Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ

Если вы только закончили институт и вышли на свою первую работу специалистом по охране труда, или вас назначили ответственным, но вы не знаете с чего начать, то эта статья специально для вас.

Я расскажу, почему важно вести работу по ОТ с нуля правильно и без ошибок, какие обязательные документы должны быть в компании, как организовать медосмотры, обучение и выдачу СИЗ.

Узнаете в статье:

  • Почему важно правильно организовать охрану труда с нуля
  • Какие обязательные документы по ОТ нужно подготовить в первую очередь
  • В какой срок нужно провести СОУТ
  • Как проверить, правильно ли организовано обучение по ОТ
  • Как понять, положены ли работникам СИЗы
  • С чего начать организацию медосмотров

Почему важно правильно организовать охрану труда с нуля

Охрана труда — это система мероприятий, выполнение которых контролируют государственные органы власти, с одной стороны, и работники или их представители, например, профсоюзы. Жалоба работника на плохие условия труда может быстро инициировать проверку ГИТ. Судебная практика показывает, что приход трудинспектора в этом случае приводит к штрафам и вынужденным простоям. Все это происходит тогда, когда у специалиста по охране труда нет понимания, как организовать охрану труда правильно, начиная с первого дня.

Как определить текущее состояние охраны труда в компании

Если вы еще не имеете практического опыта в охране труда и не знаете с чего начать, вам необходимо в первую очередь определить текущее состояние системы управления охраной труда (СУОТ). Начните вовсе не с разработки локальных актов, а именно с аудита того, что имеется.

Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ

Какие обязательные документы по ОТ нужно подготовить в первую очередь

Следующая главная ваша задача — составить перечень обязательных документов по охране труда. В нем отметьте, какие документы уже есть в компании, а каких нет. Если вы обнаружите, что не все документы есть в наличии, составьте акт об утере документов. Например, особо опасно, если в компании не будет журналом регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний.

Таблица. Перечень обязательных документов по охране труда на предприятии

Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ

Если вы обнаружили, что в организации нет Положения о СУОТ, вам придется его разработать. За основу возьмите Примерное положение из приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Примерная структура Положения о СУОТ

Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ

Рекомендуем вам сразу писать Положение о СУОТ правильно. Не плодите лишних документов, которые не требуются нормативными правовыми актами, соблюдайте законодательный минимум. Действующий специалист по охране труда должен соблюдать баланс между ведением документации и проверкой соблюдения требований по охране труда в компании. Поэтому рекомендуем ставить перед собой задачу: ежедневно работа с документами должна составлять 30% вашего рабочего дня, а остальные 70% — профилактике травматизма.

Обязательно уделите проверке подразделений: как ответственные лица проводят инструктажи на рабочем месте, стажировки, как знакомят работников с календарным планом медосмотров, с графиком проверки знаний. Изучите, как и кто в организации разрабатывает инструкции по охране труда. Возможно, вам придется их переделывать, так как появились новые требования, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».

В какой срок нужно провести СОУТ

Периодичность проведения СОУТ — не реже 1 раза в 5 лет. Если на рабочем месте нет вредности, и рабочие места задекларированы, результаты СОУТ будут действовать бессрочно. Но если декларация не составлялась, хоть условия труда и допустимые, СОУТ нужно проводить каждые пять лет.

Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда зависят от ряда обстоятельств.

Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ

Ни один работодатель не имеет право проводить СУОТ с нарушением сроков, установленных законом! Так, с 1 марта 2023 года организации и предприниматели, которые относятся к микропредприятиям, вправе проводить СОУТ самостоятельно (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н). Для этого им не нужно заключать договор оказания услуг, но уложиться в срок они обязаны.

Как проверить, правильно ли организовано обучение по ОТ

Как в организации проводится обучение по ОТ, должно следовать из Положения о системе управления охраной труда компании. Там же должны быть приведены перечни работников, которые обучаются исключительно в УЦ, кому положено обучение по применению СИЗ, по первой помощи. Если в организации работники освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте, проверьте, законно ли это.

Учтите, что с 1 сентября 2022 года вступил в силу новый порядок обучения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Он заменил действовавший ранее Порядок обучения № 1/29. А с 1 марта 2023 года Минтруд начал вести реестры не только учебных центров, но и работодателей, которые обучают своих работников самостоятельно и проводят проверку в своих комиссиях. Для работодателей, прошедших регистрацию в реестре, открыли личный кабинет, куда они обязаны вносить сведения о работниках, прошедших проверку знаний требований охраны труда.

Как понять, положены ли работникам СИЗы

Работодатель за счет своих средств обязан обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. С 1 сентября 2023 года действует Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».

Вы можете определить, что работникам положены СИЗ, просмотрев типовые отраслевые нормы выдачи по профессии. При выдаче СИЗ руководствуйтесь, кроме норм выдачи, еще и результатами оценки профрисков.

Если профессии нет в отраслевых нормах, можно воспользоваться нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Если и там должность не указана, пользуйтесь типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

С чего начать организацию медосмотров

Медосмотры проводят в четырех случаях:

  • При превышении гигиенических нормативов, перечисленных в приказе Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.
  • При работе в организациях, перечисленных в этом приказе, причем вне зависимости от условий труда.
  • При выполнении работ, указанных в этом приказе, также вне зависимости от класса условий труда.
  • При наличии идентифицированных в ходе спецоценки аллергенов, канцерогенов и других вредных веществ, негативно влияющих на системы человека, в том числе - репродуктивную.

Следите за своевременным прохождением медосмотров. Напоминаем, что медосмотр проводят за счет работодателя с сохранением за работниками среднего заработка. Но и из этого правила есть исключения. Периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем.

Если у врачебной комиссии возникли затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием работнику выдается справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Внимание! Просить такую справку у работника вам не нужно. Работодателю направляется информация о ее выдаче, работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ. Это указано в п.32 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

На период прохождения дополнительного обследования и до получения положительных результатов медосмотра в виде медицинского заключения о годности по состоянию здоровья к выполнению трудовых функций, работник отстраняется от работы без сохранения за ним заработной платы.

Основанием для отстранения является информация о выдаче работнику справки о необходимости дополнительного медицинского обследования, полученную от врачебной комиссии. Нельзя допускать, чтобы работник хотя бы один день присутствовал на работе при наличии такой справки. В противном случае есть риск привлечения к ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП.

Больше полезной информации для специалистов по охране труда и руководителей компании найдете на сайте Школы Экспертов.

Организация охраны труда с нуля: с чего начать специалисту по ОТ
11
9 комментариев

Я как специалист по охране труда с многолетним стажем, хочу выразить свою благодарность автору этой статьи за такую ценную информацию. В частности, мне очень понравилась часть о том как правильно организовать обучение и выдачу средств индивидуальной защиты работникам. Все четко и без воды.

1

Круто + все подробно и четко изложено. Особенно мне понравилась инфа о проверке правильности организации обучения по охране труда, там актуальная как никогда. Спасибо автору за столь ценный материал!

1

Хорошая и понятная статья. Я только начинаю работать инженером по ОТ и ТБ, благодаря вам узнала массу новой информации))

1

Спасибо, подписывайтесь, чтобы не упустить публикации

Как я вовремя наткнулась на вашу статью. Как раз были вопросы относительно СОУТ, а у вас все четко, понятно и по делу. Плюс нормативка.

1