Как за два дня построить стратегию: разбираем ключевые этапы стратегической сессии
Стратегическую сессию легко испортить — достаточно задать неправильную архитектуру. Многие компании тратят десятки часов на обсуждения, которые заканчиваются шаблонными целями и отсутствием реального сдвига. В этой статье — структура по шагам, которую мы отточили на 250+ проектах для малого и среднего бизнеса (наши клиенты — компании с годовым оборотом от 1 до 10 миллиардов рублей).
Содержание:
- 1-й день стратегической сессии
1. Презентация требований собственника команде
2. Открытые вопросы по требованиям собственника
3. Вводные слова модератора
4. Мозговой штурм в мини-группах на базе подготовленной аналитики - 2-й день стратегической сессии
1. 1-й отжим стратегических альтернатив
2. 2-й отжим стратегических альтернатив
3. 3-й отжим стратегических альтернатив - 3-й день стратегической сессии
1. Декомпозиция стратегии
2. Презентация и обсуждение стратегических планов в большой группе
3. Итоговая рефлексия
Ключевые этапы стратегической сессии
Планирование структуры каждой стратегической сессии должно быть индивидуальным. Ниже представлены ключевые этапы стратегической сессии, которая длится 3 полных дня. Продолжительность зависит от поставленных на сессию целей, можно провести ее и за 1 день.
Пример. Архитектура стратегической сессии
Перед сессией необходимо провести тщательную подготовку, включающую общение с командой, создание карты аналитик, сбор и обработку данных и т.д. Подробнее о подготовке к стратегической сессии можно узнать здесь.
1-й день стратегической сессии
Первый день стратегической сессии - это начало работы команды. Важно создать атмосферу для продуктивной работы, ознакомить команду с ожиданиями акционеров и провести мозговой штурм. Первый день включает следующие этапы:
1. Презентация требований собственника команде
Требования собственников (ТС) - это письменные, четко сформулированные ожидания акционера(ов) от будущих целей и результатов и стратегий компании по их достижению. Эта аналитика проходят красной нитью через весь цикл стратегического моделировани. Она является основой для разработки инициатив по достижению полученных ТС, которые становятся ключевым ориентиром для команды и своеобразных входным ТЗ.
Требования собственника включают:
- Финансовые цели: желаемая доля рынка, объем выручки, уровень чистой прибыли, темпы роста, ROI и т. д.
- Нефинансовые метрики: удовлетворенность Клиентов, степень текучести персонала, вывод новых продуктов и т. д.
- Стратегические приоритеты компании на ближайшие несколько лет
- Цели и приоритеты отдельных подразделений: маркетинг, продажи, производство и т. д.
- Возможности и угрозы
- Главные стратегические вопросы для обсуждения
Пример. Формулировка стратегических приоритетов
В результате участники получили представление об ожиданиях собственника на ближайшее время и целях перед управленческой командой.
Посмотрите кейсы по разработке стратегий:
- Полимерторг. Дистрибьюция. Разработка стратегии устойчивого роста
- СИБАГРО. Производство. Разработка стратегии развития
- ASSTRA. Грузоперевозки. Стратегический воркшоп для руководителей
Nissan. Автодилер. Разработка стратегии развития
2. Открытые вопросы по требованиям собственника
Попробуйте представить, сколько вопросов возникает в головах ваших сотрудников, которые они зачастую боятся задать или не получают на них внятного ответа. В ходе стратегической сессии возникает множество вопросов по требованиям и ожиданиям собственника.
Сессия предоставляет собой подходящую и безопасную атмосферу для уточнения этих требований и обсуждения целей. Команда должна получить ясность, лучше понять мотивацию и стратегические решения главы бизнеса.
Чтобы понять требования собственника, команде дается достаточное количество времени для переваривания вводной информации, формулировки уточняющих вопросов. Все вопросы обсуждаются от имени группы, у них нет определенного автора, что психологически упрощает выявление сомнений и оголение противоречий.
Если этот важный этап будет пропущен, сессия может быть неэффективной. Если команда не верит в реалистичность целей, стратегия неизбежно забуксует на этапе реализации.
В результате команда получает ясность по требованиям собственника, принимает их и снимает все вопросы и сомнения.
