Как избежать ошибок при масштабировании образовательных VR/AR-проектов?

Modum Lab
В закладки

В августе 2019 года в штате Техас, США вооруженный мужчина зашёл в торговый центр сетевого магазина Walmart и устроил там беспорядочную стрельбу. В ходе инцидента погибли 20 человек.

Позднее выяснилось, что жертв могло бы быть больше, если бы … не VR-обучение!

Сотрудники магазина лично благодарили генерального директора Walmart Дага Макмиллона, ведь за несколько месяцев до трагедии в формате виртуальной реальности они отрабатывали похожие ситуации и знали, как им поступить, чтобы не погибнуть самим и спасти покупателей.

Ранее американский гигант Walmart с их 17 тыс. VR-шлемов стал одной из первых компаний в мире, которая успешно масштабировала VR-обучение на сотни магазинов сети. Технологичный формат тренировок при этом распространился, как на сотрудников, занимающих руководящие должности, так и на линейный персонал. В виртуальной реальности сотрудники торговой сети готовятся к «чёрной пятнице», обучаются общаться с клиентами, тренируются выкладывать товары на полки и даже развивают эмпатию.

Walmart готовит сотрудников к «чёрной пятнице»

С развитием новых технологий, их успешным пилотированием, а также с появлением у бизнеса потребностей по обучению большого числа сотрудников возникают вопросы о масштабировании инновационных решений. Потребности в масштабировании сегодня становятся актуальны в крупных компаниях, филиалы которых рассредоточены по разным регионам или даже странам, а также, когда число человек, которых необходимо обучить, исчисляется сотнями и тысячами.

В России к масштабированию VR-проектов пока что подошли несколько крупнейших компаний. Среди них — розничная компания X5 Retail Group и компания Газпромнефть-смазочные материалы. Потребность в масштабировании технологичных проектов для корпоративного образования там обусловлена не только количеством сотрудников, но и спецификой их распределения, разным уровнем компетенций.

По мере распространения новых технологий, у бизнеса возникают вопросы: какие форматы симуляций, какие устройства и какие проекты подойдут для масштабирования на тысячи человек, как обслуживать, обновлять и совершенствовать проекты, как одновременно анализировать результаты обучения тысяч сотрудников?

Полагаясь на наш обширный опыт внедрения VR/AR-технологий, 3D-тренажеров в B2B-сегмент, ответим на эти и другие вопросы, развенчаем некоторые мифы и расскажем, почему не все устройства подходят для масштабирования.

Форматы технологичного корпоративного обучения

Говоря о масштабировании технологичного корпоративного обучения, было бы неправильно затрагивать только форматы виртуальной и дополненной реальности. Во многих компаниях важную роль играют собственные обучающие платформы, сайты, 3D и AR-проекты для смартфонов и других электронных устройств.

Занятия в формате виртуальной реальности, например, отлично подходят для оттачивания практических навыков и длятся в среднем 15-25 минут. Но бывает, что сотрудникам важно досконально изучить большой объем сложной информации или же наоборот — тренироваться по несколько минут в день в удобное для них время, на собственном смартфоне.

3D-форматы

Некоторые тренажеры не теряют своей актуальности в формате 3D. Это не будет также реалистично, как в случае с VR, но зато — очень удобно, например, при ограниченном времени. Отрабатывать скрипты продаж или тренировать навыки общения с клиентами, сотрудники могут на своих смартфонах, практически без отвлечения от работы, в любой свободный промежуток времени.

Пример диалоговых симуляций, тренироваться по которым можно на любом удобном устройстве

Обучение на компьютере

Говоря о преимуществах VR/AR-обучения мы всегда подчёркиваем, что виртуальная реальность не вытесняет традиционные форматы, но может эффективно дополнить их. Корпоративные образовательные порталы или тесты на компьютере при этом не теряют своей актуальности и зачастую бывают просто незаменимы. В случаях, когда компании нужно проверить теоретические знания своих сотрудников или протестировать их при помощи теста, привычный ПК отлично подойдёт.

Успешно использует VR-тренажёры совместно с корпоративным порталом компания «Газпромнефть — СМ».

