От идеи до запуска в продажу. Как работает наше производство косметики

Привет! Мы Somelove — производитель натуральной косметики из Санкт-Петербурга. В блоге мы уже рассказывали, как придумали и запустили наш бренд и производство, а теперь расскажем и покажем, какие этапы проходит наш продукт от идеи до запуска в продажу.

От идеи до запуска в продажу. Как работает наше производство косметики

Где производим?

Сейчас у нас своё производство, хотя сначала мы хотели использовать контрактное. Но найти подходящее не удалось. Кто-то отказывался из-за сложностей с нашими полностью натуральными и многокомпонентными рецептурами: например, бывает, что в одной рецептуре используется около 30 ингредиентов, и они проходят несколько фаз технологической обработки — аутсорс не был от этого в восторге. А с кем-то мы не смогли работать из-за санкций.

Это привело нас к открытию собственного производства. Мы консультировались со специалистом из консалтингового агентства по GMP (Good Manufacturing Practice или надлежащая производственная практика). GMP — это стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации. В случае косметики, нужный стандарт — ISO 22716. Это подробные и понятные инструкции, требования для работы производства, которые, в результате, дают стабильно высокое качество продукции. Хотя соответствие GMP необязательно для российских компаний, мы хотели сразу работать таким образом, чтобы со временем легче получить международную сертификацию.

Производственный цех перед началом рабочего дня<br /><br />
Производственный цех перед началом рабочего дня

Хотя соответствие GMP необязательно для российских компаний, мы хотели сразу работать таким образом, чтобы со временем легче получить международную сертификацию.

Затем мы закупили оборудование — отечественное и зарубежное, расширяли штат, тестировали первые пробные партии. Прошел почти год с открытия, и можно сказать, что решение было верным: своё производство — классная возможность отслеживать все процессы самим и спать спокойнее.

От идеи до продажи. Какой путь проходят наши продукты

На самом деле, сложно разделить путь продукта на этапы, потому что часто процессы идут параллельно и наслаиваются друг на друга. Например, тестирование — это и отдельный этап, и часть процесса разработки, а упаковку мы продумываем ещё с момента идеи продукта. Условно мы делим этапы на разработку, тестирование, масштабирование, нейминг, регистрацию, подбор, дизайн, заказ упаковки, производственные процессы (варка, фасовка, стикеровка), контроль качества. Обычно на прохождение всех этапов уходит 1,5 – 2 года.

Разработка

Разработкой занимаются химики-технологи. Ребята уже с опытом: работали в Levrana, Laboratorium, Краснополянской косметике, кто-то даже успел поработать на фарм-производстве, а теперь творят в Somelove.

Разработка продуктов в лаборатории<br />
Разработка продуктов в лаборатории

В разработке у них всегда несколько продуктов, примерно 6-7. Обычно каждый технолог ведёт свои продукты, но иногда они объединяются в работе над одним продуктом.

Всё начинается с идеи — она может быть вдохновлена командой, конкретным ингредиентом или необходимостью закрыть потребность на рынке.

Всё начинается с идеи — она может быть вдохновлена командой, конкретным ингредиентом или необходимостью закрыть потребность на рынке. Далее технологи тщательно подбирают основные компоненты, изучают научную базу и отрабатывают рецептуру. Последнее особенно затягивает: например, для солнцезащитного крема технологи отработали более 450 рецептур, чтобы создать продукт, который не только даст надежную защиту от солнца, но и будет удобным и приятным в использовании.

<p>Ускоренное старение образцов в термошкафу для определение стабильности и срока годности</p>

Ускоренное старение образцов в термошкафу для определение стабильности и срока годности

Разработка включает в себя не только подбор формулы, но и тестирование, а также масштабирование продукта. Но это настолько долгие и обширные процессы, что хочется выделить их в отдельные этапы.

Тестирование
Сначала продукт тестируют технологи, затем подключаются все сотрудники. Выявляем слабые места, дорабатываем и снова тестируем. После утверждения нашей внутренней фокус-группой, отправляем образцы на массовое тестирование добровольцам. Например, сейчас проходит массовое тестирование солнцезащитного крема, и любой желающий может принять участие. Проводим анкетирование, собираем статистику и по ее результатам либо вновь вносим правки в продукт, либо отправляем его на тестирование гипоаллергенности в лабораторию Dermatest в Германии.

Сейчас у нас проходит массовое тестирование солнцезащитного крема, и любой желающий может принять участие.

Dermatest — независимый научный институт, исследующий косметику и фармацевтику уже более 40 лет. Стандартное патч-тестирование стоит 850 евро, длится 72 часа, в нем участвует 30 добровольцев, дерматологи проверяют состояние их кожи каждые 2 часа. Этот метод определяет, вызывает ли средство аллергию или иные раздражения на коже.
В зависимости от типа продукта, может меняться исследование. Например, в тестировании продуктов atopic, созданных специально для чувствительной кожи, участвовали добровольцы с атопическим дерматитом. А для интенсивно увлажняющего крема мы заказывали расширенное тестирование за 5600 евро: в нем добровольцы использовали крем в течение месяца, а уровень увлажненности их кожи измерялся до и после использования. По результатам, уровень повысился в среднем на 56,5%. Это была значительная трата для нас, как для небольшой компании, но подтверждение эффективности продукта того стоило. Продукт попадает в продажу только после получения сертификата, подтверждающего гипоаллергенность, от Dermatest. Это обязательное условие мы придумали себе сами, чтобы покупатель выбирал наш продукт без опасений.

Продукт попадает в продажу только после получения сертификата Dermatest. Это обязательное условие мы придумали себе сами, чтобы покупатель выбирал наш продукт без опасений.

