Бизнесу тоже нужны добровольцы

5 декабря в нашей стране, как и во всем мире, отмечается Международный день добровольца. В 1985 году Генеральная ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник «во имя экономического и социального развития» на всей планете. И это предложение нашло достаточно широкий отклик в обществе. Сегодня добровольческие движения поддерживаются на самом высоком государственном уровне. Волонтеры занимаются поиском пропавших людей, помогают справляться с природными катастрофами, поддерживают донорское движение. Без волонтеров невозможно себе представить организацию каких-то крупных международных мероприятий, будь то Олимпиада, чемпионат мира по футболу или международный экономический форум.

Более того, даже бизнес сегодня не может обходиться без волонтерского движения. Не случайно на днях в Москве уже в восьмой раз стартует международный форум «Корпоративное волонтерство. Бизнес и общество», на котором эксперты и представители бизнес-сообщества обсуждают различные аспекты этой тематики. В преддверии праздника попробую объяснить, для чего бизнесу заниматься волонтерством и попутно поделюсь некоторыми кейсами, которые, как мне кажется, удалось успешно реализовать в нашей компании.

<i>Волонтеры СИБУРа на фестивале «Формула искусства»</i>
Волонтеры СИБУРа на фестивале «Формула искусства»

Философия устойчивого развития

Тема устойчивого развития стала в последние десятилетия наиболее актуальной концепцией или даже философией для крупного бизнеса за рубежом и все активней входит в повестку наших компаний и корпораций. В соответствии с этой концепцией устойчивое развитие возможно при соблюдении баланса трех составляющих: экономической эффективности, экологического равновесия и социального благополучия. В международной практике эта концепция получила название Sustainable Development или Sustainability. ESG — по первым буквам английских слов environmental, social и governance — стали критериями оценки устойчивости развития.

Факторы environmental и governance — корпоративное управление и экологическое равновесие — в данной концепции играют определяющую роль. Однако фактор social, включающий в себя самые разные направления деятельности, от управления персоналом до социальных инвестиций, в последнее время приобретает все большее значение. Нужно сказать, что в подходах к реализации фактора social в западной практике и в российском опыте есть определенные отличия в фокусе и основной повестке. Для международных компаний важны такие темы, как этническое и социокультурное многообразие, гуманитарная помощь развивающимся странам и другие подобные общемировые проблемы. В России, в силу объективных причин, эти темы только появляются в центре внимания бизнеса. Основной фокус российских компаний на данный момент направлен на развитие социальных программ для сотрудников и решение вопроса неравномерного развития регионов страны. И здесь тематика корпоративного волонтерства в некоторой степени выходит на первый план, поскольку является актуальной и понятной как для международной повестки, так и для российской практики.

<i>Сотрудники Губкинского ГПЗ собирают школьные наборы для детей в трудной жизненной ситуации </i>
Сотрудники Губкинского ГПЗ собирают школьные наборы для детей в трудной жизненной ситуации

Инициатива приходит снизу

Движение корпоративного волонтерства в компании СИБУР выросло из общей программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». Не стану останавливаться на самой программе, поскольку это тема для отдельного разговора. Скажу лишь, что концептуальным решением для программы стал принцип грантовых конкурсов, позволивший привлечь к ее реализации широкий круг различных фондов, НКО, социальных организаций, государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, спорта и культуры в городах присутствия компании и не только.

Как видно, изначально программа в основном была направлена на внешнюю аудиторию, но достаточно быстро мы почувствовали запрос от аудитории внутренней, то есть от наших сотрудников, которые тоже хотели предлагать свои проекты, решать проблемы своих городов, участвовать в их развитии. Часть таких запросов касалась именно волонтерских инициатив. Проанализировав эти запросы, мы обнаружили, что многие из наших сотрудников самостоятельно, по собственной инициативе, в свободное от работы время занимаются добровольчеством. И тогда мы приняли решение сделать ставку именно на них.

<i>Волонтеры АО «Сибур-ПЭТФ» помогают бабушкам и дедушкам Тверского геронтологического центра посадить комнатные растения​</i>
Волонтеры АО «Сибур-ПЭТФ» помогают бабушкам и дедушкам Тверского геронтологического центра посадить комнатные растения​

Больше инициатив — хороших и разных

В российской практике есть прекрасные примеры, когда корпоративные волонтерские проекты реализуют крупные компании совместно с не менее крупными и известными НКО. Эти примеры весьма успешны и заслуживают уважения. Мы выбрали иной подход, ориентируясь в основном на инициативы наших сотрудников, и нужно сказать, не прогадали.

За два года наши добровольцы реализовали при поддержке компании 82 проекта в 23 городах присутствия СИБУРа. Были и сквозные для всей компании проекты, но в основном в каждом городе, на каждом предприятии это были собственные инициативы, и именно они находили самый горячий отклик среди тех, кто решал присоединиться. В Томске сотрудники организовали коррекционно-развивающие занятия для детей с онкологическими заболеваниями. В Перми утепляли вольеры питомцев приюта для бездомных животных. В Тобольске проводили семейные фотосессии для детей и родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые находятся на сопровождении социально-реабилитационного центра. Такие проекты можно перечислять еще очень долго. По результатам очередного грантового конкурса в этом году мы получили уже больше 70 заявок на реализацию самых разных волонтерских проектов. Постоянное активное участие в акциях принимает примерно 1 000 человек, хотя один раз в волонтерских мероприятиях приняли участие более 5 000 человек. Погрузившись в эту тематику, занимаясь отбором проектов, претендующих на получение грантов, лично участвуя в некоторых волонтерских акциях, я могу с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

<i>Участники проекта «Семейное фото»</i>
Участники проекта «Семейное фото»

Зачем же бизнесу волонтерство?

Есть достаточно распространенное представление, что волонтерство — это инструмент мотивации и повышения лояльности, особенно хорошо он работает в компаниях, где много офисных сотрудников. У меня есть один очень хороший пример, показывающий, что это действительно так. Наш сотрудник Денис Бурин из Перми, пару лет назад еще будучи студентом, был добровольцем на одном из наших волонтерских проектов. И это стало главной причиной для Дениса в пользу выбора будущего места работы именно в СИБУРе. А поскольку наши сотрудники хорошо знали Дениса по волонтерству и он со всеми уже был знаком, процесс адаптации на новом рабочем месте прошел практически незаметно. Сейчас Денис — наш активный корпоративный волонтер, он помогает реализовывать профориентационный проект «Добро пожаловать в профессию». От себя хочу сказать, немного переформулировав название нашего проекта: «Добро пожаловать в добровольцы!». И поздравить с наступающим праздником всех причастных.

77
1 комментарий

Это очень печально, что заботой о онкобольных детях, малоимущих и т.д. занимаются волонтеры, причем от коммерческой компании, а не государство...нашим чиновникам видимо не до этого. Вон, спешат на мигалках, наверное, страну с колен поднимать

2
Ответить