(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Обратная связь: как прийти к результату и не потерять команду

Умение давать обратную связь так, чтобы это не превращалось в «суровый разговор с начальством» — один из важных навыков руководителя. Если после получения фидбека сотрудник говорит «я больше не хочу этим заниматься» и уходит писать заявление об увольнении — значит, вам есть над чем поработать.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Найти ту грань, когда обратная связь в команде идет на пользу и не превращается в убивающую мотивацию критику? Сложно, но возможно. В этой статье разберемся, зачем нужен фидбек, каким он бывает и как доносить его адекватно.

Зачем нужна обратная связь

Работа в коллективе строится на обратной связи. Мы запрашиваем ее ежедневно — когда закрываем регулярные задачи, оцениваем результаты проектов или собираемся поговорить о повышении и прибавке к зарплате.

Без обратной связи невозможно развиваться как отдельному специалисту, так и расти команде в целом. Позитивный фидбек мотивирует сотрудников лучше выполнять задачи, а своевременное обсуждение ошибок поможет избежать их в дальнейшей работе и усилит навыки специалиста.

Бережная обратная связь — это открытый и честный разговор, который помогает обсудить рабочие вопросы без перехода на личности.

Регулярный фидбек помогает выстроить процессы, поднять мотивацию к работе и достичь общих целей. Если не прокачивать этот навык, обсуждение успехов может превратиться в перетягивание одеяла, а разбор неудач — скатиться в ругань. Это демотивирует сотрудников и влияет на работу — люди могут начать саботировать задачи или вовсе потеряют интерес к своим проектам.

Какая бывает обратная связь

Фидбек — это не всегда долгий разговор, для которого нужна отдельная встреча. Существуют следующие виды обратной связи:

1. Поддерживающая

Задача — дать понять сотруднику, что он движется в верном направлении. С помощью поддерживающей обратной связи мы отмечаем промежуточные успехи и даем заряд на дальнейшую работу.

Чтобы из простой похвалы «ты молодец, классно работаешь» получить полезный фидбек, используйте конкретику.

2. Корректирующая

Задача — исправить ошибки или мешающие моменты в работе. Высшая цель — не скатиться в сплошную критику и выплеск накопленного негатива.

Если правильно дать корректирующий фидбек, можно усилить скиллы специалиста и в будущем сохранить кучу нервов и сил на исправлениях.

Ключевые принципы корректирующей обратной связи:

  • Общайтесь тет-а-тет, чтобы не превращать получение фидбека в публичную порку.
  • Начните с плюсов. Это не обязательно, но поможет настроиться на дружелюбное общение.
  • Будьте конкретны. Опирайтесь на факты, а не на личные оценки.
  • Опишите последствия, к которым приводит обсуждаемый недочет в масштабах общей работы.
  • Определите решение — спросите, какой выход из ситуации видит сотрудник или предложите свой вариант.

3. Развивающая

Задача — помочь сотруднику улучшить конкретные навыки. Часто используется, когда специалист проходит ревью или хочет получить повышение.

С помощью развивающей обратной связи можно посмотреть общую картину: определить эффективность сотрудника, понять его мотивацию и найти точки роста. Такой фидбек следует давать лично и с предварительной подготовкой, чтобы обе стороны могли сформулировать свои предложения и вопросы.

Чтобы создать комфортное пространство для обсуждения, разговор следует строить на разборе требований к должности. В этом случае сотруднику не будет казаться, что его критикуют за недостаточные навыки. Вместо этого, он будет знать, что компания заинтересована в его росте и сможет сосредоточиться на возможностях развития.

Универсальное правило для любой обратной связи — начинать с успехов и говорить только о профессиональных фактах, без оценки личных качеств сотрудника.

Разберем ошибки

В идеальном мире все умеют слушать друг друга, общаются на позитиве и выполняют задачи в срок. В реальности мы имеем горящие дедлайны, личную усталость и коллег, которые вечно пишут в самое неудачное время. Разберем 3 популярные ошибки и пути их решения:

№1. Неподходящее время

Ситуация: видеограф делает ролик с обновлением приложения и отправляет его на согласование. Срок сдачи — через неделю. Руководитель занят своими задачами и успевает посмотреть видео в последний момент.

Почему плохо: у видеографа осталось слишком мало времени на изменения, так еще и придется перебирать кучу вариантов в авральном режиме, потому что нет конкретики. Сотрудник страдает, а проект вообще под угрозой срыва.

Как сделать лучше: когда коллега пишет не вовремя, нужно поставить себе напоминание, чтобы вернуться к задаче. Если есть правки — писать конкретику, чтобы специалист не играл в экстрасенса. Если конкретику сформулировать не удается, то вероятно, что правки — дело вкуса и лучше довериться экспертизе специалиста.

№2. Горячая голова

Ситуация: копирайтер пишет хорошие тексты, но постоянно делает опечатки. Материал отправляется к клиенту, и, когда он обнаруживает ошибки, проджект-менеджеру приходится извиняться. Его это достало.

Почему плохо: выбран способ публичной порки — копирайтеру стыдно, коллегам неудобно. В сообщении есть открытая агрессия и нет поиска решения, значит это — просто слив негатива. Такой способ заставит копирайтера усилить внимательность на какое-то время, но не решит проблему в перспективе.

Как сделать лучше: начать обсуждение в личных сообщениях, чтобы не стыдить копирайтера перед коллегами. Вместо обвинений узнать причину и постараться найти способ решить проблему.

