Он или не он: как отличить мидла от сеньора

Руководитель практики ИТ и сервисов ALP Group Валерий Лямо называет три признака, по которым можно определить настоящего Senior-специалиста.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Fauthor%2Ffreepik&postId=922023" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Freepik</a>
Источник: Freepik

На перегретом ИТ-рынке, где каждая компания борется за высококвалифицированных специалистов, а специалисты пытаются продать себя как можно дороже, становится всё сложнее находить настоящих сеньоров. На основе своего опыта я расскажу, как определить, что перед вами действительно разработчик высшего уровня, а не просто хорошо подкованный мидл.

1. Способность брать ответственность за других.

В моем понимании, сеньор — это человек, который достиг высшего технического уровня и уже готов частично переходить в управленческую плоскость. Он не просто сидит над программным кодом и всё делает сам, а способен делегировать задачи и следить за качеством их выполнения. Senior-специалист начинает нести ответственность за решения и работу других членов команды.

Сразу возникает вопрос, что делать с теми специалистами, которые принципиально не хотят идти в управление. А таких, кстати, большинство. По моему опыту, к менеджерским позициям стремятся лишь около 20% разработчиков. Каждая компания решает этот вопрос по-разному. У нас, например, есть разделение на «ведущих разработчиков» и «экспертов». По техническому уровню они практически не отличаются, только эксперты остаются в комфортной для себя среде разработки, а ведущие разработчики перерастают в тимлидов.

На моей памяти нередко бывали случаи, когда коллегам предлагали постепенно перейти к управлению, но они отказывались, потому что хотели продолжать заниматься кодом и не хотели активно общаться с людьми. Конечно, не назвать сеньорами экспертов высочайшего технического уровня язык не повернется. Но здесь важно понимать, что сеньоры, отказывающиеся от менеджерской ответственности, в конце концов достигают потолка — как потолка в вертикальном развитии, так и потолка в отношении размеров оплаты труда.

Бывают, впрочем, и обратные ситуации: когда специалист еще не дотягивает до Senior-уровня, но уже мечтает уйти в управление. Тогда приходится мягко объяснить, что для менеджерской роли стоит поразвиваться еще немного…

2. Глубокое понимание всех взаимодействий и процессов.

На мой взгляд, Senior-специалист должен знать контекст за пределами своей непосредственной специализации. Знаете, как в анекдоте: «Как это в мишень не попал? На моей стороне всё хорошо, пуля вылетела. Это у вас что-то с мишенью не так». Так вот, сеньор должен знать и про мишень тоже, то есть понимать, почему написанная по всем канонам программа вдруг падает с ошибкой.

Возможно, это вопрос возраста, но я начинал работу в ИТ еще в те времена, когда нас всех называли «компьютерщики». Предполагалось, что раз ты программист, то все вопросы, связанные с техникой, — это к тебе. Ты должен был и сеть уметь настроить, и сервер поставить, и поменять картридж в принтере, и код написать, и установить кассу… Сейчас каждый занимается своим маленьким блоком. Но у меня осталось ощущение, что настоящий сеньор должен уметь смотреть на вещи несколько шире.

Если говорить конкретно про 1С, Senior-специалист должен не просто хорошо изучить функциональные возможности учетной системы, но и понимать, как она взаимодействует с окружающей средой — операционной системой, СУБД, инфраструктурой, оборудованием, сетью и т. д. Часто же люди впадают в ступор: «Странно, я вроде всё сделал по инструкции, а программа не запускается». Потом выясняется, что специалист просто не дал прав на конкретную папку пользователю, от имени которого запускается сервер СУБД. Если человек сидит исключительно в рамках 1С, выше мидла он никогда не поднимется.

В моем понимании, у Senior-специалиста нет варианта «Я не хочу / не буду делать / не понимаю эту задачу». Он должен хорошо разбираться в разных сферах, уметь работать по расплывчатому ТЗ и даже набрасывать архитектуру какого-нибудь блока. Если мидлу еще допустимо требовать четкой постановки задачи, то сеньору должно быть достаточно концептуального описания проблемы, после чего он будет готов работать над ней самостоятельно.

3. Практические знания.

