Как запустить ИТ-продукт за две недели без головной боли
Опыт автора Telegram-канала «Золото Бородача» Никиты Колмогорова, который запустил семь продуктов за 2019 год и довёл два до самоокупаемости. Без прикрас, смузи и планшетиков — только суровая правда.
Привет всем! Меня зовут Никита, и я серийный запускатор этих ваших продуктов в этих ваших интернетах. Я точно так же, как и вы, сидел бессонными ночами над одним из своих продуктов более двух лет (2015–2017 годы) и запустил его лишь для того, чтобы обнаружить, что спроса на продукт нет и никогда не было.
Я точно так же работал в офисе и пытался запустить свои продукты в свободное время. Я точно такой же средний программист, как и вы, и у меня точно такие же проблемы, как и у вас. Я точно так же ворочался во сне, боясь, что деньги завтра кончатся, а продукт не запустится. Нам всем это знакомо.
Будь то проблема технологического стека, коммуникации в команде, расстановки приоритетов, определения реальной проблемы пользователя, отсутствия технологического опыта у основателя, — все эти проблемы решаемы, и мы постараемся сегодня ускорить ваш процесс запуска.
Ведь на самом деле запуск продукта — это гонка со временем. Если вы не запуститесь вовремя, вас могут обогнать конкуренты. Если вы будете продолжать бесконечную разработку, вы рискуете остаться и без денег, и без продукта, и без пользователей.
Если вы выберете неправильный технологический стек, ваш технологический долг настолько затормозит разработку, что очередной 20-летний вонаби обгонит вас по количеству полезных функций.
У большинства стартаперов-запускаторов есть ряд простых проблем, которые можно решить и тем самым уменьшить процесс запуска MVP (минимального жизнеспособного решения) с двух лет до двух недель.
Я не опечатался: да, вы можете запускать продукты за две недели, так я сделал в августе 2019 года, и уже вывел свой продукт на самоокупаемость. Так сделал я со вторым продуктом, которым сейчас пользуется более 2 млн человек.
Мне важно описать этот процесс, потому что я заинтересован в развитии собственного окружения. Эта статья скорее для всех русскоязычных стартаперов, которые время от времени заходят ко мне в Telegram за советами.
Им я снова и снова объясняю одно и то же, вот, решил немного упорядочить знания и тем самым немного помочь сообществу. Помогаешь сообществу — помогаешь себе.
На самом деле этот подход мало отличается от традиционного. В нём есть лишь небольшой ряд вещей, которые я делаю иначе, вот и всё.
Заранее оговорюсь: пункты из этой статьи очень субъективны и являются исключительно мнением автора, основанном на личном опыте.
Например, я знаю уйму людей, запустивших свои сервисы за две недели на этом технологичном стеке, и знаю уйму людей, которые пишут свои проекты уже третий-четвёртый год на том же PHP.
Перед тем как начинать священную войну в комментариях, подумайте об эмпирических данных: ваше мнение основывается на вашем личном предпочтении языка программирования или на реальных примерах запуска продуктов быстро?
Перейдём непосредственно к основным ошибкам стартаперов, которые пытаются запустить свой ИТ-продукт.
Отсутствие технического опыта у основателей
Несомненно, есть люди, которые запустили свои успешные ИТ-продукты, не имея опыта программирования. Но не забывайте про ошибку выжившего: на одного такого человека приходится 10 тысяч людей, которые делали то же самое, но провалились.
Каков ваш шанс быть среди этих единиц? Правильно, 0, 01%. Готовы сделать свою ставку или предпочтёте играть с шансом победы в 85%? Тогда слушайте и делайте заметки очень внимательно.
Вам необходим минимум один фаундер со «шкурой в игре», который сможет (и хочет) всё своё свободное время тратить на этот проект.
Другой вариант — наёмный программист; но если вы выберете этот вариант, вы должны буквально следовать каждому из советов ниже.
И я имею в виду, следовать каждому совету ниже, чтобы увеличить свои шансы на успех. Если у вас нет фаундера с достаточной экспертизой именно в технологическом стеке, который вы выбрали, можете писать пропало, за две недели вы не запуститесь, как и за 4, 10, 20 и 40 недель. Через пару лет запуститесь криво-косо, никому не будете нужны.
Отсутствие чётких требований к продукту
«Мне нужно вот это, это, это, это, это, а ещё вот это, как же я мог про это забыть?»
Ваш продукт должен выполнять ровно одну вещь в самой первой версии. Плевать, что делают ваши конкуренты или как выглядит сейчас рынок, вы должны делать одну вещь, не больше и не меньше!