№3. Чтение мыслей

Ситуация: руководитель замечает, что дизайн одного из проектов стал более скучным, чем был изначально. Проект имиджевый и нужно разобраться что к чему. Он решает написать дизайнеру.

Почему плохо: руководитель пытается прочитать мысли дизайнера и за него решить, что пошло не так. Субъективная оценка стараний специалиста тоже не добавляет позитива. Сотрудник может растеряться, начнет оправдываться, и найти решение проблемы не получится.

Как сделать лучше: даже если нужно поделиться общим впечатлением от проекта, нужно постараться выделить конкретику. Использовать бережные формулировки для критики. Не выставлять свои субъективные ощущения как реальный факт, а дать возможность сотруднику самому ответить на вопрос.

Подведем итоги

  • Не отказывайтесь от обратной связи. Она помогает лучше выполнять задачи, устранять ошибки и развивать специалистов.
  • Используйте разные виды фидбэка — поддерживающий, корректирующий и развивающий. Комбинируйте их между собой для большей эффективности.
  • Старайтесь не допускать самые страшные ошибки в обратной связи — переход на личности и отсутствие конкретики. Если такое произошло — признайте первым, что были неправы.
  • Запомните главное правило адекватного фидбэка — начинать с успехов и говорить только о профессиональных фактах. Это основа, с которой ваша обратная связь сразу станет более бережной.
  • Развивайте навыки грамотного фидбэка и не опускайте руки, если по привычке продолжаете совершать ошибки. Маленькими шагами можно достичь великих целей.

Рекомендуем и другие наши материалы:

Создайте эффективное рабочее пространство с корпоративным мессенджером Compass. Для команды до 10 человек сервис бесплатный. Если пользователей больше 10, у нас есть бесплатный пробный период на 30 дней.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Кузя

Ну какой нафиг фидбек, холопы могут подумать, что они полезные и попросить повышения зп, лучший фидбек это дать им понять, что они полные ничтожества, и за забором очередь.

P.S. это то как сейчас в реале у многих российских компания, про нежные It - души я сейчас не говорю, они отдельно)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуков

Чтобы добиться результата ещё надо уметь распределять свои силы и денежные средства.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ruban

Не все современные руководители умеют и пользуются обратной связью, от этого страдает не только производительность труда, но и внутренняя атмосфера в коллективе, работники оказываются не готовыми или не хотят добиваться тех целей, которых от них ждут. Всем нам ещё предстоит учится по данному вопросу, в данном случае статья очень информативна.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Смирнов

Обратная связь это очень удобный инструмент и с обратной связью не нужно быть провидцев или гадать прошло не прошло, а для этого и существует связь, особенно это нужно когда выполняет какие-то задания или пишешь тексты, но в любом случае это важно.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Д

еще нужно не забывать про индивидуальный подход все мы разные и единственного ключа к каждому нет а так правильные ваши фидбэки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vitali Trystsen

Спасибо за статью! Мне понравилось, как вы объяснили, почему важно давать обратную связь правильно. Я считаю, что ваши четыре принципа очень логичны и практичны. Я попробую их применить в своей команде.

Ответить
Развернуть ветку
Альбина

С этим материалом было бы не плохо ознакомить всех руководителей предприятий. Иногда из-за их неосведомленности, обратная связь для сотрудников-это нечто пугающее, неприятное, после чего действительно хочется уволиться.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Обратная связь действительно очень эффективный инструмент в работе.Помогает контролировать процесс и решать необходимые задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Кучинская

Оказывается обратная связь должна быть грамотной, корректной, тактичной. Не просто общение и решение вопросов. Целое искусство!

Ответить
Развернуть ветку
Арина Баженова

Обратная связь это круто, но не каждый хочет тратить на это время

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Максимова

Грамотное , эффективное руководство - это основа успешной работы коллектива. Обратная связь помогает лучше выполнять задачи, устранять ошибки и развивать специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Надя Зенкова

Цель обратной связи — скорректировать действия сотрудника так, чтобы он наилучшим образом достиг цели. Либо подтвердить правильность его действий. Обойтись без обратной связи можно, при этом вы должны осознавать, что вы теряете?! Время.

Ответить
Развернуть ветку
Маша Иванова

Нужно уметь договариваться и идти на компромисс ,если этого требует ситуация .

Ответить
Развернуть ветку
Анна Струтинская

Обратная связь очень важна. Так ты чувствуешь поддержку и всегда можешь спросить , если тебе что-то не понятно. От этого качество работы вырастет.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Коваленко

Как эту информацию донести до своего руководства? Не все такие лояльные начальники, чтобы задумывались про отношения к сотрудникам

Ответить
Развернуть ветку
Negativka

вроде бы смысл один и тот же, но разный посыл и разная реакция. действительно, надо выстраивать рабочие отношения так, чтобы была мотивация работать дальше и добиваться высот.

Ответить
Развернуть ветку
O Thaysen

Как давать фитбэк менеджерам, они же конкретный продукт не делают, есть менеджер на проекте, его задача собирать инфу, передавать ее дальше, и отправлять клиенту результат. Если там есть замечания, все это начинает звучать как личные обиды.

Ответить
Развернуть ветку
Helen Breslav

Народ с положительной обратной связью частенько перегибает палку. Столкнулась с этим, создавая электронные курсы для одной софтверной компании. Отправила первую версию курса на проверку — собираю обратную связь — они мне начинают рассказывать, что им в курсе понравилось. Блин, коллеги! Расскажите мне, что надо исправить!!! Потом же сами будете недовольны!

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда