Как я решил стать крутым IT-бизнесменом, вложил 900к втайне от жены в проект по аналитике Wildberries и — провалился

Нет повести печальнее на свете… чем повесть про то, как полгода назад мне стало «мало» денег. И моя алчная, желающая реализовать амбиции душа не придумала ничего лучше чем залететь в «очень успешный IT-проект», который ну точно выстрелит..

Чисто для контекста — чуть о себе

Зовут Глеб, живу в Италии. Последние две года отчаянно строю агентский бизнес — делаем неплохой перфоманс, сети и индивидуальные проекты имеются. Есть бутик-направление по разработке сайтов.

По мере выстраивания агентского бизнеса и работы в маркетинге возник большой интерес к различным сервисам автоматизации рекламного процесса и подобным штукам — смотрел и изучал. Амбиции это или что-то еще, но всегда тянуло в направлении разработок: хотелось делать такие решения, ковыряться и генерить.

И вот полгода назад в агентстве наступили относительно ровные времена: штат без текучки, клиенты без геморроя — в общем, глотнули свежего воздуха. И, как говорится «свято место пусто не бывает»:

Весной было решено замутить новый суперуспешный успех в нише IT

Выбор ниши пал на знакомые маркетплейсы.

Почему знакомые?

Потому что до агентского бизнеса примерно в начале 18-го года на волне хайпа и — прости Господи! — бизнес-завтраков Лео Шевченко я зашел в данную деятельность.

Закупался на Садоводе пледами, продавал с наценкой 700₽ (в общем, Б-Бизнес). Шло неплохо: обороты, как щас помню, были миллионные. Никто, конечно, юнит-экономику не считал, потому что ну а нах…р оно нам надо — в общем, кто знает, тот поймет, как говорится.

Как я решил стать крутым IT-бизнесменом, вложил 900к втайне от жены в проект по аналитике Wildberries и — провалился

Это было похоже на какое-то реалити. И после осознания, что сие мероприятие больше развлекает, чем приносит денег, благополучно было закрыто.

НО… так как я уже был погружен во все нюансы работы, а под конец вообще промышлял тем, что помогал под ключ выходить другим продавцам и продвигать по СЕО их карточки —

здесь хочу воспользоваться моментом и извиниться за всё плохое перед этими людьми в том плане, что бизнес на маркетплейсах позиционировался тогда как «не делай ничего — получай миллионы». А оно, конечно, иначе на мой взгляд. Хотя, возможно, просто у меня не вышло с Wildberries, а если подходить с головой, то все будет в порядке

— ниша аналитики на маркетплейсах была выбрана целью захода моего нового единорога 🦄

Сначала коротко о том, что смастерили

Сервис аналитики продаж: на Wildberries случилась продажа товара — он присылает информативное сообщение с данными о заказе и прочей важной для селлера инфой. Такая же история с другими сущностями товара: возврат, отмена и тд — сразу удобное оповещение. Естественно, все фиксируются и способно выскакивать в разделе «Статистика» понятными цифрами.

Решение упаковали в Телеграм-бота — конечно, с целью сэкономить и ускорить процесс разработки.

Финальная картина проста: сидишь такой в Телеге и следишь за своими миллионными продажами. Смотришь, какой ты молодец. Все удобно, вся статистика под рукой.

Параллельно добавили крутую киллер-фичу, которая загребала в бот на старте MVP по 100 юзеров в сутки — SEO анализ. Для этого даже не надо было соединять по API бота и кабинет селлера. Просто зашел в бота — кинул ему ссылку на свой товар или конкурента — в ответ получил всю СЕО-подноготную карточки:

— По каким ключевым запросам показывается карточка,

— по каким нет,

— по каким показывалась и перестала,

— да и какие вообще ключевики по товару есть

Бот сохраняет всю инфу по всем карточкам за 7 последних дней.

Есть большие программы по типу Sellmonitor или mpstats, которые специализируются на аналитике для селлеров, так что скажем так: фича в боте и правда актуальная.

На скриншоте показаны ключевые запросы артикула:

Как я решил стать крутым IT-бизнесменом, вложил 900к втайне от жены в проект по аналитике Wildberries и — провалился

Оставляю ссылку на бота — юзайте 2 недели бесплатно ⤵

Как юзать:

скопируйте ссылку/артикул любого товара с WB, зайдите в меню бота — выберите SEO-анализ — и скиньте ссылку/артикул в чат. Элегантно все реализовано. Хотите идти дальше? Добавляйте в бот API по инструкции в два клика и наслаждайтесь уведомлениями.

Как мастерили…

Представьте что-то очень далекое — например, путь от Москвы до Владивостока.

