Как копирайтеру проверить заказчика на добросовестность?
Работа фрилансера – это постоянный риск «недополучить», а то и вовсе остаться без гонорара. Предлагаю несколько советов, которые помогут сохранить вам время и деньги.
Кому будет полезно?
⁃ Фрилансерам: и тем, кто работает исключительно по договору, и тем, для кого это несущественно;
⁃ Соискателям, которые мечтают о хорошей работе. Тема очень близкая;
⁃ Работодателям, hr-менеджерам, руководителям digital-направлений. Чтобы понять психологию своих подрядчиков и кандидатов.
Время чтения - 5 минут.
Итак, что же сделать, чтобы быть уверенным в полной и своевременной оплате своего труда?
1. Для начала просто погуглите. Иногда этого достаточно, чтобы оценить перспективы будущего сотрудничества. Посмотрите, есть ли о вашем заказчике негативные отзывы, много ли положительных. Обратите внимание на то, что пишут о нём на рекрутинговых площадках (например, на hh и dreamjob) и отзовиках.
2. Изучите сайт и социальные сети клиента. Проанализируйте, с какой частотой публикуются посты, что они могут сказать о тех, кто ими занимается. Регулярное размещение грамотных, интересных и полезных материалов подтвердит, что в компании ответственно подходят к цифровой репутации и активности в интернете. Это хороший знак.
3. Спросите напрямую. Побеседуйте с заказчиком, узнайте о его предыдущем опыте работы с копирайтерами или другими фрилансерами. Попросите прислать ссылки на материалы – они всё равно понадобятся, чтобы оценить подачу материалов и публичное позиционирование компании. Заметьте, как клиент отзывается о своих подрядчиках – это позволит сделать выводы об отношениях, которые были между ними в момент сотрудничества и после него.
4. Обсудите ТЗ. Если у клиента есть точные представления о том, что он хочет от вас в данный момент и на какой долгосрочный результат рассчитывает, вам будет проще договориться и довести работу до финала. Системный и продуманный человек, вероятно, не забросит проект и не оставит вас без гонорара.
5. В ходе общения посмотрите на отношение к задаче. Если во время диалога вы слышите пренебрежительные интонации, особенно в отношении объёма и сложности вашей работы, следует быть осторожными. Подумайте, а может ли заказчик счесть, что ваш труд ничего не стоит?
6. Обговорите коммуникации. Обсудите порядок внесения правок и утверждения работы. Спросите, кто ещё и в какой роли будет включён в ваш проект. И к кому обращаться по вопросу документации и оплаты! В норме вы не должны коммуницировать более чем с тремя людьми - самим заказчиком, его менеджером/помощником и бухгалтером. При этом решающее слово должно оставаться за кем-то одним. Иначе вы просто погрязнете в бюрократии, бесконечных согласованиях и правках.
7. Оцените картину в целом. Какое впечатление на вас произвёл клиент и предстоящий проект? Насколько компания кажется надёжной и обязательной, а поставленные задачи – реальными? Устраивает ли вас обещанный гонорар и условия работы? Взвесьте все «за» и «против».
Конечно, никто не защищён от неприятного опыта, особенно если речь идёт о непроверенных людях. Но, может быть, мои советы всё-таки спасут вас от финансового и эмоционального ущерба.
Если вам есть чем дополнить этот список рекомендаций, обязательно поделитесь в комментариях – буду рада взять на вооружение.
А ещё недавно я создала Telegram-канал про редактуру, копирайтинг, работу с рекламными проектами и другие штуки для пишущих людей и фрилансеров. Обязательно заходите и подписывайтесь.