Если вы начнёте разрабатывать несколько фич одновременно, вы либо никогда не запуститесь, либо будете реализовывать свои хотелки, а не хотелки пользователя. А значит, оплачивать продукт будете вы, а не ваш пользователь. Если это ваша цель, да, конечно, реализуйте свои хотелки.
Зачем нужно выставлять подобное строгое ограничение? Да потому, что все дополнительные функции вы сможете реализовать после запуска, когда уже проверите изначальный спрос на ваше предложение.
После запуска спрашивайте у ваших пользователей, чего не хватает сервису. И только после чёткой обратной связи продолжайте реализовывать новые функции.
И добейте уже эту более быструю лошадь из примера с Ford (смотрите ссылку на ошибку выжившего выше).
Открою секрет: ваш продукт никогда не будет состоять из ровно одной фичи. Всегда будут дополнительные функции вроде мелких настроек и входа с регистрацией пользователей.
Все эти дополнительные функции нужно минимизировать. Поверьте, вам не нужен вход с паролем, логином и восстановлением пароля — вам нужны кнопки «Войти через Google» и «Войти через Facebook».
Как только вы упростите свой продукт до одной функции и минимизируете дополнительные, вы упростите жизнь себе, пользователю и разработчикам. Помните, вам нужно запуститься за две недели и проверить спрос, а не тратить деньги и оплачивать разработку.
Отсутствие внятного и короткого технологического стека
Так, если вы хотите разрабатывать свой продукт годами и запуститься, когда никому ваш сервис уже не будет нужен, тогда я милости прошу вас в комментарии с фразами вроде «автор ничего не знает, я люблю PHP и всегда буду на нём писать, смотрите, Facebook на PHP (на самом деле нет) и "ВКонтакте" на PHP (на самом деле нет), и вообще это первый язык программирования, который я изучил, я не мог ошибаться тогда, когда у меня не было никакого опыта, я точно выбрал самый лучший язык программирования с первого раза, вперёд, PHP».
А если вы и вправду хотите запуститься за две недели и сразу проверить спрос на свою бизнес идею — да и делать так постоянно (это можно запустить 26 продуктов за год и проверить 26 бизнес-гипотез), тогда слушайте внимательно, записывайте и наматывайте на ус без возражений.
- Вы всегда должны стремиться к минимизации количества написанного кода для достижения необходимой функциональности. Значит, вы выберите Koa вместо Express, Gin вместо Django, TypeScript вместо Go и так далее.
- Вы не должны думать об оптимизации ресурсов до получения 100 тысяч пользователей. Значит, вам не нужны load balancers, Redis, а вместо AWS вы можете запустить простой и понятный дроплет на Digital Ocean.
- Вам нужна типизация, чем строже, тем лучше. Если в языке программирования из вашего стека нет типов — о, бой! Вас будут ненавидеть все будущие программисты, которые будут тратить дополнительные часы на попытки расшифровать, что же там написали вы раньше. Типизация — дополнительная документация, необходимая любому продукту с более чем одним разработчиком. Стоит заметить, что вы сегодня и вы через полгода — это уже два разных разработчика.
- Вам не нужна скорость и отзывчивость нативного пользовательского интерфейса. Возьмите кросс-платформенное решение, лучше React Native, для мобильных приложений. Вам нужно запуститься за две недели, а не разрабатывать продукт два года.
- Господи-боже, не используйте PHP. Не слушайте людей, которые только PHP и знают, у них развито туннельное зрение. Я не буду доказывать этот пункт, просто поверьте. Либо посмотрите на этих бедняг, что запускают свои продукты на PHP уже несколько лет. Вам это не нужно, вам нужна скорость разработки.
Лучший технологический стек, который я вывел, постоянно запуская сервисы не только за две недели, но и за один вечер, описываю ниже.
На их основе я сделал стартер для бекенда, стартер для фронтенда и стартер для Telegram-ботов. Все сервисы я спокойно запускаю на Digital Ocean, деплой занимает от силы 15 минут. Статью о том, как я это делаю, я тоже написал. Итак, что же за волшебный стек?
- Фронтенд: TypeScript + Vue + Vuex + Vuetify.
- Бекенд: Node + TypeScript + Koa + koa-router-ts + MongoDB + Typegoose.
- Мобайл: React Native + TypeScript + MobX.
Почему TypeScript? Потому что это JavaScript на стероидах. С более-менее строгими типами да с самыми новыми фичами ES (например, optional chaining).