«Однажды перед нами встал вопрос «как обучить людей, которые реализуют продукцию,но работают в других компаниях и играют важную роль в цепочке «продукт-клиент». Кроме того, такое обучение должно ещё отвечать ряду важных параметров: прекрасно масштабироваться и быть привлекательным инструментом для линейных сотрудников. Вариант с реальными тренерами нам не подошёл, в первую очередь, с финансовой точки зрения. Еще один вариант - это внутрикорпоративные онлайн-порталы для обучения сотрудников. Этот инструмент и сегодня позволяет компаниям решить часть задач. При этом в комплексе с современными технологичными подходами результат, конечно, бывает лучше», — говорит говорит руководитель G-Energy Academy компании «Газпромнефть — СМ» Инна Митина.

Ещё один важный момент при масштабировании технологичного обучения — это синхронизация всех этих форматов для выявления промежуточных итогов и результатов. О том, как это делают в крупнейших российских корпорациях — ниже.

Управление контентом при масштабировании

Процесс масштабирования становится ощутим для компаний, когда речь идёт об обучении сотен или даже тысяч сотрудников, специфически распределённых по разным территориям. Пока что о полноценном масштабировании задумываются только крупнейшие корпорации, которые успешно экспериментировали с технологиями на протяжении нескольких лет, но, вероятно, уже в самое ближайшее время тема будет интересна сотням крупных компаний.

Один из вопросов, который обязательно возникнет на этапе масштабирования касается управления контентом.

Управление контентом — это:

1)Своевременная загрузка контента

Вам не составит особого труда вручную установить актуальные варианты симуляций на несколько десятков VR-шлемов, но всё меняется, когда речь идёт о сотнях устройств. Частично проблема может быть решена созданием в компаниях отделов, отвечающих за цифровизацию. Этот формат, кстати, уже практикует российский бизнес. Отдел цифровой трансформации есть, например, в ВТБ и Сбербанке. Но есть и минусы. Во-первых, это — зарплата сотрудников, во вторых - их командировки. Компании, скорее всего придётся оплачивать переезды сотрудников в регионы, где рассредоточены филиалы, т.к. содержать специалистов на местах ради своевременного обновления и обслуживания одного-двух VR-шлемов будет нецелесообразно.

2) Централизованное обновление на всех устройствах

Когда речь идёт об эффективном использовании VR/AR-симуляций, скорее всего, проекты будут дорабатываться и обновляться. Это также бывает важно одновременно делать на всех устройствах.

3) Интеграция в сторонние LMS

Новые форматы необходимо верно интегрировать в уже существующие процессы компании, наладить обмен данных, их синхронизирование. Например, баллы онлайн-теста, который сотрудник проходил на компьютере, бывает важно соотнести с результатами прохождения VR-симуляции. Иными словами, при масштабировании проектов компаниям важно иметь приложение, позволяющее администрировать учебные курсы разных разных форматов.

4)Управление правами доступа к контенту

При обучении большого количества сотрудников, релевантно создавать проекты, которые могут полезны людям разных должностей и специализаций. Например, диалоговая симуляция для отработки навыков общения с клиентом будет полезна, как менеджеру по продажам, так и консультанту торговой сети. Правда, обучение и задания в рамках одного проекта будет отличаться, поэтому нужно заранее подумать о настройке лёгких доступов сотрудников именно к своим занятиям.

Обучение скрипту продаж в компании МТС

5)Сбор, анализ и хранение данных о каждом из пользователей

Обучение в технологичном формате потеряло бы смысл без осуществления сбора данных о каждом из пользователей, подведения итогов и автоматического составления отчётов. Особенно сложно бывает собрать воедино данные о каждом из сотрудников компании из разных электронных источников: компьютера, смартфонов, порталов и VR-шлемов.

Соблюдение всех этих условий на этапе масштабирования важно, ведь если не предусмотреть нюансы управления контентом, процесс не получится выстроить эффективно.

На сегодняшний день существует два способа управления контентом — вручную (что, конечно, неудобно и невыгодно финансово) и автоматически.