Представьте, что едете на поезде… А теперь представьте этот путь пешком по железным путям. И что считаете шпалы: раз шпала.. два.. три и тд.

Полученное число умножьте на два и возведите в степень — у вас получится примерно половина от того, что разделяет меня и программирование. Да и точные науки в целом. То есть, мы очень далеко друг от друга.

Понятно, что пробовать самому что-то изучать было глупо. Встал вопрос подбора команды для разработки. Благо был опыт работы в проектах по запуску приложений и сайтов со стороны проджекта в агентстве.

Не буду вдаваться в подробности, но через месяц собесов была подобрана команда из двух прогеров, написаны регламенты и поставлены задачи, оговорены ЗП.

Делюсь цифрами:

Два прогера — фул день — у одного оклад 70.000, у другого 80.000. Иными словами: 150.000₽ в месяц допзатрат. На старте цифры не пугали, ведь проект-то гениальный стопудов))

Еще немного контекста: я женат. Моя жена — великолепный человек и всегда меня поддерживает. Я как порядочный семьянин рассказал ей все)) что у меня идея вообще топ, и знаешь, мы, наконец, будем богаты.

Жена не принимает участие в агентском бизнесе, но часто интересуется процессом и разговоры о работе в порядке вещей.

Короче говоря, за ужином я не прошел короткий тест из вопросов, посыпался и не смог презентовать идею))) и обосновать лишнюю статью расходов в 150.000₽ — а по нашему новому тогда уже растущему курсу евро 1875€.

Было принято не разворачивать этот проект как излишне дорогой. Три дня я ходил и думал, еще два дня просто не решался принять то, что в глубине души уже давно принял решение. Короче: через 5-7 дней я подписал договор с прогерами, и мы стартанули.

Никаких ТЗ) В примере — только проект конкурент, один из единственных и просто динозавров ниши: Ниндзя Бот. Для всех, кто хоть как-то касался маркетплейсов, наименование знакомое. Для тех, кто не знает: это бот с подобным функционалом, как у меня только аудитория плюс-минус 10.000 человек. Легенда возрастом лет 7.

Начало было бодрым

Созвоны/зумы/брейнштурмы — все, чего мне так не хватало и о чем я мечтал. Настоящая прогерская движуха. В цели было выйти с MVP через месяц. Функционал SEO-анализа — о нем выше говорил.

План-капкан: выпустить на рынок продукт — дать ему маркетинг закупом рекламы в ТГ — собрать народ — добавить весь функционал и внедрить подписку.

Пилили прямо с конкурента, не стесняясь. Что не знали — под видом клиентов заходили в поддержку чужого сервиса, покупали его подписки и все изучали.

В принципе довольно быстро вышли на MVP и объявляли старт работ. Как щас помню, решил просто написать в один чат маркетплейсов под вечер того дня. Как бы офишиал релиз — конечно, в виде небольшого спама без согласования. Чо-то типо «Привет, нашел полезного бота. Круто смотрит СЕО-позиции, делюсь: ссылка».

Ну и забыл про это сообщение.

Результат на утро: 150 юзеров. Это был успех!. Радости полные штаны. Подумал тогда, что вот оно — идем в правильном направлении.

Рекламу дали буквально на 5 тыс, она зашла чуть хуже: юзер стоил около 15 рублей. В общем, следующая неделя прошла в этих успешных лаврах.

В принципе можно сказать, что рекламу мы как-то крупнее и не давали. Все шло само: люди видели полезный функционал и приходили, тем более бесплатно.

Бот сам рос на 15-17 юзеров в день.

Ну и ради правды скажем, что подробный функционал сеошки на таком уровне, как у нас, не реализован ни у кого. Начиная от юзер экспириенса заканчивая просто тем, что наш бот единственный, кто показывает изменения за 7 последних дней в динамике. А не день в день как у конкурентов.

На данном этапе мы закрыли выход на MVP успехом и первыми 500 юзерами в течение 3 недель релиза. Из которых около 380 ежедневно пользовались сервисом каждый день.

2 месяца со старта: полет нормальный — жена ни о чем не догадывается 😁

Перешли к функционалу оповещений о статусе товаров: подключение API и тд.

В целом на этап было заложено два месяца. Но тут появились и первые трудности: срывы внутренних ддл от одного из прогеров, непонимание работы апи — у маркетплейсов оно чудное.

Пошли вечные консультации со специалистами из ниш для проработки функционала + у меня из агентства ушли 2 ключевых клиента (по причинам, не связанным с нашей работой), а лучший аккаунт уволилась в декрет. И мой фокус перенастроился на агентство как основной доход семьи.

Первый звонок случился, когда ЗП программистов мне встала костью в горле

Эту кость я быстро проглотил, ведь в боте уже 500+ юзеров — скоро допилим, и всё полетит…..