Почему Vue? Потому что Angular и React заставляют вас писать больше кода как ни крути.
Почему MongoDB? Потому что до 1 млн пользователей вам неважно, есть ли join tables, а Mongo даёт незаметную автоматическую миграцию, простой синтаксис и строгие типы с Typegoose, простые решения индексации без необходимости что-либо конфигурировать вообще.
Почему Koa? Потому что Express, Gin, RoR либо заставляют писать больше кода, чем нужно, либо отстают в количестве крутых языковых фич вроде удобных декораторов.
Почему React Native? Потому что вам нужно запуститься за две недели, а не разрабатывать два нативных приложения (под iOS и под Android) в течение следующих двух лет.
Засуньте свое эго и мнение подальше: вашим пользователям нужна польза от приложения, быстро работающие кнопки и красивый пользовательский интерфейс не служат конкурентными преимуществами. Вам нужен не уродливый пользовательский интерфейс и разумно быстро работающие кнопки, это есть в React Native.
Почему MobX? Потому что Redux заставляет вас писать примерно в 100 раз больше кода, чем MobX. Вспомните эту фразу, когда в очередной раз будете писать никому не нужный редьюсер.
Отсутствие понимания спроса
Во-первых, давайте сразу обозначим: никто и никогда не украдёт вашу идею. Если вашу идею украдут, поздравляю, вы первый человек, с которым так поступили.
Если вы не согласны, приведите в комментариях пример, когда была украдена идея, а не реализация идеи. И да, перед тем как вспоминать товарища Зака, почитайте, за что его реально судили близнецы, — и переставайте верить всему, что вам говорят с голубых экранов.
Вы обязаны говорить о своей идее всем, кого встречаете. Это поможет вам отработать собственный питч, собрать первую обратную связь с потенциальных пользователей, определить свою целевую аудиторию — да и понять, в чём именно заключается идея вашего проекта. Говорите о нём, не переставая. А потом просите за неё деньги.
Если вы просто будете рассказывать о своей идее кому-то, вас просто погладят по голове и скажут «какой молодец». Вам не нужно «какой молодец», вам нужно сухое и суровое возражение от потенциального пользователя.
Пока вы не попросите реальные $20 за пользование сервисом, весь фидбек тоже будет виртуальным. Спрашивайте с людей деньги сразу, они вам прямо в лицо будут говорить, почему не хотят платить. В худшем случае вы получаете обратную связь, в лучшем — предзаказ.
Вы обязаны проверить спрос до начала разработки. Ну или, как я, просто разработайте за две недели MVP и сразу просите деньги за уже существующий сервис.
Делают так, как говорят победители, а не как делают победители
Есть две группы людей — победители и проигравшие. Победители делают так, как делают победители. Проигравшие делают так, как говорят победители. Вот и основное отличие лузера от успешного человека.
Не слушайте разного рода вонаби и людей, которые говорят вам, что нужно делать. Не слушайте и великих мира сего: их история часто неполная, укороченная и приукрашенная.
Смотрите на то, что они делали в реальности, слушайте реальные истории, читайте реальные биографии. Научитесь отделять булщит от правды и действуйте так, как действовали до вас победители.
Заключение
Я сразу же приглашаю вас похоливарить в комментарии — если вас вывела из себя эта статья, это хорошо. Оставьте гневный отзыв ниже — это помогает статье выйти в топ.
Если вы хоть что-то новое и полезное узнали для себя из этой статьи, напишите, что узнали, в комментариях, пожалуйста, — да поставьте апвоут, это помогает автору понять, интересна ли подобная тема на ресурсе.
Итак, что же нужно сделать, чтобы запустить MVP за две недели и проверить свою бизнес-гипотезу сравнительно дёшево?
- Убедиться, что есть технический человек, который готов потратить всё своё свободное время на проект.
- Выбрать ровно одну функцию, которую хотите разработать.
- Выбрать правильный технологический стек, который минимизирует количество кода.
- Убедиться, что на идею есть спрос.
- Делать так, как делают победители, а не так, как они говорят.
Вот и всё, друзья! Надеюсь, хоть что-то полезное вы успели вынести из этой статьи. Запускайтесь за две недели, это весело, поверьте!
Чет на статью из разряда «бизнес молодости» похожа). Очевидные факты и не каких примеров реализации, (Про самоокупаемость хотел узнать, если запилил проект за день, не потратил ни копейки, это считается что он вышел на самооукапаемость? )
К сожалению да. Если мы когда нибудь услышим заработанную сумму за указанный момент времени - можно будет о чем то говорить. А то как в анекдоте:
- сколько символов в минуту печатаете?