Возможно, главное отличие мидла от сеньора заключается в том, что последний знает, как применять теорию на практике. Это то, на чем я нередко подлавливаю потенциальных сотрудников на собеседованиях. Сначала я задаю вопрос в теоретическом преломлении — например, «Какие вещи нужно учитывать, чтобы запрос был отработан оптимально?» Как правило, кандидаты уже хорошо подкованы и готовы без запинки пересказать теоретические выкладки с сайта той же 1С: «При работе с полями составного типа важно попадать в индексы, при работе с виртуальными таблицами — не использовать подзапросы» и т. д.

Чуть позже, когда мы обсуждаем уже совсем другие вопросы, я возвращаюсь к теме оптимизации и задаю простую практическую задачку: «Представьте, что в организации всегда используется только один склад, и компания не планирует открывать новый. Есть ли смысл накладывать отбор на поле “Склад” при написании отчета по регистру накопления с измерениями “Склад”, “Номенклатура” и “Характеристика”?» Некоторые кандидаты отвечают, что смысла нет, потому что чем меньше отборов мы накладываем на таблицу СУБД, тем быстрее она срабатывает, а если наложить отбор по номенклатуре, то выборка получится точно такой же. Им даже не приходит в голову, что это идет вразрез с той теорией, которую они сами только что рассказали: склад не попадет в индекс, в результате чего система вместо поиска уходит в полное сканирование таблицы, что ощутимо замедляет весь процесс.

Интересно, что если попросить человека написать по этой задаче код, он, скорее всего, справится — к письменным тестам специалисты подходят максимально аккуратно. А вот пересказать всё то же самое устно могут далеко не все. Для этого нужно не только безупречно владеть теорией, но и действительно понимать, как и когда ее можно применить на практике. Я не раз сталкивался с тем, что человек, который блестяще показал себя на интервью, в ходе работы над реальными проектами мог упустить из вида важные моменты, поэтому что они еще не успели отложиться у него в подсознании.

По этой же причине, кстати, я уверен, что до уровня сеньора можно дорасти только ближе к 30 годам (а то и позже). Как бы прекрасно человек ни владел теорией, без ее практического применения он, на мой взгляд, не может считаться сеньором. Получить эти знания специалист может только при работе над реальными проектами, потому что в отечественных вузах есть определенные проблемы с практической подачей материала.

Возможно, сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону — я сужу по личному опыту. Помню, когда я учился, мы сначала ходили на информатику в другую школу, где стояли компьютеры. Предмет преподавала настоящая айтишница, она всё очень хорошо объясняла, а я так увлекся, что даже начал придумывать дома разные алгоритмы, чтобы сократить время набора кода и больше успеть на уроке. А потом компьютеры установили уже в нашей школе, а преподавателем информатики назначили… военрука. Схема была максимально простая: он раздавал листочки с готовым кодом и просил переписать его на компьютере; те, кто набирал его правильно, получал «5», те, кто допускал ошибки, — «4».

Стоит ли говорить, что в институт я пришел со слабыми знаниями информатики. В ходе первой лабораторной работы я писал программу на 10 строк целую пару — полтора часа. Во всех тонкостях приходилось разбираться самому, потому что многие преподаватели имели довольно отдаленное представление о том, как теория из учебника выглядит в реальной жизни. Когда я окончил институт, знакомые студенты иногда просили написать за них лабораторную работу. Помню, однажды я написал программу, а студент получил по ней «неуд» просто потому, что преподаватель не понял, как именно работает код. Пришлось добавить комментарии к каждому блоку программы — буквально с построчным описанием того, как там и что работает, — после чего зачет был проставлен.

Не исключаю, что новое поколение учителей преподает информатику на порядок лучше. Хотя общение со знакомыми, чьи дети сейчас учатся в вузах, большой надежды не внушают. Часто в институтах достаточно просто заучить теорию — о ее практическом применении не всегда даже спрашивают.

Мне кажется важным сказать, что понятие «сеньора» у каждой компании свое. Бывают корпорации, где по достижении примерно 25 лет человека уже назначают на управленческие позиции. Бывают такие, где обязательно смотрят на наличие высшего профильного образования. Признаки, о которых я рассказал, основаны на моем личном опыте и понимании профессии.

А по каким признакам вы отличаете настоящих сеньоров? 🔍 Пожалуйста, поделитесь опытом в комментариях ⬇

66
2 комментария

Любимое по теме:

1
Ответить

ЛООООЛ, шикарно 😆

Ответить