Через плюс-минус 3.5 месяца со старта проекта мы зафиналили функционал, который планировали. Вроде не усложнили бот для использования, сделали все понятным и простым.

По дороге выяснилось минимум два ключевых факапа, связанных с кривостью и скоростью обновления WB API, которые мы не предусмотрели в начале. Благо все было решено одним из прогеров — Алексеем, с которым случились чуть ли не родственные связи. Проект он пилил и днем и ночью и на все трудности, как я понял, находил ответы именно он.

На горизонте показался изначальный финал работ.

Надо было все оценить и посмотреть куда вывела нас эта авантюра

Коротко о ситуации:

450 тыс. ушло на зарплаты

~8 тыс. на сервера и содержание бота

20.000 на рекламу

Получили 1500 юзеров, из которых 700 ежедневно юзают продукт, а еще ~ 500 нажимают в боте кнопки не реже чем раз в три дня. Остальные либо отмерли, либо просто смотрят оповещения.

Функционал работает, все круто. Мы оказались в той точке, куда я так активно нас вел. Прогерской движухи примерно 40% от ежедневных задач. Чувствую себя стартапером. Даже эмоциональное состояние ок, потому что все неплохо решилось с агентствами делами.

Так что вроде все ничего. Вот так кстати выглядят те оповещения.

4 месяца со старта: полет уже тяжелее, но еще пока ок

Жена не догадывается, но спрашивает периодически, о чем я так эмоционально говорю в зумах по вечерам)))

Но именно с этого момента начинается цепочка действий, которая ведет к неминуемой катастрофе. Как в документалках.

Анализируя сейчас, я понимаю, почему так случилось. Но в тот момент было неясно. То ли сыграло, что проект велся по интуиции и без четкого плана, то ли я 1000 раз в голове проиграл сценарий, как я буду строить работу и реализовывать проект, но не прокрутил ни разу сценарий его монетизации и дальнейшего продвижения.

Так или иначе началось пике.

Казалось, что:

— проект рано монетизировать и вообще сейчас как напишу сообщение в бот, что теперь он платный, так все разбегутся

— обязательно надо допилить еще что-то, и тогда бомба будет

И мы начали терять драгоценное время на доработку несущественного функционала по типу: ответы на отзывы в карточках товара и вывод в сообщения доп данных о товаре, в общем «косметику».

Юзеры прибавлялись, а мысль о монетизации откладывалась. Это можно сравнить с туннельным каким-то зрением и невозможностью взглянуть на проект шире.

Результат: потерянные 1,5 месяца. Упадок духа и настроения, потому что юзеры перестали приходить пачками как раньше, появилось недопонимание в команде, что пилим и куда. Периодические сбои в работе маркетплейса только подливали масла в огонь.

Дошло до того, что пришлось уволить одного из прогеров, так как нагрузка спала, задач не прибавлялось. На пятой ЗП я уже был в какой-то депрессии: деньги уходят, бот по моим каким-то внутренним данным еще не готов —в общем, жесть.

Уже сейчас не помню, но возникли еще какие-то налоговые трудности в агентстве. Все завязалось в клубок, и мы решили остановить работу на 2 недели просто выдохнуть и переосмыслить все.

5.5 месяцев со старта: депрессия — рассказал все жене

Отреагировала нормально. Внутри, может, и обиделась, что не сказал сразу, но виду не подала. Поддержала насколько могла, и была в приятном шоке, что уже 2000 юзеров пользуются нашим ботом)))))

После двухнедельной паузы было взвешено все, тоннельное зрение разрушилось, стала видна реальная картина: потерянные время и деньги.

Проект я, естественно, подверг переоценке.

И где-то в это время начал читать какие-то блоги и вообще образовываться хотя бы на опыте людей — реальных разработчиков. Узнавал какие-то механики и правила создания этих — прости Господи! — стартапов.

Кстати, советую, если кому-то реально интересно читать нормальный блог программиста, который пилит крутые проекты: «Короче, Зуев». Просто топ. Помню, как попал на его ТГ из VC и за 3 часа прочитал все посты.

Игорь, ну чем черт не шутит, вдруг читаешь, привет тебе и спасибо за блог — он вдохновил меня на многое

Я начал понимать ошибки в своей работе

От составления планов для команды до вот этих ужасных месяцев тупого допиливания до совершенства. Узнал разные стратегии и понял, как далеко забрался своим этим «авось»

Первое, что было сделано — это, конечно, монетизация бота.