- 1500.
- Офигеть!
- Ага - только такая фигня получается...
Как то так ))
К сожалению, эти факты абсолютно неочевидны большему количеству людей.
Плюс засилие восторженных комментариев от людей, пишущих такие же восторженные комментарии раз в полгода и сильно напоминающих ботов.
Может собственно в этом и смысл? Продать потенциальному клиенту сеть ботов?
можно даже продать в телеграм канальчике и заработать! Воложу толкнуть прибыльный продукт ))
Похоже на невнимательность к деталям и не умение пользоваться Google
Зашел в репозитории на GitHub а там пустышка. По 7 коммитов в каждом репозитории. Ну и фраза:
——-8<———
Господи-боже, не используйте PHP. Не слушайте людей, которые только PHP и знают, у них развито туннельное зрение.
——-8<———-
лишь подтверждает, что перед нами очередной адепт секты "Свидетели Иеговы". Печалит, что такие вот, поездив по ушам директора, влазят в проекты на управленческие должности.
Комментарий недоступен
По мотивам бизнес молодости
О, я ждал, когда же вы появитесь, свидетели PHP! Как же я рад, что у вас больше не получается запустить ни одного популярного проекта :) всему интернету стало лучше.
Про "пустышки" — это очень громкое заявление :) у меня на ГитХабе больше 1000 звёзд у чуть более чем 100 репозитриев разных проектов.
Поржал "не используйте пхп". Ну да, а потом говорит про скорость разработки.
Менторский тон очень выбешивает, пытаюсь найти в тексте хоть одно "вот я уже на своей яхте", чтобы было этому оправдание, но что-то не вижу. Чувак, ты кто?
Никто! Спрашивается только: зачем вы читали статью?
Статья — гавно на палке.
Я могу запустить за 2 недели штук 20 телеграм-ботов, однако останется так же и 22 вопроса:
- а продукт/проект ли это
- что там с полезностью (кпд) бота
- что там с экономикой
- что по охвату (телеграм прямо сейчас для ру пользователя ну вот ни разу не крутая и супер-популярная платформа, поверьте моему 2 летнему опыту ведения крупного канала)
...
и так далее.
Технологические стэки и высокопарные слова про то что ПХП не нужен и пользуйтесь TS (к слову, он крут, не спорю) — этого ой как мало. По настоящему полезный продукт за 2 недели можно запустить да, но это явно не технологический проект. Блог возможно, лендинг для предзаказов редкого товара тоже возможно, но никак не технологический продукт.
P.S. телеграм-бот это НЕ технологический продукт, ну я вас умоляю.
Жаль только люди читают, выносят для себя что-то новое, комментируют и выводят статью в топ, да?
Ох, как же люди заблуждаются! Как хорошо, что пришли вы и поставили автора на место. Теперь точно люди не будут обмануты.
Теперь-то точно никто не сможет запустить ничего полезного за две недели. Ваша миссия выполнена. Вы победили.
Не понимаю восторженных отзывов.
Ваш продукт должен выполнять ровно одну вещь в самой первой версии. Плевать, что делают ваши конкуренты или как выглядит сейчас рынок, вы должны делать одну вещь, не больше и не меньше!Все продукты разные, для какого-то одной "вещи" хватит, а для какого-то и не хватит- очень странное ограничение на проверяемые в рамках MVP гипотезы.
Кроме того, не любой продукт (MVP) можно (и нужно) выпустить за 2 недели. Где там прототипирование, где дизайн? Какой смысл вообще так спешить, почему не 3 недели, почему не 4?
Автор, можно без ссылок на вашу страницу, а сразу ссылку на успешные проекты? А то реально инфоцыганщиной несет.
Не понимайте, а мы будем понимать и запускать продукты за две недели. Это полное ваше право!
А на сайте, на который я даю ссылку, есть ещё и статистика всех проектов.
Ну выпускай 4 недели, что ты прикопался к одной цифре? Можешь хоть год выпускать, с правильным ОО дизайном, юнит-тестами, преферансом и куртизанками
Тот редкий момент, когда я с Вами согласен
Почитал эту и другие статьи автора, комменты автора и могу с уверенностью утверждать, что автор типичный инфоцыган от мира IT (читай "пиздобол").
Простите, а я что-то продаю? Мне бы свои же курсы купить, можете поделиться ссылкой?
