Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Я в предпринимательстве больше 10 лет, и за это время научился собирать реально крутые команды. Например, у меня была компания по продаже спортивного оборудования, и в период близкий к банкротству коллектив не просто остался со мной и терпеливо ждал зарплату 2 месяца. Они еще и заняли мне денег!

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Очередной экономический кризис в стране так нехило ударил по моему бизнесу с тренажёрами. Цены на них выросли процентов на 20. Продажи все падали, падали, старые клиенты еще что-то покупали, а новые нифига не прирастали. Вообще, ситуация так себе. Магазины спортивного оборудования в городе начали закрываться один за одним, а те, кто не уходил с рынка, сокращал коллектив до одного человека. И с одной стороны, я понимал, что сейчас самое время воспользоваться ситуацией, закупиться и выйти на новый виток развития бизнеса, а с другой - денег на это просто нет. Я собрал команду, обрисовал им картину - мол, давайте решать вместе, мы закроемся или рискнем, подтянем все свои силы и ресурсы. Часть коллектива отсеялась и сказала: “Извини, нам не по пути, потому что нам нужно кормить семьи”. И я их прекрасно понимал. Остальные поддержали: “Мы с тобой, давай дело делать”.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

В итоге мы открыли офис в ТЦ в самом центре Екатеринбурга. Построили шоурум из тренажёров, которые брали под реализацию, и дилер охотно на это шёл. Мы сели и написали четкий конкретный план, сколько должны продавать тренажёров минимум в неделю, чтобы как-то выживать и погашать свои обязательства. Короче, я перед своей командой раскрыл все карты и честно обрисовал ситуацию. В конце каждого рабочего дня мы собирались в офисе и обсуждали текущее положение дел, анализировали, выстраивали дальнейшие стратегии. Стали как единый организм. Проговаривали вслух все свои страхи, сомнения. И получали друг от друга колоссальную поддержку. И вот мы логически дошли до момента, когда мне нужно было платить поставщикам по обязательствам, а нечем. Не заплачу - заморозят отгрузки товара. Заморозят — не смогу отгрузить заказы и получить деньги. Рассказал честно ребятам, как есть.

И тогда я был шокирован тем, что ко мне подходит сотрудник и говорит: “Антон, я тут скопил небольшую сумму на отдых, и готов ее инвестировать в наше дело”. Спустя пару дней еще двое сотрудников подходят ко мне и предлагают свои деньги: “Мы тебе доверяем, бери, босс!”. И тут я совсем офигел от происходящего. Реально, поддержали как родные люди меня. А самая прижимистая сотрудница дала денег больше всех, представьте! Так мы собрали тысяч 300 и все наши дыры заткнули. Потом я им, разумеется, всё вернул, и мы стали зарабатывать в разы больше, чем до кризиса.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Вот как бывает, когда ты собираешь вокруг себя не случайных людей, а реально своих единомышленников. У кого-то работники уходят при малейших сложностях: где-то пообещали зарплату побольше или ты чуть задержал выплаты. Моя же история про то, что честные и открытые отношения с коллективом дали мне большой кредит доверия. С ребятами мы дружим и общаемся до сих пор. И теперь в каждом своем бизнесе я стремлюсь к такой модели построения отношений внутри коллектива с таким же высоким уровнем поддержки и доверия друг к другу.

В этом году я купил редакцию и сразу же стал собирать команду людей - креативных, профессиональных, надежных. Сегодня мы продолжаем масштабироваться: набираем большой штат авторов и редакторов, а еще мы ушли от формата фриланса к штатному найму. За полгода количество клиентов выросло в два раза.

Уверен, кто-то из вас тоже хочет собрать команду из по-настоящему “своих” людей. У меня особый подход к выбору сотрудников, и пока он меня еще ни разу не подвел. Расскажу свои выводы, возможно, кому-то из вас они пригодятся.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Мои люди - кто они?

  1. Важно, чтобы сотрудники придерживались тех же ценностей, что и я. Горели нашим общим делом. Разумеется, все мы приходим работать не за бесплатно, и финансовую стабильность я в состоянии им дать. Но кроме цифр в глазах хочется видеть, что они увлечены нашими проектами, не меньше меня.

К примеру, все в той же компания по продаже спортивного оборудования, ко мне на работу просилась девушка совершенно без какого-либо опыта в продажах, без чьих-то рекомендаций. Но я увидел невероятное желание быть частью моей команды и учиться, расти, развиваться с нами.

  • Ты хочешь устроиться РОПом к нам в отдел продаж, как ты будешь работать, расскажи?
  • Я занимаюсь спортом, я тот самый яркий представитель аудитории, которой вы продаете тренажеры. Бегаю триатлоны - раз. Использую тренажёры во время межсезонья - два. Да я эксперт в области фитнеса!Знаю точно, как зарядить команду, как сделать так, чтобы за мной пошли люди. Вы мне просто поставьте задачу, дайте пару книжек, какой-нибудь курс по продажам, а дальше - я бомбану!
  • Принята, елки-палки, погнали!

