Говорить и нравиться: как стать интересным человеком в общении

«Главное слагаемое формулы успеха — это знание того, как нужно общаться с людьми», – однажды сказал один из самых значительных людей в истории США президент Теодор Рузвельт. Безусловно, это утверждение касается не только политики. Абсолютно в любой сфере жизни важно уметь располагать к себе собеседника, чётко доносить свои мысли, налаживать взаимопонимание и вызывать симпатию.

Кадр из фильма «Крутая компания», 2004
Кадр из фильма «Крутая компания», 2004

Что располагает к общению

Американский психолог Тревис Бредберри, занимающийся вопросами привлекательности, утверждает, что умение быть интересным и обаятельным – это навык, доступный каждому. На подсознательном уровне мы считаем притягательным того, кто:

  • интересуется различными сторонами жизни;

  • проявляет любопытство, открытость нововведениям и экспериментам;

  • является самодостаточным: не перекладывает ответственность, не преклоняется перед кумирами и не гонится за модой;

  • способен уловить настроение собеседника, выслушать, понять и разделить его чувства.

Американская телеведущая Опра Уинфри обрела свою популярность именно из-за умения устанавливать душевный контакт и тонко чувствовать эмоциональное состояние своих гостей.

Кадр из «Шоу Опры Уинфри», 1986-2011
Кадр из «Шоу Опры Уинфри», 1986-2011

Почему мы можем быть неинтересны

Многие люди считают себя скучными и посредственными. Это убеждение чаще всего препятствует приятному общению.

Ошибкой, мешающей завоевать симпатии, также может стать и стремление общаться с теми, с кем у нас мало общего.

Разные интересы, ценности, воспитание и взгляды на жизнь приводят к взаимному непониманию, антипатии или скуке.

Ограниченный набор интересов и однообразие жизни тоже не дают быть интересным собеседником, способным разбираться в различных вопросах, анализировать и высказывать оригинальные суждения.

И, конечно, эмоциональная «глухота» – неумение откликаться на чувства других – не только снижает качество общения, но может и вовсе оттолкнуть окружающих.

Барьеры коммуникации

Причиной разногласий и недопонимания между людьми могут стать барьеры коммуникации. Это сложности восприятия информации, на которые влияет настроение, характер, образование, мировоззрение человека.

В одном из наших курсов — «Школе коммуникаций» – мы подробно разбираем эти барьеры на примере трёх основных тезисов:

1. Феномен восприятия собеседника

Если мы плохо относимся к собеседнику, любая сообщаемая им информация не воспринимается нами как значимая. Если же его авторитет для нас высок, всё, что он скажет, мы воспримем с большим интересом.

2. Семантические барьеры

Это препятствия, возникающие из-за различий в понимании смысла слов и выражений.

Разные люди могут придавать разные значения одним и тем же словам или выражениям, основываясь на своем опыте, культурных нормах и личных убеждениях.

Например, кто-то поймёт слово «бедность» как нехватку денег, а кто-то – как отсутствие душевного богатства.

3. Эмоциональные барьеры

Это негативные эмоции, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: стресс, раздражение или обида. Они могут искажать наше восприятие, влиять на способность адекватно реагировать и выражать свои мысли. Когда мы находимся в эмоциональном напряжении, то, как правило, менее всего открыты для диалога.

Кадр из фильма «Пассажиры», 2016
Кадр из фильма «Пассажиры», 2016

Чтобы эти барьеры не создавали преград в общении, нужно учиться воспринимать информацию в первозданном виде, определять истинный посыл каждой фразы, не вырывая её из контекста и не ища в ней скрытого смысла.

Практические рекомендации

  • Проявлять эмпатию, интерес и уважение

Во время общения важно проявлять интерес к мнению собеседника, его идеям и жизненным историям. Это можно сделать, задавая вопросы, внимательно слушая и показывая, что вам действительно хочется узнать больше. Умение понимать и сопереживать поможет установить глубокие и значимые связи с людьми.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.

Лев Николаевич Толстой
  • Расширять кругозор

Чтение книг, изучение новых тем, посещение различных мероприятий и культурных мест помогут накопить знания и идеи для интересных и продуктивных разговоров. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс завёл себе привычку читать журналы на совершенно незнакомые для него темы, непременно дочитывать их до конца и делать заметки на полях. Это позволяет ему лучше концентрироваться, фиксировать в памяти прочитанное, задавать себе вопросы и соотносить данные текста со своим личным опытом.

  • Чисто и грамотно выражать мысли

Для эффективного общения необходимо уметь ясно и правильно выражать свои мысли как устно, так и письменно. На одном из занятий «Школы коммуникаций» мы предлагаем нашим студентам прочитать и переписать от руки главу «Евгения Онегина». Язык Пушкина достаточно ясный и точный, при этом он полон содержательности и эмоциональности. От того, насколько хорошо мы подбираем слова, зависит, поймёт нас правильно собеседник или нет.

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение», 2005
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение», 2005
  • Проявлять свою уникальность

Каждый человек неповторим и имеет что-то особенное. Понимание себя и принятие своих истинных чувств и желаний, осознание, что я – действительно глубокий и достойный внимания человек, помогает избавиться от излишней робости и добавляет обаяния.

Поэтому выражать своё мнение, делиться идеями и быть самим собой — это то, что может вызывать интерес у окружающих.

Умение быть интересным собеседником – это не только способ привлечь внимание, но и ключ к успешным отношениям и эффективному общению. Благодаря этому навыку мы можем легко заводить новых друзей, находить общий язык с разными людьми, договариваться с партнёрами по бизнесу и создавать крепкие личные связи. А это и есть залог нашего успеха в личностном росте и развитии.

Кристина Осокина
руководитель PR-отдела Black Square University
11
Начать дискуссию