Как запускать IT продукты за 48 часов на хакатоне, из представленных вами "продуктов" достойных внимания 1-2. Статью можно было сократить до одного предложения: Делайте кастдев до разработки а потом хуяк-хуяк и погнали в продакшен.
По технологиям давать советы вообще смысла не было, только холивар разводить, выбор стека дело индивидуальное
Выбирайте индивидуально, статью не читайте, со всем не соглашайтесь — ваше полное право!
А мы будем запускать продукты.
Комментарий недоступен
Скорее всего, именно поэтому столько человек и добавляют статью в закладки — не может же быть, что статья полезная!
Комментарий недоступен
Не помню, чтобы у меня был такой продукт.
И да, я делаю сервисы, которые приносят пользу, а не которые должны улучшить мою финансовую обстановку.
Мне деньги не нужны, спасибо, мне нужно пользу принести окружению.
Фух, я прочитал все комменты. Осталось только статью прочитать))
Одна из самых классных статей, что читал на виси. Спасибо
Спасибо большое за добрые слова!
такое ощущение, что это стало ответом на мою недавнюю публикацию «клиническая смерть стартапа. инструкция по применению»
Крутая статья, жаль мне не попался такой материал осенью 2018-го(
Да, именно так. Сначала писал ответ на вашу статью, а потом понял, что стал ответ слишком длинным — и решил сделать ответ отдельной статьей. Спасибо большое за вдохновление!
Да вроде таких статей 1001 в инете есть. Обычный рерайт с вставкой своих не очень умных мыслей
Кроме познания дзена в запуске проекта за 2 недели нужно познать дзен в быстром сообщении о существовании продукта большому кругу потенциальных покупателей.
Поделитесь этим опытом?
Когда-то давно делился: https://vc.ru/flood/21082-telegram-bot-growth. Сейчас просто кидаю сообщение в свой Телеграм-канал о новых сервисах, что разрабатываю, да на Product Hunt, Hacker News кидаю постинги.
тема старая.. помню в рунете был такой деятель, запускал по писят проектов в год, но в 90% всякий шлак.
были забугорные деятели, которые спамили как каждые 3 дня запускать проект.
все это напоминает подобие лаб у студентов, до тех пор пока не приносит нормальное бабло, а приносит оно редко.
тут надо понимать, что суть такого подхода - эксперимент.
ставим быстрый эксперимент, получаем фидбэк, реагируем. обычный этот observe–decide–act цикл.
ИМХО в статье не на том акцент. подход равноприменим как к запуску MVP, так и для последующего развития продукта.
суть не в том чтобы как можно больше проектов запустить в единицу времени. точно также надо потом добавлять новые фичи в готовый продукт, тот же цикл. AB тестирование это частный случай данного подхода.
2 недели здесь тоже взяты из головы, в каждом случае длительность и сложность своя. речь о том чтобы ориентироваться не на интуицию, а на данные и статистику. точно так же могут делать люди в любой специальности, разработка софта это просто один из примеров.
ИМХО в статье мало или точнее нету примеров именно какие данные автор получил, какие выводы сделал и как это позволило расширить аудиторию продукта например. цикл не описан полностью ни разу, от этого появляется ощущение недосказанности :)
Спасибо за адекватный комментарий! Да, соглашусь, все эти проблемы в статье есть и их нужно осветить. Я же постарался только немного помочь людям, которые только-только начинают делать свои продукты — первый продукт всегда получается никому ненужным костылем, поэтому моя философия проста: человек должен попробовать пройти через весь цикл от идеи до MVP за минимальное количество времени хотя бы один раз — и об этом эта статья.
То, о чем вы говорите — это следующий шаг, который, несомненно, тоже нужно будет потом описать.
Комментарий недоступен
Это у вас просто проф деформация и сложившийся тех кругозор.
А PHP в ходу, так как просто очень дешево, распространение широкое. Любого уровня проект у вас будет очередь людей стоять за пару сотен баксов. То есть это прям отдельный мир в разработке.
Можете объяснить логику подобного заявления подробнее, пожалуйста?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Щито?
Нет заметной разницы между реляционными и нереляционными базами данных до миллиона-другого записей в базе данных.
Жесть, да. Фейспалм такой вот.
Блин, золотая статья, спасибо, чувак!
Спасибо большое за комментарий! Рад, что понравилась вам статья!
Никита, а ты не думал, что причина по которой тебе приходится искать спонсоров в том, что ты тратишь на все 2 недели? ))
Простите, а мне приходится искать спонсоров? Неожиданный поворот, о котором даже я не знал.