И что думаете? Она стала реально круто продавать уже спустя пару месяцев. Я рад, что тогда послушал свою интуицию и дал ей шанс показать себя. Если видите, что у человека горят глаза, что вы на одном языке говорите, забейте на то, что нет у него опыта.

Так вот она придумала опрос для потенциальных покупателей, который смог выявлять действительно ли нужен человеку тренажёр, или он ему нафиг не сдался, и будет стоять в углу вместо вешалки для одежды. Мы с ней создали систему экспертного подбора тренажёров четко под бюджет клиента, его потребности. И эта фишка так нехило раскачала нам продажи.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

2. Конструктивная критика от сотрудников - это ок. На берегу договариваемся с новыми сотрудниками, что они в лицо мне могут высказать любые претензии, касающиеся работы без негативных последствий для себя. Если что-то можно улучшить, к черту молчание и психосоматику! Если же критические ошибки совершает сотрудник, мы прощаемся довольно быстро. Повторяющихся ошибок в Bang! не прощают.

3. Один мотивированный сотрудник лучше трех без мотивации. Кого-то мотивирует возможность карьерного роста, кого-то - высокий заработок, а третьим нужна похвала. Все это важно учитывать при найме и сразу спрашивать, что хочет получить человек от работы с вами. Мы использовали специальную систему анкетирования, чтобы выяснить типаж личности. Её создатель - Михаил Саидов, называется система «ОКЭАН». Загуглите!

Выгорание в процессе - тоже не редкость. Это может происходить из-за того, что сотрудник:

  • берет на себя слишком много обязанностей, а руководитель не контролирует процесс;
  • не видит результата своей работы;
  • не получает обратную связь от начальства.

Работая в продажах, я знал какая колоссальная нагрузка лежит на менеджерах ― почти 12-часовой рабочий день с плотным графиком звонков. Поэтому я сделал 4-дневную рабочую неделю практически для всех сотрудников, а менеджерам запрещал подрабатывать где-то еще. Но, конечно, такой запрет можно ставить, если платишь людям по верху рынка.

Кто в нашем агентстве точно не приживется, так это люди нечестные, безответственные; те, кто хочет отсидеться с минимумом усилий до очередной зарплаты; кто не заинтересован в личном росте и росте компании.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Бездействие и равнодушие, вообще, считаю недопустимой позицией.

Например, редактор узнал, что автор не справляется с заданием в срок. Это значит, что статья клиента не выйдет в соответствии с графиком. Под ударом - репутация компании. Идеально: сообщить о ситуации куратору проекта и вместе решить как быть. Можно дать задание другому автору или довести текст статьи до ума самому. Плохо: промолчать, и в день сдачи материала поставить всех перед фактом - статья не готова. Мы потом разбор полетов на планерке устроим и разберемся почему автор не справился и как поощрить редактора, который ночью или в свой выходной поработал за него. Но сейчас он должен отреагировать. А то получается, как в том фильме. “А ты чего пожар не тушил, ведь мимо шел? Да я же не пожарный!”.

Как во время кризиса я взял в долг у сотрудников и что из этого вышло

Выводить бизнес из кризиса и самых сложных ситуаций мне всегда помогали надежные и преданные люди. Потому сейчас в приоритете у меня - создать крепкую, сплоченную команду. Уверен, что двигаюсь по верному курсу. Еще больше историй из бизнеса, полезных и не очень советов, можно прочесть в моем телеграм канале. А если вы созрели для того, чтобы организовать охваты и поток лидов в свой бизнес при помощи контент-маркетинга, обращайтесь, мы делаем это профессионально, качественно, с гарантией результатов.

Поделитесь мнением: хорошая команда - это близкие вам по духу люди, или же отношения с коллективом лучше строить исключительно по принципу “между нами трудовой контракт и не более”?

3535
66 комментариев

Слабо верится, что люди отдали свои потом и кровью заработанные сбережения вот так просто.

10
Ответить

Тут как повезет с коллективом, у нас что то похожее было

4
Ответить

Спасибо за коммент!
О том и статья, что так просто никто бы не отдал. Это доверие надо было заслужить.

2
Ответить

Отношения лучше строить по принципу "между нами только трудовой договор". Так меньше претензий друг к другу для обеих сторон.

5
Ответить

Не существует одной и той же формы создания трудовых коллективов которая годится для всех отраслей и областей работы.

3
Ответить

Мой опыт показал хорошие результаты близких отношений.
Уверен, в иной ситуаций все могло и по-другому сложиться

3
Ответить

У нас тоже было на доверии

2
Ответить