Господдержка без боли: Как наладить контакт между государством и предпринимателем
Многие не раз слышали о государственных мерах поддержки, предоставляемых бизнесу как крупному, так и МСП. Но многие ли заинтересовывались, а как собственно получить эту самую поддержку и с какими проблемами придётся столкнуться?
Круг 1. Проблемы у бизнеса
Обычный средний предприниматель владеет собственным бизнесом в любой из приоритетных, для государства, отраслей желает получить поддержку (субсидию, кредит на льготных условиях, гарантию). В большинстве случаев он столкнётся с непониманием процесса получения, огромным количеством постановлений, в которых не регламентированы чёткие условия предоставления поддержки, а лишь ссылки на другие нормативно-правовые акты.
За разъяснениями придётся обращаться к компетентным людям, агенствам, которые подготовят необходимый пакет документов и отправят в соответсвующие учреждения. Но такой консалтинг не бесплатен, а в поддержке тебе могут и отказать. В итоге: зря потраченное время и средства на подготовку.
Это действительно реальная ситуация и проблема, с которой сталкивается предприниматель. А что со стороны государства?
Круг 2. Проблемы у государства
Государство постоянно генерирует неясность в сфере поддержки, но не создаёт единого ресурса по её предоставлению. Существует более тысячи неудобных сервисов (сайтов) для бизнеса, сотни региональных сайтов содержат неактуальную информацию и дублируют функционал. Отсутствие автоматизированного доступа к актуальным мерам поддержки, приводит к их слабому распространению.
Так же государство само сталкивается с тем, что породило: непрозрачность контроля трека заявки на господдержку, отсутсвие чётких данных спроса, межрегиональное взаимодействие не осуществляется на должном уровне, нет обмена успешными практиками, полностью бумажный документооборот усложняет и замедляет процессы оказания мер поддержки.
Рассмотрим на примере государственных гарантий. Министерство финансов , занимающееся разработкой бюджета, планирует размеры гарантийного фонда на основе данных, представляемых другими министерствами, федеральными органами исполнительной власти, банками – на основании этих структур Минфин планирует программы государственных гарантий РФ (объёмы гарантий). В виду неких факторов эти ведомства и региональные органы предоставляют завышенные данные по спросу. Что мы имеем после этого? Мы имеем огромную разницу между планируемым и фактическим объёмом предоставленных гарантий. То есть большая доля средств просто не используется. Предложение превышает спрос в разы.
Проблемы возникают и у Счётной палаты РФ и Министерства экономического развития РФ – они не могут проконтролировать весь путь предоставления гарантий: от заявки до выдачи и предоставления отчётности. Нет сервиса, позволяющего отследить статистику, исполнение обязательств в реальном времени, проконтролировать причины отказов в предоставлении и сроки обработки заявок и принятия решений. Всего этого у органов не имеется. Сотрудники Счётной палаты ведут учёт в таблицах Exel, занося данные вручную и делая различные выписки из этих таблиц.
Решение проблемы
Решить такие серьёзные проблемы поможет создание "Портала государственной поддержки бизнесу", который станет агрегатором всех видов господдержки.
Сервис, на основе проанализированных данных о проектах сторонних инвестиционных площадок и заполнении заявок предпринимателями лично, сможет предлагать оценить свои шансы на получение господдержки, а затем и вести предпринимателя от начала оформления до получения поддержки.
Предприниматель больше не взаимодействует со всеми структурами. Теперь он будет вести всё в режиме онлайн. Отсутсвие бумажной волокиты и подгрузка данных через портал Госуслуг. В личном кабинете пользователя будут отражаться все действия с его заявкой на таймлайне с информацией по текущим решениям, времени обработки, принятия, загрузка дополнительных документов, выгрузка отчётности, подписание документов.
Государство тоже в плюсе: на основе данных ФНС, Росреестра, Росстата, Прокуратуры РФ (через API) будет автоматически формироваться анализ рисков предоставления поддержки, появится система прозрачного контроля за процессом оформления всех заявок (как в единичном, так и в агрегированном виде). Госструктуры смогут производить действия с заявками, формировать отчётность, просматривать статистические данные в онлайн режиме по многим параметрам: процент одобрения запросов у банка кредита с гарантией (с указанием причин отказа), среднее время рассмотрения заявки банком, среднее время рассмотрения заявки из банка в МСП, средний срок ожидания получения средств (фильтрация по отраслям, по региону), лидирующие отрасли (фильтрация по сумме, по количеству выданных гарантий, количеству отказов в предоставлении гарантий (с указанием причины отклонения)), отрасли с наименьшими показателями (с указанном причин), сумма нецелевых расходов (фильтрация по отраслям, по региону, по периоду).
Такой сервис позволит:
- Автоматизировать документооборот и избавиться от бумажного;
- Получить возможность сквозной аналитики данных;
- Онлайн мониторинг исполнения обязательств;
- Получить интеллектуальную систему подборки поддержки и инвестиционных проектов;
- Оптимизировать межведомственное взаимодействие и сократить время предоставления поддержки:
- Контролировать соблюдение установленных временных норм рассмотрения заявок сотрудниками ведомств.
Наша команда начала заниматься данным сервисом и мы уже имеем базовый прототип данного сервиса. По вопросам сотрудничества можно писать в Telegramm: @Shinobu-San.
Всеобщая интернетизация, это пожалуй, единственное, чего государство добилось за последние лет. Не так уж все плохо.
Возможно в вашем видении это так, но эта проблема на повестке у Счётной палаты и сейчас они пытаются найти её решение. Нам удалось пообщаться с представителями Счётной палаты и кажды подтвердил запущенность проблемы, казалось бы, в такой "цифровой" отрасли, как финансы и господдержка в частности
С господдержкой многие не решаются связываться из опасения "вход - рубль, выход - два". А кто покрупнее, тот эту поддержку в ином виде получает, думается.
Хорошее дело