После ребрендинга выручка выросла в 3 раза: история сети Cofix в Приморье, открытой по мастер-франшизе

С прошлого года бренд Cofix появился на Дальнем Востоке — сеть развивают компаньоны Сергей Береснев, Арина Иванец и Владимир Краснов, которые уже десять лет занимаются кофейным бизнесом в Приморье. Мы попросили Владимира Краснова рассказать, насколько сложно было стать мастер-франчайзи Cofix, как предприниматели пришли к идее ребрендинга точек и планируют развивать франшизу в будущем.

После ребрендинга выручка выросла в 3 раза: история сети Cofix в Приморье, открытой по мастер-франшизе

От работы в ФАС до бизнеса на Дальнем Востоке

В 2013 году я круто изменил жизнь — из чиновника и и.о. начальника одного из отделов Антимонопольной службы превратился в предпринимателя. Тогда мой товарищ слетал на Дальний Восток, и, вдохновившись активным развитием региона, предложил начать там бизнес в сфере общепита.

Мы улетели во Владивосток и открыли три небольших кофейни на территории нового кампуса Дальневосточного федерального университета. Наши точки были одними из первых, которые появились в этой локации. К счастью, опыт оказался удачным.

После мы запустили спешалти-кофейню во Владивостоке под франшизой «Кофеин». Только развивать заведение пришлось самостоятельно — наш франчайзер обанкротился через несколько месяцев после того, как мы подписали с ними договор, и дальше «Кофеины» по всей России ушли в свободное плавание. Мы не были исключением.

К 2019 году я уже шесть лет жил во Владивостоке, а число наших заведений выросло до восьми. Мы также открыли фабрику-кухню, которая обеспечивала заведения готовыми блюдами и поставляла продукцию в розничные магазины — это был самостоятельный успешный бизнес.

В пандемию кофейням запретили работать, но арендную плату и выплаты по кредитам никто не отменял — договориться об отсрочках или скидках не удалось. Пришлось продать четыре точки, одну закрыть, остались только три самых первых кофейни в ДВФУ.

К осени 2021 года ограничения сняли и кофейни снова стали полноценно работать. Но за восемь лет они морально устарели и требовали обновления. Так начался поиск франшизы.

Почему Cofix?

Ещё до пандемии начали замечать, что постепенно платежеспособная аудитория уезжает из Приморья, поэтому наши спешалти-кофейни придется переориентировать на других клиентов и уходить в сегмент фиксированных цен. Но из-за коронавируса этот вопрос отложили.

К задумке вернулись в сентябре 2021 года. Тогда же я увидел предложение от Cofix по ребрендингу действующих несетевых кофеен в других регионах. Мы полностью подходили под условия акции.

В пользу Cofix также сыграл бренд. Хотя он не был известен на Дальнем Востоке, в индустрии его хорошо знали, к тому же я сам имел опыт взаимодействия с кофейнями Cofix в родной для себя Москве. Понимал, что такой формат хорошо зайдет среди студентов.

Мы также интуитивно предполагали, что раз это международная франшиза, значит, подход к поддержке клиентов и организации процессов должен быть соответствующим. Это подтвердилось и на практике.

<p><i>Под брендом Cofix работают более 400 кофеен в 6 странах</i></p>

Под брендом Cofix работают более 400 кофеен в 6 странах

Долгие согласования и почти экстренный запуск

Cofix не был представлен на Дальнем Востоке, поэтому мы подавали заявку не просто на ребрендинг по франшизе, а предложили себя на роль мастер-франчайзи. Это значило бы, что на территории Приморья мы стали эксклюзивным представителем Cofix и дальше развивали сеть самостоятельно: открывали новые точки, следили за поддержанием стандартов качества субфранчайзи и обеспечивали бы их продукцией.

Статус мастер-франчайзинг предполагает гораздо большую ответственность, чем в случае с отдельной кофейней, поэтому процесс переговоров затянулся.

Чтобы стать мастер-франчайзи Cofix, наш партнер должен иметь опыт в развитии собственного бизнеса, желательно на вверенной ему территории, иметь ресурсы для запуска и развития франшизы, быть лоялен к бренду и готов соблюдать стандарты компании. А возможность заниматься субфранчайзингом и самостоятельно привлекать партнеров появляется только после прохождения обучения исполнительным руководством мастер-франчайзи

Комментирует руководитель отдела франчайзинга Cofix Екатерина Панова

Cofix в тот момент не планировал заходить на рынок Дальнего Востока, но так совпало, что мы идеально подходили как кейс по ребрендингу, знали регион, имели три точки и свою фабрику-кухню, которая обеспечивала наши заведения готовой продукцией. На фабрике площадью более 150 м² имелись холодный, горячий и кондитерский цех, собственная логистика и база внешних клиентов, были заняты девять сотрудников. Это выгодный бизнес сам по себе, если выстроены процессы продаж и маркетинга, а линейный персонал хорошо работает. При наличии собственной сети для реализации продукции получается достичь синергии двух направлений.