Еле осилил комменты читать. И не лень Вам всем писать про свои "знания". Поблагодарите автора за статью, она действительно полезная и идите дальше.
А кому надо самоутвердиться, то рекомендую написать свою статью, тогда все оценят или не оценят Ваш бэкграунд.
Спасибо большое за комментарий! Очень приятно, что адекватные люди не остаются в стороне и высказывают свое мнение. Этим мне и нравится VC.
Плюсую, отличная рекомендация. По крайней мере, следуя этим советам за год успел запустить 5 проектов, научившись кодить с нуля.
С вашим https://t.me/photozoombot со всеми друзьями играемся :)
Нужно больше подробностей, это ценно
А ты хорош! Подход очень грамотный, респект
Спасибо большое за добрый комментарий!
Отлично! Спасибо)
Благодарю за комментарий, надеюсь, статья полезная :)
Может я тормоз какой, но что за продуткы то?
Вот тут есть список со статистикой: https://borodutch.com.
Комментарий удален модератором
Вам спасибо, что прочитали!
Не понял в чем уникальность твоей «методики» и почему статью хвалят в комментариях. И почему PHP плохо, если ты пишешь на нем проект 2 года?
Потому что пишешь проект 2 года.
Как вам такие причины провалов стартапов?) (20 причин, обратите внимание на главные)
Спасибо за статистику. Познавательно.
Все решаются запуском за две недели! :)
Статья кратко: "херак-херак и в продакшн"
Ух! Третья ветка в комментариях от вас. Могу только поблагодарить за улучшение позиции этой статьи в топе. Знанто же у вас подгорело.
Интересно, почему?
Толково!
Спасибо за доброе слово!
Спасибо Никита, классная статья. Все по делу .
Узнал много нового. Вы не огорчайтесь если некоторые пишут неприятное или хотят чем-то задеть Вас. Помните свои слова? Всегда есть победители и прогоравшие. Сейчас Вы победили, ибо кто-то умеет запускать проекты в котором 2 000 000 юзеров, а кто-то нет))
P.S Сейчас наверное начнут и меня гнобить, но мне пофигу. Строчите сколько влезет
Спасибо большое за добрые слова! Очень помогает продолжать делиться знаниями в статьях. И очень рад, что получилось принести вам пользу!
раз уж всякую непонятную дичь называем проектами, то
запустил "проект" за 16 часов, заработал $800 чистыми
пора писать статью?
Уверен, людям будет полезно узнать про ваш опыт. Я без иронии сейчас. Обязательно напишите.
А что это такое было вообще? Когда я заварил кофе и подготовился читать статью, я увидел пункт "Заключение". Пил кофе, читая комментарии. Видимо, статья была написана ради них.
Многословность — не моя лучшая черта. Лень — одна из самых моих отчётливый характеристик.
Разрабатывал говно 2 года, а в итоге оказалось что оно ни кому не нужно. Я сделал выводы. Теперь разрабатываю никому не нужное говно за две недели.
Ну типа автор видать пораскинул мозгами, что если мат.ожидание успешного успеха (с) хоть сколько-нибудь > 0, то надо выкрутить кол-во попыток за ед времени на максималку ))
_
*если бы не другие переменные уравнения... где за меньшее же время - и проработка таких идей, и реализация заветного mvp => может не добрать "продуктовой энергии", чтобы выйти на "рыночную орбиталь"
_
**
И тут автор скажет: "спасибо, кэп, а я то об этом не подумал"... но в этом и суть наводящего и более интересного вопроса (и возможно темы для сл.статьи):
- "а как ты замеряешь/оцениваешь проработку идеи/mvp-набор"? (на глазок это неинтересный ответ, хочется самоанализа и методик, хотя б из любопытства)
Замечательная, практическая статья, автору - спасибо!
Спасибо за добрый комментарий!
Очень хорошая статья с моментами на которых я сейчас акцентируюсь. Отдельная благодарность за "Ошибку выжившего"
Спасибо большое за добрый комментарий!
Я запускаю по три-четыре продукта в неделю на php+mysql+vb. Иногда до десяти. Пишите в приват, научу
То-то про них никто не знает :3
Пиши статью про php :) Что за vb? Очень надеюсь, что не вижуал бейсик, а какой-нибудь модный фреймворк
Выбрать ровно одну функцию, которую хотите разработать - вот это чуть ли не самое сложное. Еще сложнее в процессе разработки удержаться в рамках заранее задуманного плана, а не распыляться на тему "оооо а давайте еще вот эту фичу добавим, она же офигенная!"