Второй вариант предполагает наличие у компании программного комплекса, который автоматизирует процессы загрузки и обновления, администрирования данных и сделает их максимально быстрыми и простыми. Это позволит эффективнее использовать технологичные инструменты и повышать качество тренировок и обучения.

Работая 15 лет на рынке новых технологий, мы тесно общались с бизнесом и пришли к пониманию того, как эти и другие потребности можно закрыть при помощи одной системы. В 2018 году мы разработали платформу ISP, которую в качестве альтернативы ручному труду уже выбрали такие крупные компании, как, например, Газпром нефть.

Модули, которые поддерживаются в рамках одной платформы​ Modum Lab

Устройства: почему для масштабирования не подойдёт любое?

Разница между требованиями к устройствам для пилотирования, по сравнению с условиями, которые должны быть соблюдены при выборе оборудования для полноценного корпоративного использования и масштабирования велика. Так на этапе пилотных проектов использовать можно что угодно - самым популярным на сегодня является мобильный VR-шлем Oculus Go. Но на этапе масштабирования компания может столкнуться со следующими нюансами:

1)Многие популярные и удобные для корпоративного использования VR-шлемы официально не продаются в России

Приобретение же за границей может сулить бизнесу сложностями с растаможкой, пересылом, гарантийным обслуживанием, отсутствием необходимых сертификатов. Поэтому некоторыми компаниями эта техника может рассматриваться только в рамках «пилотного» проекта, но не в рамках полноценного масштабирования. При этом сегодня VR-шлемы этого производителя активно используют при исследованиях эффективности VR-проектов, да и выход компании на российский рынок в будущем может быть вероятен.

2) Корпоративные проекты для шлемов Oculus реализуются на платформе Oculus for business, которая не предоставляется в России

Решить эту проблему сегодня можно при помощи перепрошивки операционной системы шлема, но использовать эту незадокументированную возможность может быть небезопасно для компаний. Это накладывает определенные риски того, что производитель может вскоре закрыть возможность перепрошивать устройства.

3) Популярный Gear VR устарел

Gear VR долгое время оставался одним из наиболее популярных устройств для бизнес-масштабирования VR-проектов. Однако сейчас устройство перестало обновляться по решению производителей. В какой-то мере устройство опередило развитие рынка и возможности этого VR-шлема не были массово оценены потребителями по достоинству.

Согласно нашим наблюдениям, для масштабирования в России компаниям подходят HTC VIVE или китайский аналог - шлем Pikco. При этом эти устройства всё же не являются лучшими в своём роде и пока что российскому B2B-сегменту остаётся ждать официального выхода на рынок устройств Oculus. В любом случае, при выборе VR-очков важно исходить от конкретных задач и условий эксплуатации.

Вывод:

Масштабирование VR/AR проектов — это новый шаг в развитии технологий. Сегодня бизнес подходит к черте, когда доверия к виртуальной реальности и другим инновационным проектам становится больше, а финансовая выгода от внедрений становится совершенно очевидна и в большинстве случаев предсказуема, просчитываема. При этом полноценных и действительно масштабных внедрений, на примеры которых могли бы опереться компании-новички в этой сфере, в мире ещё не так много. Чтобы масштабирование проектов прошло успешно и было эффективно, необходимо заранее подумать о важных моментах: закупке и обслуживании оборудования, интеграции и анализе данных, сборе и хранении результатов. Важно также, чтобы масштабирование проектов проходило в тесном сотрудничестве между разработчиком и заказчиком, с учётом особенностей и целей проектов.

На наш взгляд, одним из самых универсальных и удобных инструментов для масштабирования VR/AR и других технологичных проектов для корпоративного образования на сегодняшний день являются платформы — ISP или платформы, объединяющие CMS и LMS. Именно они позволяют компаниям подойти к вопросам корпоративного образования комплексно и избежать самых распространенных ошибок.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Karolina Podpletko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 3, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 93974, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 23 Nov 2019 13:44:41 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93974, "author_id": 400241, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93974\/get","add":"\/comments\/93974\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93974"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Хороший пример с чего не надо начинать рекламную статью.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }