Рынок венчура интенсивно рос в 2009-2010 годах. Во многом это как раз был результат нашей работы в РВК. Мы запускали всё, что можно запустить: акселераторы, инкубаторы, университетские инновации, бизнес-ангельские сетки. Где-то в период с 2010-го по 2014-й год российский венчурный рынок был самым быстрорастущим в мире: более того, он вышел на четвёртую позицию в мире и второе место в Европе по объёму денег. Нас опережали только Израиль, Лондон, ну и Долина, естественно. Если бы так шло и дальше, мы бы, наверное, сейчас были третьей экосистемой мира по стартапам. Но, понятное дело, эта экспоненциальная история не продолжилась.
Очень правильно отмечено про "Эффект Барина": да, как только в любой точке возникает сочетание хоть какой-то власти и хоть каких-то денег – тут же материализуется этот гомункул, Барин. И его позиция не заботиться о сети, в центре которой оказался просто волей судьбы, а этой позицией подтверждать свою исключительность. Ну а дальше всё по накатанной – без холла мраморного не обойтись. Как же Барину без холла-то. Холл важнее Хирша, Хирш подождёт. Чай, не барин.
Да, денег в стране сегодня завались, я вспоминаю нулевые, когда СБАР, Каширин\Стреналюк и вот это всё.
Тогда я даже раскручивал историю Национального Венчурного Стандарта – чтобы появились общие правила игры, чтобы новичкам венчурного рынка было легче. Есть же у нас PMBOK для проектников как пример (только не 7-я редакция, конечно).
До нового взлета стартапов нам, к сожалению, далеко. Но уже идет волна NBD, жизнь заставляет бизнес крутиться, а тут еще и деньги небанковские есть в количестве неприличном. А вот гвоздей нет.
Что ж, пусть будет по дедушке Маршаку, пусть в кузнице появится гвоздь. Это я на известное "Потому что в кузнице не было гвоздя" намекаю.
Даешь стране гвозди!