Масштабирование
Созданный в лаборатории продукт нужно тестировать на массовом производстве. Чтобы в будущем избежать проблем, например, таких, как расслоение продукта, мы варим продукт на пробу еще на этапе разработки. Тренируемся на партиях от 30 до 150 кг. Иногда нужно немного изменить технологию варки, чтобы продукт можно было производить в больших количествах.

Процесс фасовки увлажняющего крема<br />
Процесс фасовки увлажняющего крема

Нейминг и регистрация
Затем продукт получает имя. У нас есть несколько названий: ёмкое и запоминающееся для маркетинга и более полное, отражающее суть продукта, официальное название для регистрации. Каждый продукт должен соответствовать требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности косметической продукции». Это проверяется в независимых испытательных лабораториях. И на основе протокола испытаний мы получаем либо декларацию о соответствии либо свидетельство о государственной регистрации, в зависимости от типа продукта. Обычно свидетельство о государственной регистрации необходимо для детских продуктов или для средств глубокого действия. Полный перечень нужно смотреть в ТР ТС 009/2011. Запуск в продажу возможен только при получении одного из этих документов.

Упаковка
Упаковку продумываем на начальных стадиях разработки. Важны сохранность продукта, экологичность, удобство и красота. Соединить эти 4 требования нелегко. Например, при разработке банок мы столкнулись с проблемой: выбрали лёгкий пластик с минимальной жесткостью, чтобы сократить его расход, а для приятных тактильных ощущений — бархатистое покрытие софтач. Нам повезло найти перерабатываемый софтач, их на рынке немного, но его сочетание с пластиком дало неожиданный эффект: многие принтеры не справлялись с печатью. К счастью, одна из типографий вошла в наше положение и заказала принтер, с которым проблема решилась.

Образцы упаковки в отделе маркетинга<br />
Образцы упаковки в отделе маркетинга

Упаковка, как и сам продукт, проходит тестирования. Мы проверяем ее герметичность, удобство при использовании, отслеживаем возможное влияние тары на свойства продукта. Применяем только перерабатываемые материалы. Обычно это пластик — полиэтилен высокой плотности (2 HDPE) для банок и полипропилен (5 PP) для крышек, а упаковано все в картонную коробку (21 PAP).

Для упаковки мы применяем только перерабатываемые материалы

Партия сыворотки от отёков в процесса упаковки<br />
Партия сыворотки от отёков в процесса упаковки

Но для новых продуктов для лица мы улучшили упаковку: выбрали основной флакон из стекла, в который вставляется сменная пластиковая емкость — рефил, а закручивается всё пластиковым дозатором и крышкой. Когда продукт закончится, можно заменить лишь рефил. Это удобно, ведь не нужно самостоятельно переливать продукт, достаточно лишь вставить его в прежний флакон. Количество упаковки сокращается, и цена на рефил меньше, чем на полноценный флакон.

<p>Новая упаковка в формате рефила</p>

Новая упаковка в формате рефила

Варка, фасовка и стикеровка
После успешного масштабирования и получения регистрационных документов можно запускать продукт в массовое производство. Обычно одна стандартная партия продукта составляет до 200 кг, а процесс варки занимает около 2 часов. Далее продукт разливают по банкам, а затем упаковывают.

Партии пенки и тоника на этапе упаковки<br />
Партии пенки и тоника на этапе упаковки

Контроль качества на всех этапах
Ещё один важный процесс — это контроль качества. Он происходит на всех этапах, и занимается этим отдел ОКК. Сначала проверяется поступившее сырье и тара, далее контролируется чистота инвентаря при варке, проверяется полуфабрикат, а затем — уже готовый продукт. При фасовке полуфабриката отслеживается вес и чистота тары. На стикеровке нужно проверить, упаковано ли всё в нужные коробки. Состояние продукта отслеживается и на складе готовой продукции. Также на всех этапах контролируется температура, влажность и чистота в помещениях.

Образцы для проверки качества<br />
Образцы для проверки качества

При фасовке полуфабриката отслеживается вес и чистота тары. Также на всех этапах контролируется температура, влажность и чистота в помещениях.

Завершение: склад готовой продукции
Последний процесс — переход партии продукта на хранение на складе готовой продукции. Отсюда продукты попадают во множество разных мест. Часть продукции продаётся через наш сайт, вторая часть реализуется через маркетплейсы и ритейл. Мы постоянно анализируем наши каналы сбыта, отслеживаем, какие более эффективны для нас. Ну и, конечно, ищем возможности для расширения.

Продукты на складе готовой продукции<br /><br />
Продукты на складе готовой продукции

2424
9 комментариев

Идея действительно решает в подобной сфере, да и оборудование видно что качественное

3
Ответить

Ничего не знаю о фирме, но дизайн мне нравится

2
Ответить

Спасибо :) сами кайфуем. Про поиск дизайн пути сделаем отдельный материал.

1
Ответить

Спасибо! Интересная статья, но дайте цифры по сбыту продукции, особенно учитывай цену)

2
Ответить

Ну, конечно такие цифры не раскрываются. Рано еще :) продажи стартанули только весной полноценно, а новая линейка запускается только сейчас. По цифрам можно будет говорить полноценно через 2-3 года.

Ответить

Красиво, хорошо написано. Судя по набору тестов и экоповестке планировался зарубежный рынок. Интересно какой и не накрылся ли он после всем известных событий?

Ответить

Вы правы, планировался. Европа, Америка. Не накрылся. Планы до сих пор есть, но сейчас приоритетное направление - россиский рынок.

1
Ответить