Однако переговоры и согласование всё равно заняли много времени. Первые контакты состоялись осенью 2021 года, тогда же мы подали заявку. Договор заключили только в июне 2022 года. Сроки поджимали — нужно было успеть до начала учебного года, и мы оперативно приступили к ребрендингу кофеен.

За эти же два месяца все сотрудники прошли онлайн-обучение, а шеф-бариста отправился на стажировку в Москву на две недели. Он получил сертификацию Cofix и в сентябре открывал точки в ДВФУ уже в новом статусе.

Результаты перезапуска и аппетиты студентов

Открытие точек под брендом Cofix в ДВФУ прошло успешно: обновление вызвало ажиотаж среди студентов. Если до ребрендинга три точки вместе приносили около 60 тысяч рублей в день, то в первый же день работы под брендом Cofix общая выручка составила 152 тысячи рублей, а в сентябре 2023 года — 225 тысяч рублей в день. Получается, что после ребрендинга выручка в тех же локациях выросла в три с лишним раза. У этого было несколько причин:

1. Новизна и брендинг. Студенты любят пробовать что-то новое. Здесь они увидели свежий брендинг, новые креативы в рекламе, обновленное меню. Стали изучать и узнали, что это федеральный бренд, скачали приложение, заинтересовались. Дальше нам нужно было их удержать.

2. Адекватные цены и ассортимент. Три кофейни в ДВФУ изначально довольно бюджетные — таким было требование руководства вуза ещё в 2013 году, чтобы студенты могли позволить кофе и блюда. После проведения ребрендинга мы сохранили цены на том же уровне и похожий ассортимент, поэтому переход для старых клиентов был бесшовным.

Хотя цены принципиально не изменились — они лишь стали фиксированными, как и во всей сети, — нам удалось повысить средний чек со 145 до 260 рублей за счет увеличения продаж напитков, доля которых в заказах до ребрендинга составляла 30—35%. Это очень мало для кофейни. Тут важно понимать, что продавать еду и готовить напитки — две разные по времени и ресурсам задачи. Поскольку модель Cofix заточена на быстрое приготовление и выдачу напитков в условиях очень высокого трафика, мы смогли обслуживать больше студентов, чье время ограничено переменой. После ребрендинга доля напитков выросла до 50—60% в общей структуре продаж, в 70% чеков стал продаваться напиток. Это повысило как средний чек, так и выручку кофеен в целом.

Хотя цены принципиально не изменились — они лишь стали фиксированными, как и во всей сети, — нам удалось повысить средний чек со 145 до 260 рублей за счет увеличения продаж напитков

Кофейни в студенческих локациях — они больше про поесть. Здесь чаще покупают роллы, сэндвичи, салаты. Их наши партнеры производят самостоятельно на фабрике-кухне. В то время как в Москве, например, большей популярностью пользуются выпечка и десерты. Рейтинги по популярности напитков примерно сопоставимы, с той лишь разницей, что в Приморье больше покупают латте, а в Москве и Санкт-Петербурге — капучино

Аналитик рынка и маркетинговых активностей сети кофеен Cofix Екатерина Гусева

Ассортимент продукции собственной фабрики-кухни составляют различные роллы, круассаны и сэндвичи, тарталетки, салаты, супы и готовые обеды. Есть блюда для вегетарианцев и веганов. Из десертов мы поставляем чизкейки и торты, меренговый рулет, пирог с вишней, творожные запеканки, вупи паи и макаруны, несколько видов печенья, наполеон и много другое. Также в ассортименте есть супы, обеды, салаты, выпечка. Все роллы и сэндвичи перед отдачей обязательно подогреваются на гриле — это одна из причин, почему среди конкурентов гости выбирают нас

Делится один из партнёров Cofix Сергей Береснев
<p><i>Обновленная кофейня Cofix в ДВФУ</i></p>

Обновленная кофейня Cofix в ДВФУ

3. Программа лояльности. Приложение Cofix позволяет накапливать и тратить баллы, экономя на покупках, а также делать предзаказ. Это очень актуально для студентов. Программа лояльности помогла удержать тех, кто сначала пришёл «просто попробовать». Проникновение программы здесь доходит до 60%, что значительно выше, чем в целом по стране.

4. Процессы. На финансовую эффективность также повлияло то, что мы стали слаженнее работать: Cofix подключился к нашей операционной деятельности с высоты своего положения и федерального опыта, мы стали чётче прогнозировать денежный поток и отточили процессы.