Вопрос не в количестве функций, а в продуктовых гипотезах, которые вы должны с помощью вашего MVP протестировать. Сформировать правильные гипотезы и на их основе правильную структуру MVP действительно непросто, но если вы это сделали, то вряд ли вам потом сильно помешает "ооо давайте добавим еще одну офигенную фичу".
Спасибо за статью!
Спасибо большое за комментарий!
Ребят, если отбросить вопросы доходности проекта (которые безусловно важны, но это не первый этап развития точно), а сосредоточиться на концепции "идея => MVP", подход автора имеет право на жизнь?
Стек вопрос вкуса, но этот вполне современный.
Срок - вот что главное в таких моментах. Даже качество относительно.
2 недели - почему нет? Цукер за сколько сделал Facebook, 3 недели? Рядом, не находите?
https://vc.ru/life/95844-kak-zapustit-it-produkt-za-dve-nedeli-bez-golovnoy-boli?comment=1538435
Автор статьи, технологическими проектами, сделанными и запущенными за 2 недели называет различного рода телеграм-боты, коими и завалено его портфолио.
Учитывая стоимость разработки сегодня и доступность инструментов, вообще дешевле запустить MVP, нежели проводить глубокий маркетинговый анализ.
Никита, спасибо за статью, канал и особенно обзоры книг АКА #чтецсамец)
По поводу стека:
Не смотрели в сторону того, чтобы использовать в вебе реакт вместо vue, чтобы шарить большую часть кода с react-native? С какой скоростью развивается expo-web, это может быть вполне рабочим подходом.
Плюсую mobx. Поразительно насколько redux более популярен, проигрывая практически во всем.
Спасибо большое за добрые слова! Vue можно заменить на React, вполне. На Vue получается просто писать совсем чуть-чуть меньше кода в реальных проектах со всеми ништяками в роде стейт менеджмента и тому подобного, поэтому я выбрал его.
А про всеобщий конфуз с редаксом я тоже не понимаю. Ну не может же быть, что вся индустрия вместе собралась и решила писать больше кода просто потому что может?
"Если вы не согласны, приведите в комментариях пример, когда была украдена идея, а не реализация идеи.." - вконтактик, не?
А кто там у кого украл? Напомните, кто запустился первым?
Очень интересная статья, спасибо. При запуске своего стартапа я, как "основатель без знаний в разработке", наделал все ошибки что вы перечислили, кроме того что в моем продукте была лишь одна функция. Запустился за 2 месяца (повезло). Сейчас активно развиваюсь и только около 4 месяцев назад нашел разработчика который теперь переделывает с нуля весь тот shit что наделали разрабы ранее.
Спасибо большое за комментарий! Рад, что у вас все начинает в правильное русло выправляться!
Отдельно отмечу, что, к сожалению, одно из самых частых заблуждений разработчиков, работающих с легаси-кодом — это желание все взять и переписать.
Осторожнее, а то это ошибка уже чуть более высокого уровня — и, как правило, ещё более дорогая из-за наличия уже базы пользователей.
Поэтому будьте осторожны. Иногда, онеяно, состоит все взять и переписать — но иногда стоит работать с тем, что уже есть.
Это про это у вас?
Как-то раз, путешествуя на машине по Европе, столкнулся с необходимостью купить лекарства себе, подруге и собакам..._
У нас было:
два разработчика:1 senior,
1 junior.
четыре фармацевта,
один контентщик,
один модератор,
-75таблеток мескалина- так и просится дописать ;D
Пробовали Firebase вместо mongodb? Если да, почему mongo лучше?
Пробовали, как и Parse до него. Он ничем не уступает голому MongoDB, но мне лично нравится подход, описанный в статье, потому что он позволяет сделать общий API интерфейс для разных платформ, открыть API сторонним разработчикам и навешать сверху на сервер вебхуков и соккетов всяких. Вкусовщина, в общем.
Я ставлю MongoDB ровно между реляционными базами данных и Parse-подобными сервисами по шкале удобства пользования против лаконичности кода. Иногда мне нравится использовать именно средние решения.
Мда — все читали один текст, но каждый понял свой смысл.
Автор пишет о сроках теста — а не о монетизации.
Можно потратить год, в солёном поту пиля проект, но только спустя год выяснить, что продукт никому не нужен (и даже супер-модные кнопки и улётный дизайн этого не маскируют).
Или можно за пару недель выложить проект (разумеется, сырой — но проекты всегда требуют доработки, вне зависимости от их возраста) — собрать обратную связь — убедиться, что проект интересен рынку и есть смысл вкладывать в него время и ресурсы — и дальше его допиливать, докручивать и монетизировать (особенно ценно на основании фидбека от реальных людей, а не теоретических собственных предположений о том, что людям нужно).
