Цели -> идеи-> проекты -> задачи

Здравствуй, дорогой читатель. Решил тут изложить очередные мысли про корпоративные управленческие сложности ибо уже лет 10 являюсь гордым менеджером, который не работает "под", а работает "на" (проверка аудитории на возраст) .

Общий контекст

Глядя на модные ИТ-компании и технологическую трансформацию больших гигантов типа зелёного государственного банка или красного мобильного оператора, классический бизнес на уровне штаб-квартиры тоже нет-нет, да и объявит внедрение проектного офиса ибо каскад — это отстой, а вот AGILE — это модно, круто, быстро и эффективно.

Любимая картинка по теме. Надеюсь, что в строительстве многоэтажек до Agile не дойдут.... или уже?
Любимая картинка по теме. Надеюсь, что в строительстве многоэтажек до Agile не дойдут.... или уже?

Для дальнейшего правильного восприятия статьи важно вспомнить старую байку:

Полная версия находится <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fancapchan.info%2F2021%2F03%2F23%2F2589%2F&postId=955850" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>
Полная версия находится тут

Реальность нашей компании

Устраиваясь в компанию я слышал от собственника восторженные слова о том, что компания исповедует в работе Agile-подход (что звучало круто для производственной компании с собственной розницей) и вообще у нас есть свой проектный офис и даже SCRUM-мастер.

Для контекста: В нашей компании есть все атрибуты амбициозной структуры, нацеленной захватить мир не привлекая внимания санитаров: система сбалансированных показателей, карта стратегических целей, реестр проектов, которые прошли модерацию проектным-офисом. Это, к сожалению, не спасло корпоративный битрикс, который ломится от псевдопроектов "выйти на выручку ХХХ млн." или "произвести ХХХ тысяч единиц продукции" с паспортами и вехами (да-да, у нас есть пока подмена понятий целей и проектов. Трудовой коллектив адаптируется под новую терминологию и подходы). Для полного счастья не хватает только плакатов на стенах.

Простите, отвлёкся от темы статьи
Простите, отвлёкся от темы статьи

Как полагается по канону, в конце ноября в нашей компании прошла её величество "стратегическая сессия". Для участия были отобраны передовики производственно-сбытовых структур, для проведения наняты специальные высокооплачиваемые консультанты. В первый день подводились итоги года, все неистово ретроспектировали и рефлексировали, во второй день строились планы под цели и неистово генерились те самые "проекты" (так они назывались), а реально: накидывали идеи, которые должны помочь достижению новых амбициозных целей.

Итак, дано: цель вырасти в 2 раза по выручке год к году (предвосхищая возникшую мысль читателя о достижимости, достижимость этой цели на нашем рынке при определенных усилиях велика).

Цель ли это? Да, вполне себе цель: есть сроки и конкретика в виде метрики. Всё чинно и благородно.

Начинаем накидывать идеи, которые должны в этом помочь и в конце второго дня страт-сессии возникает необходимость определить заказчика и владельца «проекта» (менеджера проекта(руководителя проекта (короче, того, кто будет вести проект к успеху))). И вот это первый сбой в матрице: дело в том, что порядочный проект (а не проект с низкой социальной ответственностью) должен иметь фазу исследования, чтобы определить 2 ключевые вещи:

1) Возможность реализации в наших реальных условиях, в принципе.

2) Какие компетенции должны быть у команды проекта и у руководителя (владельца) проекта.

Мы же, под мудрым наблюдением модератора этой стратегической сессии, в конце второго дня уже пытаемся найти того самого ответственного, кто будет формировать цели и параметры проекта (заказчика aka мудрый Филин) и того, кто будет «проект» реализовывать (владельца aka мышка, которой нужно стать ежиком) .

Не стоит серьезно включать в план работ на будущий год ИДЕИ под видом проектов (со сроками, дедлайнами и ответственными) , иначе есть серьезный риск облажаться. Дайте время команде исследовать, что требуется для реализации, ведь, возможно, ваша компания не будет готова инвестировать ресурсы в эту идею.

Но, как и в истории про мышек, при определённых исследовательских усилиях сама идея трансформации или создания нового уже не выглядит абсурдом и заслуживает преобразования в проект или конкретную задачу для специалиста по трансформациям.

Курс: 3 шага для превращения из мышки в ёжика. Коуч Филин. (простите, не сдержался)

А проект или задача

Внедрение новых сущностей, как правило, сопровождается калибровкой понятийного аппарата сотрудников и когда в контуре корпоративного лексикона появляются термины "стейкхолдер", "заказчик", "дедлайн", "спринт", "ретроспектива" и прочие радости жизни самые пылкие дебаты возникают вокруг 2 сущностей: "задача" и "проект". Самые часто подменяемые понятия именно эти, т.к. за проекты, как правило, предполагается формулирование каких-то отдельных плюшек, а задачи - это просто задачи, их надо делать, они входят в контур должностных обязанностей.

Предлагаю универсальную формулу отделения мух и котлет:

Любая инновационная деятельность в рамках организации, предполагающая кросс-функциональное взаимодействие, является проектом.

Перечень критериев может быть различным: длительность деятельности, необходимость документального оформления (паспорта проектов) и иные атрибуты, которые релевантны для вашей компании. Но договориться об этом на берегу с командой крайне важно иначе будете потом лечить "проектный подход головного мозга".

А что с задачами?

Задача - это конкретное действие, которое необходимо реализовать конкретному специалисту. И да, для конкретного специалиста эта задача может быть инновационной и тянуть на персональный проект, но всё-таки, на корпоративном уровне она останется задачей конкретного специалиста.

Так вырисовывается понятная конструкция целей, идей, проектов и задач: цель: хочу вырастить выручку в 2 раза -> идея: надо запустить направление на новом рынке (предположим, что задачу по исследованию рынка мы уже сделали) -> первая задача будущего проекта по запуску направление на новом рынке "исследовать, что необходимо для запуска направления на новом рынке". Не спешите создавать проект и анонсировать, что в 2024 году мы точно должны стать ёжиками. Возможно, исследование цены трансформации в ёжиков покажет, что лучше просто заключить договор на оказание охранных услуг в компании "ежи-защитники" и в этом будет секрет вашего успешного достижения целей вашей компании.

Выводы и заключения

Изменения в корпоративном инструментарии это эволюционная неизбежность и адаптивность уже существующих структур к новым образам мышления и, в том числе, к новым терминам во все времена будет являться ключевым фактором устойчивого развития. Целью этой статьи является маленькая надежда уберечь команды компаний, которые находятся на пути трансформации через внимание, в том числе, и выравниванию понятийного аппарата команд.

Цель — это наш желаемый результат

Идея — это образ достижения этого желаемого результата

Проект — проработанный путь воплощения идеи

Задача — конкретное действие, которое необходимо совершить.

Написанное выше является личным опытом автора и не претендует на истину в последней инстанции, но, коль скоро одни и те же проблемы автор наблюдает не в одной компании и не в одной структуре, то, полагаю, что данная статья хоть и небольшую, но пользу нанесёт.

66
1 комментарий

Интересно, спасибо за вашу статью)

1
Ответить