На момент ее внедрения было 2850 юзеров, из которых около 2000 пользовались ботом стабильно раз в три дня. Из них на разные тарифы подписки пришло только 120 человек…. Остальные растворились…

Это был удар и понимание, что монетизировать надо было раньше, параллельно с MVP. И планомерно набирать аудиторию, готовую работать и видеть ценность товара. Но за ошибки платишь дорого))

Прошел месяц. Мы не работали, выдохнули, я еще раз рассказал все жене))) поплакался. Получил чуть-чуть люлей, не скрою.

Корона удачливого стартапера давным-давно забыта.

Прогер переведен на почасовку.

Текущее состояние на момент написания статьи:

На различных подписках платных — 143 человека. На тестовом периоде в две недели — 148

Название подписок стремное. Знаю-знаю
Название подписок стремное. Знаю-знаю

Проводим кастдевы и работаем с аудиторией. Отказались от долгих разработок в пользу быстрых MVP и сразу тестов. Стабильно закупаем трафик в ТГ на 5000₽ в неделю) патамушто больше денег нет!

Завершая пост — из планов на будущее и финальных оценок:

Изначальная авантюра за 3-4 месяцев выйти на окупаемость — превратилась в 8 месяцев и минус 1.000.000₽

Романтизм ушел. Осталось понимание работы и сколько трудов стоит за каждым проектом.

Приняты важные поворотные решения в карьере:

1. Будем допиливать бот уже по уму. Прямо сейчас реализуем быстрый функционал автоматического СЕО с интеграцией GPT. Бот сам будет анализировать карточки конкурентов, собирать ключевые запросы и генерировать оптимизированное продающее описание. Мы разыграли предзаказ на функционал со скидок и собрали 50 человек (50.000₽). На них же будет и откатывать бета-тест.

2. Дальнейшая разработка и вектор — цифровизация продаж селлеров. Хотим сделать автоматические дашборды с интеграциями в Гугл.Док/Excel с меняющимися показателями от продаж и доходов в реальном времени. Все в красивых графиках в стиле Power BL. Интеграцию хотим сделать автоматической для всех юзеров. Купил тариф — прислал боту API — бот ответил таблицей — закрепил в Google Chrome файлик и радуйся. Сейчас проводили опрос по базе, больше 170 человек продлили интерес быть первыми в тестах.

3. В дополнение рассматриваем инвестиции и продажу бота. Потому как все же наши юзеры — 100%, как принято говорить, бизнес-аудитория. Также думаем о консалтинге/сопровождении в сфере маркетплейсов, фулфилменте или других услугах. Допускаем, что какая-то компания захочет сделать бот бесплатным и использовать как трип-вайер, почему бы и нет)

Решил завести этот канал, чтобы победить страх опозориться) максимально транслировать сюда все свои идеи и историю продукта.

Начитавшись Игоря Зуева, поставил себе цель: зайти еще в 6 коротких проектов разработок. По 1 разработке в два месяца. Что-то быстрое и простое.

План: создание MVP и дальше оценка — либо пивот, либо допиливаем. Верю, что получится крутой кейс, как 100%-ный авантюрист, не понимая ничего в прогерстве, создал крутой IT-продукт и заработал на этом 50.000$.

Такая вот мелкая в рамках этого рынка, абсолютно низкая и коммерческая цель. Так что кринж-блогу быть.

К слову, жене о своих планах пока не сказал 😂

Продолжение следует…..

И еще разок — ссылка на бот:

Ну, и куда ж без Телеграма? Там пока пусто, но обещаю: будет много интересного и не такого длинного, как тут. Залетай

Кому будет полезно?

Если ты суперпрогер, пилящий свои мегапроекты с миллионными инвестициями в области обучения ИИ — наверное, это не для тебя. А если обычный энтузиаст, который хочет войти в IT-предпринимательство и из денег инвестиций у тебя только твое бешеное желание , тебе может быть полезно последить за моим опытом набивания шишек — а может, ты все же созреешь для чего-то 😉

11
22 комментария

Отличная история. На мой взгляд идея тоже классная, но затраты у вас на это просто нереальные. Надеюсь сможете вывести бота в плюс

2
Ответить

Затраты жесть... ну вот месяца два спокойно можно было сэкономить, теперь уже знаю

Ответить

Недавно читала прогноз развития маркетплейсов - кто будет владеть данными, тот и будет ими править. Так что не останавливайтесь, развивайте проект дальше)

2
Ответить

спасибо, да, тоже думаю так. Направление актуальное, так что надо пилить

Ответить

Вы молодец, что открыто написали о себе и своем опыте. Реклама бота даже выглядит нативной)

1
Ответить

Спасибо) честное слово - не ради рекдамы))) Просто в моменте было бы странно писать о боте и не оставить ссылки))

1
Ответить

Плюсану

1
Ответить