласна с коллегами, но хочу добавить, что инвесторы в России боятся рисковать. В нашей стране сложно, когда нет истории уже успешно реализованных проектов, готового портфолио. В этом плане на Западе стартап-комьюнити больше, нетворкинг лучше и индустрия поставлена на поток. При этом, здорово, что такие мероприятия, как Women Startup Competition привозят в Россию. Отдельная благодарность Анне Гайван за работу [основатель Joinmamas, амбассадор Women Startup Competition в России], основателю Women Startup Competition Александре Вайднер и всей команде проекта за их миссию, стратегическому партнеру Avon за то, что сделал это мероприятие ещё более женским и праздничным.

Мы часто в разговоре ссылаемся к западному опыту развития стартапов. Действительно ли эта разница есть?

В.Д.: Безусловно, США — Мекка для технологических стартапов. Команды со всего мира стремятся вывести свой продукт на этот рынок. Он существенно больше в абсолютном значении по оборотам, думаю, что в любой отрасли, а также по количеству и разнообразию клиентов. Конечно, и конкуренция в США на порядок серьезнее, стоимость привлечения клиентов гораздо выше, чем в России.

В Силиконовой долине и в Нью-Йорке все поставлено на поток. Есть определенные стандарты, предъявляемые к стартапам и инвесторам. По всей стране проводят акселерации начинающих проектов. Тысячи фондов и бизнес-ангелов инвестируют в стартапы на ранней стадии. В России венчурный рынок формируется. По моим ощущениям, у нас много денег, но нет общего подхода к процессу принятия решений.

Дайте совет другим женщинам, как бороться со стереотипами в отношении предпринимателей-женщин и решиться начать собственное дело?

В.Д.: Я не скажу ничего нового и не открою Америку: когда работа приносит удовольствие, когда есть страсть и знание вопроса, то появляется внутренний ресурс и силы двигаться к цели, несмотря на «нет» инвесторов или сторонних наблюдателей. Клиенты, как правило, смотрят на продукт, который помогает им решить задачу, а не на пол основателя. Не нужно бояться ошибок и неудач. Они неизбежны, когда ты строишь что-то с нуля. Это все ценный опыт.

С.Б.: Когда внутри горит огонь и он искренний, когда осознаешь, что не можешь не делать то, что задумал, а страх остаться в стороне на этом празднике жизни становится больше, чем страх потерпеть неудачу, все происходит само собой. А дальше следуешь народной мудрости: боишься — не делай, делаешь — не бойся. Ну и да: один в поле не воин. Ищите единомышленников.

А.П.: Мой совет: не бояться и реализоваться. Не верить стереотипам. Если женщина живет в гармонии с собой, то Бог никогда не оставит ее без денег.

33
Начать дискуссию