Делаем стратегическую сессию самостоятельно. Инструмент 2

Эта статья для тех, кто хочет разобраться, что же такое стратегическая сессия и как ее сделать внутри компании самим. В статье вы узнаете: как определить свою отрасль и почему это важно, как провести анализ жизненного цикла отрасли, какую пользу для организации это все может дать.

Напомню, что стратегия - это не документ или план, а скорее регулярный образ мыслей о том, как компании отвечать будущим вызовам. Размышления приводят к созданию КФУ - ключевых факторов успеха, которые создают конкурентные преимущества в отрасли и как следствие, больше ценности клиентам и больше денег.

Чтобы размышления были полезными, а не в духе "мы тут в бане устроили стратсессию и решили больше продавать", используются инструменты - теории и техники и раздела науки о менеджменте.

В статье вот тут по ссылке: мы обсудили, что любую стратегическую сессию нужно начинать с плана и вИдения владельца. Многие действия компании определяются его волей. Работа с владельцем может привести к формулированию миссии компании - куда идем, чего хотим для акционеров, владельцев, клиентов и сотрудников, на что готовы ради цели и что точно не будем делать. Это можно привести в вид скрижалей, высечь на скале, на стене - вообщем, всегда иметь под рукой.

А затем менеджеры смотрят на внешнюю среду. И начинают ее изучение с определения отрасли.

А далее мы переходим к пониманию нашей отрасли. Почему это важно?

Часто владельцы бизнеса не могут назвать отрасль, в которой работают. Ну во-первых, компания может быть в нескольких отраслях (пример - Яндекс: и музыка и еда и такси и самокаты), а может просто и не задумываются. Но назвать отрасль крайне важно! Почему?

  1. Назвав точно отрасль ты увидишь конкурентов и их типичные стратегии. Если не назовешь - их действия выпадут из вашего поля зрения. К примеру, мы кофейня у метро. Наша отрасль общепит конкретного района (не города - к нам вряд ли поедут), наши конкуренты это и соседние кофейни, но также и все рестораны вокруг - в них можно выпить кофе также. Но кофе можно выпить и супермаркетах в кофейных аппаратах.
  2. Точная отрасль поможет сузить рынок и определить, какие потребности клиента удовлетворяет компания. Вернемся к кофейне. Мы продаем кофе за 100 рублей - это одна отрасль и одна группа конкурентов. Но мы можем сказать, что мы продаем спешалти-кофе для ценителей. Тогда наша отрасль уже немного иная и конкурентов у метро уже нет.
  3. Определение отрасли поможет определить ее жизненный цикл и понять ее перспективность.

Кто должен назвать отрасль? Обычно владелец бизнеса, но ему можно помочь. Вот простые советы как корректно назвать отрасль. Надо спросить себя: какую потребность клиента удовлетворяет наша компания сейчас?

Вот примеры:

- кофейня удовлетворят потребность употребить кофеин, согреться и перекусить

- Вкусно и Точка кормит и поит всех быстрой горячей едой

- Газпром снабжает газом все дома и почти все предприятия в России

- барбершоп приводит в порядок прическу и бороду мужчины

- Яндекс. Такси автоматизируют работу таксопарка с одной стороны и организует вызов такси пользователям.

Далее спросите себя : а кто сейчас удовлетворяет эти потребности? кто мой главный конкурент?

- кофейня удовлетворят потребность употребить кофеин, согреться и перекусить. Но это же делает Вкусно и Точка, аппарат с кофе в метро, Шоколадница и все окрестные кафе и рестораны.

- Вкусно и Точка кормит и поит всех быстрой горячей едой. Это же делает Бургер Кинг, KFC и шаурмичная и чайхана.

- Газпром снабжает газом все дома и почти все предприятия в России. Тут конкурентов нет - в наши дома никто другой не привозит газ кроме Газпрома)

- барбершоп приводит в порядок прическу и бороду мужчины. Это делают другие парикмахерские, это делают мастера на дому, мама, жена и пр.

- Яндекс. Такси тоже имеет конкурентов: Uber, Драйв, Командир-Такси, Gett Taxi

В менеджерской литературе есть мысль, что каждая отрасль имеет свой жизненный цикл - ЖЦ. Когда отрасль рождается, и развивается, то с ней происходит следующее:

- растет спрос

- нет заботы о качестве - слишком высок спрос

- игроки работают на захват доли рынка

- низкий порог входа

- высокая маржа всех игроков

- мало данных и аналитики, не ясны правила игры

- нет стандартов

Вспомните бум бургерных, взлет маркетплейсов, выход на рынок каршеринга и шеринга самокатов, бум сервисом по онлайн-бронированию жилья или нашествие вейпов. Вот это типовая картинка отрасли с ЖЦ Роста. Всегда происходило примерно так: в отрасль бежали все, потом оставались сильнейшие, маржа сокращалась, отрасль утрачивала привлекательность, в нее уже не так бежали игроки. Кто сейчас хочет открывать каршеринги? Сети фастфуда? Может аренду самокатов? Уже желающих нет, слишком созрела отрасль, появились практики обслуживания

Но отрасль может быть уже зрелой или на ЖЦ падения. А что это значит?

- много барьеров для входа.

- много игроков на рынке - маржа "размазана по всем"

- обострение конкурентной борьбы

Зачем нам все это знать? А затем, что, зная жц мы можем предусмотреть действия: хитрые действия, инновации, что-то что поможет нам работать.

Выглядит это примерно так:

- Много барьеров для входа в отрасль? Мы придумаем такие инновации и ноухау, что войдем легко. Или применим административный ресурс.

- Маржа маленькая? Много конкурентов? Мы должны уметь делать продукт дешевле всех. Или находить сегменты где маржа высокая.

- Конкурентная борьба острая? Мы должны создать 2-3 КФУ (ключевых фактора успеха), они создадут отрыв от конкурентов.

Если рассуждать про отрасль и ее ЖЦ таким образом, то окажется, что вы увидите новых конкурентов, которых вообще не рассматривали. К примеру, у кофейни конкурентами станет чуть ли не "Пятерочка", где поставили кофейные аппараты.

Все зависит от широты взгляда. Если смотрите широко - то в ваш объектив попадут конкуренты и вы будете видеть их на мониторах, учитывать действия в своей работе и планировании, увидите новые риски. Станете вообще лучше как менеджер. Одно дело менеджер, а другое дело менеджер с управленческим джиу-джитсу - инструментами стратегического менеджмента.

Еще больше про стратегический менеджмент можно почитать в моем телеграмм-канале. Переходите сейчас и подписывайтесь. :

Начать дискуссию