Подборка статей про управление качеством в ИТ-компании

Собрали дайджест статей про организацию системы менеджмента качества, управление рисками и сертификацию по стандарту ISO 9001.

Источник: ALP Group
Источник: ALP Group

Весь этот год мы каждую неделю писали о самых разных аспектах работы ИТ-интегратора, комментировали горячие новости индустрии и делились личным опытом выстраивания оптимальных бизнес-процессов. Пришло время подводить итоги и аккуратно заглядывать в будущее. Весь декабрь мы будем говорить о самых популярных темах 2023 года в ИТ-сфере и обсуждать тренды на 2024 год. Первая статья-дайджест — о системе менеджмента качества.

Одна из тем, к которой мы неоднократно обращались в уходящем году, — это управление качеством. Напомним, что системы менеджмента качества базируются на серии международных стандартов ISO 9000. Эти стандарты содержат общие требования к системам менеджмента качества в компаниях самых разных отраслей, а также руководство по достижению устойчивого результата. Первая версия ISO 9000 была опубликована в 1987 году. Текущая, пятая, редакция ISO 9001:2015 была выпущена в сентябре 2015 года.

Нужно сказать, что сертификат ISO 9001:2015 не является обязательным для компаний ИТ-сектора. Тем не менее у этого сертификата есть ряд неоспоримых плюсов. В частности, международный сертификат — это знак качества, на который обращают внимание как вендоры, так и корпоративные заказчики. Подробнее о том, зачем проходить сертификацию СМК мы рассказывали в статье «Доколе?! Зачем ИТ-компании ежегодно проходить сертификацию по ISO 9001:2015».

Впрочем, все компании подходят к ISO 9001:2015 по-своему: кто-то действительно меняет внутренние процессы и внедряет в работу новые практики, а кто-то осуществляет косметический ремонт «для галочки», чтобы подтвердить формальное соответствие стандарту и получить тот самый заветный сертификат.

Систематизация рабочих процессов в соответствии со стандартами ISO 9001 — достаточно сложный и объемный процесс, задействующий большое количество документооборота и отнимающий у компании немало ресурсов. Стоит ли оно того? Наш менеджер по качеству говорит, что стоит. Ее аргументы — в статье «Долой бюрократию: чистая польза от системы менеджмента качества».

Одно из нововведений в стандарте ISO 9001:2015 — появление целого нового блока по менеджменту качества — Управление рисками и оценка контекста (совокупности фактов и обстоятельств, в окружении которых существует проект). В прошлых редакциях стандарта речь шла только о «предупреждающих действиях и возможных несоответствиях», то есть об управлении, в первую очередь, внутренними контролируемыми тенденциями. Внешние непредсказуемые риски не рассматривались.

Кажется, что с 2015 года прошло уже много времени, но для международных стандартов 7 лет — совсем небольшой срок. Бизнесу требуется время, чтобы перестроить внутреннюю систему менеджмента качества в соответствии с новыми требованиями.

Нужно сказать, что к 2023 году далеко не все ИТ-компании всерьез проработали вопрос управления рисками. Для бизнеса, где пропущенный срок сдачи этапа проекта или, например, внезапный уход владельца ключевых знаний, может вылиться в многомиллионные убытки, это большое упущение. В нашей сфере — разработка и внедрение корпоративного программного обеспечения — проект длится как минимум полтора года. При таких внушительных сроках цена риска особенно высока. Подробнее о грамотном управлении рисками в ИТ мы говорили в статье «Взгляд в будущее: предсказываем риски и “стелим соломку”».

Чтобы разговоры о системе менеджмента качества не были голословными, мы также рассказали о собственных подходах к управлению, включая внедрение концепции бережливого производства, создание уникальной системы управления изменениями и введение новой должности — ресурсного менеджера. Обо всём этом можно прочитать в статье «Как поймать время за хвост: бережливое производство в IT-компании».

А какие еще публикации по теме управления качеством в айти вы читали в этом году? Поделитесь ссылками в комментариях ⬇

77
Начать дискуссию