3. Вводные слова модератора
На старте стратегической сессии модератор:
- раскрывает цели стратегической сессии,
- задает правила мозгового штурма,
- отвечает на открытые вопросы,
- предупреждает о возможных рисках: что может пойти не так и что с этим делать.
В этом блоке также проводится мини-тренинг по генерации стратегических альтернатив. Эта практика является новой для большинства участников: придумывать идеи на основе предоставленной аналитики. Целью этого блока является раскрытие креативного мышления участников, их ознакомление с правильной формулировкой стратегических альтернатив и форматом упаковки стратегических идей.
Целевой результат:
- Участники поняли цели сессии и получили представление о том, чем они будут заниматься в течение сессии
- Участники потренировались в генерации стратегических альтернатив
- Участники ознакомились с правилами проведения мозгового штурма
Популярные посты:
4. Мозговой штурм в мини-группах на базе подготовленной аналитики
Для организации эффективной работы на стратегической сессии участников необходимо правильно разбить на мини-группы. Более подробно об этом можно почитать в статье: Как подготовить команду к стратегической сессии.
В этом блоке участники активно принимают участие в брейншторме. По нашему опыту, правильная организация работы позволяет каждой мини-группе придумать более 100 идей разного масштаба, а в некоторых случаях даже достигать отметки в 300 идей за день.
Ключевым фактором успеха на этом этапе является включение дивергентного мышления, которое позволяет креативить и выходить за рамки привычных паттернов и шаблонов. Для активизации дивергентного мышления необходимо соблюдать правила мозгового штурма:
- Избегать споров, критики и оценки идей коллег
- Записывать абсолютно все идеи (лучшие будут отобраны позже)
- Проявлять уважение и давать каждому возможность высказаться
- Активно слушать друг друга и пробовать развивать идеи коллег.
Важные роли в процессе мозгового штурма в каждой мини-группе: Модератор и Советник.
- Задача Модератора — руководить дискуссией, стимулировать широкий масштаб мышления участников и следить за правилами и здоровой коммуникацией. Он также благодарит за активный вклад каждого, стремится достичь поставленной группе задачи.
- Советник внимательно отслеживает дискуссию, выкристаллизовывает стратегические альтернативы и фиксирует их в правильном формате. Также его задача — помогать Модератору следить за соблюдением правил мозгового штурма.
Результатом работы мини-групп на этом этапе должен быть длинный список сгенерированных стратегических альтернатив, основанный на переработанной аналитике.
Вас может заинтересовать:
2-й день стратегической сессии
Во второй день стратегической сессии к утру мы уже провели продуктивный мозговой штурм, где сгенерировали множество разномастных стратегических идей на основе умной аналитики. Теперь пришло время выбора, чтобы отсеять ненужную "шелуху" и выбрать те идеи, которые будут иметь наибольшее влияние на долгосрочный результат работы компании.
1. 1-й отжим стратегических альтернатив
На первом этапе отбора, участники в мини-группах выбирают лучшие проекты из длинного списка на основе групповой оценки. Оценка должна отражать перспективность идей на ближайшие годы для компании. Временной диапазон зависит от выбранного вначале горизонта планирования.
Критерии оценки стратегических альтернатив могут быть разными, в зависимости от долгосрочных приоритетов компании. Популярными примерами являются рост прибыли, увеличение доли рынка, усиление бренда, повышение лояльности клиентов, увеличение эффективности персонала. Совершая итоговый выбор, необходимо удостовериться, что под все пункты требований собственника созданы соответствующие стратегические проекты.
После выбора лучших идей, выбранные проекты презентуются в большой группе для остальных участников стратегической сессии. Презентация может включать разные форматы стратегических альтернатив, такие как стратегические цели, стратегии роста, проекты развития и т.д.
В результате мини-группы выбрали свои лучшие стратегические альтернативы и презентовали их в большой группе.
2. 2-й отжим стратегических альтернатив
Когда все группы презентовали свои проекты, участники выбирают лучшие проекты из всех предложенных идей, используя ограниченное количество голосов. Выбор осуществляется по той же логике, что и на предыдущем этапе. Здесь визуализируется групповой выбор и определяются проекты-лидеры.