Сначала сотрудникам было сложно перестроиться к новым требованиям: стандартам, отчетности, какие-то вещи пришлось учиться делать заново. Этот контроль на первых порах воспринимался негативно — люди привыкли к свободе и не хотели, чтобы их кто-то постоянно поправлял. Но со временем сотрудники поменяли отношение и теперь даже рады, что многому научились. Для нас же с партнерами такой скрупулезный подход, наоборот, был большим плюсом. О многих вещах нам больше не нужно заботиться. Есть продуманная до мелочей система, и она работает. Это выгодно отличает Cofix от тех российских франшиз, с которыми я знакома

Рассказывает один из партнёров Cofix на Дальнем Востоке Арина Иванец

План: 15 кофеен за пять лет

Помимо трех точек в ДВФУ, за год под франшизой Cofix в Приморье открыли кофейни в аэропорту Владивостока и в торговом центре Уссурийска. Также протестировали формат фудтрака. Лето он провёл около стадиона во Владивостоке, но мы планируем найти для него место получше.

<p><i>Кофейня Cofix в ТРЦ «Уссури Молл» в Уссурийске</i></p>

Кофейня Cofix в ТРЦ «Уссури Молл» в Уссурийске

Мы не боимся тестировать новые нестандартные форматы. Например, мобильные фудтраки, пит-стопы или размещение в аэропорту. Последние славятся высокими арендными ставками, что никак не вписывается в финансовую модель Cofix. Стандартные условия аренды в аэропортах составляют 25—30% от выручки, в то время как для кофейни Cofix с обычными ценами ставка не должна превышать 15%. Такая разница заставила пересмотреть ценовую политику и скорректировать меню под локацию, чтобы вписаться в потребности гостей перед перелетом и быть прибыльными. Пока наш эксперимент идет удачно. Кофейне всего месяц, но средний чек уже составляет 350 рублей, а суточная выручка колеблется в диапазоне от 60 до 100 тысяч рублей в зависимости от числа рейсов

<p><i>Кофейня Cofix в аэропорту Владивостока</i></p>

Кофейня Cofix в аэропорту Владивостока

Зерно с обжарочного цеха Cofix в Москве, стаканчики, смеси для приготовления напитков закупаем у головной организации. Также франчайзер обеспечивает нас всеми IT-решениями для функционирования кофейни, развивает мобильное приложение, разрабатывает промо-акции и предоставляет все рекламные и маркетинговые материалы, обеспечивает обучение персонала. Еду и кондитерские изделия мы производим сами.

Пока что мы открываем только собственные кофейни: каждый раз к нам прилетает курирующий менеджер и следит, чтобы всё шло по плану и соответствовало брендбуку. В будущем сфокусируемся на субфранчайзинге: в новом для себя городе Приморья будем открывать одну свою кофейню, чтобы лучше понимать специфику, а дальше предлагать местным предпринимателям работать с нами по субфраншизе.

<i>Фудтрак Cofix во Владивостоке</i>
Фудтрак Cofix во Владивостоке

Чтобы план заработал, сейчас наш менеджмент проходит обучение в Москве. После получения управляющими сертификации Cofix зимой-весной 2024 года сможем сами помогать приморским предпринимателям открывать кофейни под брендом. Также будем обеспечивать их продукцией собственной фабрики-кухни и поддерживать организационно. За это станем получать часть паушального взноса и роялти субфранчайзи.

Мы очень хотим, чтобы опция с субфраншизой стала открыта федеральной командой Cofix как можно скорее. У нас уже есть несколько знакомых бизнесменов, которые готовы провести ребрендинг кофеен и ждут, когда мы пройдем сертификацию головной организации.

Также все заявки из Приморья, которые поступят через федеральный портал, будут передаваться нам для дальнейшей проработки. Задача минимум на ближайшие пять лет — довести количество кофеен Cofix на Дальнем Востоке до 15 и укрепить лидерство в регионе в сегменте фиксированных цен. Но на этом мы, конечно, не остановимся.

Три наших главных победы за год работы в статусе мастер-франшизы Cofix: бренд стали узнавать во Владивостоке и Приморском крае, мы смогли эффективно конкурировать с другими сетями кофеен, наша команда сильно выросла в части профессионализма и обретения новых навыков

Подводит итоги первого года работы под брендом Cofix Сергей Береснев
<i>Как развивался бизнес и менялось количество кофеен мастер-франчайзи Cofix в Приморье</i>
Как развивался бизнес и менялось количество кофеен мастер-франчайзи Cofix в Приморье
13
7 комментариев

Этот черный бусик выглядит очень круто

1
Ответить

Cofix, верни "всё по 50 р." )

Ответить

а сколько сейчас стоит?

Ответить

Кофейни -это прибыльный бизнес в 2023 году , стоимость не большая ,от этого и приток клиентов большой .будь даже кофейня в небольшом населенном пункте ,прибыль будет явно

Ответить

Когда в Cofix кофе был по 60 руб, было норм.. а ща цены подняли по максимому, размеры уменьшили... ну и нахер такая сеть нужна? Снова слат кофе в фастфуде закупаться.

Ответить

Когда-то и курс доллара был 50 руб :-)

Ответить