В результате мы получаем рейтинг всех стратегических альтернатив, каждый участник определил свои приоритеты.
3. 3-й отжим стратегических альтернатив
Основываясь на правиле Парето "только 20% усилий приносят 80% результатов", мы выбираем самые важные 20% стратегических проектов, на которых будут фокусироваться ключевые сотрудники и которые получат больше ресурсов. Это называется выбором стратегического ядра.
Проще говоря, стратегическое ядро — это "соль" стратегии. Оно представляет собой набор из 3-7 самых главных инициатив, способных изменить позицию предприятия на рынке и повлиять на бизнес-результаты. Стратегическое ядро должно быть известно каждому менеджеру, чтобы он смог рассказать о нем, даже если его разбудят посреди ночи.
В результате на втором дне стратегической сессии мы провели отбор лучших стратегических альтернатив, создали стратегическое ядро и визуализировали их перед всеми участниками.
3-й день стратегической сессии
1. Декомпозиция стратегии
На сессии присутствуют руководители всех отделов. После выбора стратегии совместными усилиями команды, каждому из руководителей требуется забрать тот набор проектов, который находится в его зоне ответственности.
Для ускорения данного процесса, каждому из руководителей было поручено домашнее задание: подготовить план своего отдела в черновике и собрать всю нужную аналитику по подразделению заранее. В ходе стратегической сессии им необходимо дополнить план стратегиями и проектами, возникшими за первые два дня сессии.
На данном этапе участники объединяются в новые мини-группы уже по функциональному признаку и начинают работать над декомпозицией стратегических проектов своих подразделений.
Декомпозиция стратегических проектов включает:
- формирование крупных этапов, вех и целевых результатов
- поиск Ключевого фактора успеха каждого стратегического проекта
- запрос помощи других отделов для реализации стратегии
В результате мини-группы подготовили презентацию декомпозиции своего набора стратегических проектов.
2. Презентация и обсуждение стратегических планов в большой группе.
Затем каждый руководитель представляет свой план остальным руководителям в большой группе. Это самое подходящее время для обсуждения вопросов и уточнения целей и планов, а также получения обратной связи от коллег и консультантов для доработки плана.
В результате обсуждены все стратегические планы, доработаны недостающие детали и согласованы планы в команде.
3. Итоговая рефлексия
На заключительном этапе участники делятся своими впечатлениями и инсайтами от стратегической сессии, что помогает нам понять, что понравилось участникам и что еще нужно доработать после сессии.
Отзывы наших Клиентов по результатам работы.
Один из немногих случаев работы с консалтинговыми структурами, когда результат полностью соответствовал ожиданиям! Консультанту удалось сплотить и увлечь коллектив компании, выделить из коллектива компетентную рабочую группу, которая смогла генерировать практические идеи для разработки стратегии развития компании.
Благодарим Максима за подготовку и проведение стратегической сессии Skoda, за высочайший профессионализм. Все наши пожелания были учтены, программа разрабатывалась с учетом наших бизнес-целей, вопросы, возникающие в процессе оперативно решались. Модель ключевых факторов успеха помогла выработать стратегические инициативы, основанные на наиболее важных и прорывных идеях, тонких нюансах, неочевидных на первых взгляд.
Разобрались в бизнес-модели и выбрали по какой идём, сформировали портфель продуктов, начали активно работать по маркетингу и продажам, запустили пилотный проект на новом рынке. Спасибо за очень полезный для нас интернет-аудит, пользуемся активно сейчас. Динамичная и полезная страт. сессия, в предвкушении реализации 🙂 Нравится, что у вашей команды разный опыт, вы с разных сторон смотрите на ситуацию. Понятные сопроводительные документы — шаблоны для сбора аналитик и т.д.
Если вам требуется провести стратегическую сессию
Свяжитесь с нами. Мы предоставим помощь в подготовке и проведении сессии. На основе нашего обширного опыта (260+ стратегических проектов для более чем 80 клиентов в 50 различных сегментах рынка) мы разработаем с вами стратегии роста. Ознакомьтесь с нашими кейсами и отзывами наших клиентов. Мы будем рады помочь вашему росту!