Вот и всё.
Монетизация — это следующий шаг: сначала нужно убедиться в том, что продукт в принципе будет нужен людям настолько, что они будут готовы за него платить.
Отсюда и оценка проекта: есть спрос (установки, пожелания по доработке) — есть смысл тратить время и дорабатывать. Так же, как и в реальной жизни: поставили киоск с выпечкой, чтобы проверить спрос — спрос пошёл — дорабатываем: арендуем помещение побольше, расширяем линейку, заказываем фирменную упаковку и пр.
Статья про тест спроса в минимальные сроки.
ПС. По поводу комментов — коллеги, без обид, но тут какая-то биполярочка наблюдается. С одной стороны, вы упрекаете автора в том, что он пилит мега-простые и примитивные продукты, которые стыдно назвать серьёзными IT-продуктами, с другой — упрекаете его же за то, что он эти простые продукты никак не монетизирует. Ну, здесь, как бы, логика: простой продукт — бесплатный продукт. И автору (смею предположить) греет душу не количество вырученных денег, а красивая цифра пользователей и установок.
Спасибо большое за комментарий! Да, меня на самом деле греет то, сколько людей получают пользу от моих продуктов, а не сколько я на них зарабатываю :)
Что за аудитория такая...
Люди, кто и за какие сроки запускает MVP?? Или никто ничего не запускает, а просто по клавишам стучать умеет?
И да и нет.
Ответ на 1 вопрос: да, запускаю и запускал. За совершенно разные сроки. Есть у меня в портфолио и образовательный оффлайн проект (для супруги) и 2 онлайн-проекта и 1 мобильное приложение. Что-то загнулось, что-то продал, что-то развиваю дальше.
Ответ на 2 вопрос: много кто здесь и просто стучит по клавишам.
Фуф, вот это христоматийно эпичнейший топик и тредики! Осилил, вычитал комменты, пришлось аж впервые регаться на vc, забукмаркать (держу вас в курсе :) ... и спешу поделиться комментом с уважаемой публикой.
_
Доставил уровень публики (не в пример хабру в последние годы), особенно в критических комментах в начале, по сути юзер assda SD - все снял с языка. / Редких слоупоков, кого _внезапно_ озарили нафталиновые истины про "выкатывайте mvp как можно раньше" — я беру за скобки, т.к. тезисы эти настолько избиты каждым первым ментором, что даже постирония тут не вывезет. /
_
Чел, привыкший походу, что его облизывают адепты в домашних чатиках - получил "душ Шарко" от трезвой и независимой публики на опыте, реально обладающей критическим мышлением, в отличие от оного качества, которое себе приписывает топикстартер (далее, ТС).
_
Чисто по техническим аспектам особых претезий нет, холиварить глубоко не стану, но подтверждаю, что есть некое "нерукопожатное" отношение к php среди матёрых девов (за что - гуглится легко), а вот по части "крошения батона" на релю, мол монга - сильвербуллет для >=1М users - это бред, я бы понял там tarantool (выебон так выебон)... но монга... хотя Node.js в serverside выдает в ТС его путь к "фуллстеку" от фронтендера, что возможно объясняет а-ля "ветренное отношение" к серверной части.
_
А вот по "бизнесовым", или назовем лучше - "прочей социальной активности" - тут, конечно, ТС доставил to the moon :) Так опизд@литься - самолично взобравшись на броневик - надо б еще постараться.
_
Таки вышла бомбическая "притча во языцех" про антипод декларируемого: "ко-ко-ко, у меня нет чсв/эго; я лоялен ко мнениям; я объективный, с критичным мышлением; честный и справедливый, и вообще учитесь у меня успешному успеху" (с) - при одновременной демонстрации ряда сухих фактов:
* ) ни одного коммерчески-успешного проекта (методы филантропства мы может посмотреть и в фильме про фонд Билла и Мелинды Гейтс) => поэтому все советы в > /dev/null
* ) как ползут слухи и комменты, на это "филантропство" ТС заработал, похоже, сомнительными методами (внезапный тредик кинутых разрабов, народ пишет, что куча людей тупо потеряли деньги на toreador, где сам ТС споконо снимал сливки в виде комсы). Не, я понимаю "оружием бы торговал в ЮАР, как Марк Шаттловорт до Убунту (шутка)", но жмотить и не платить по долгам фрилансерам - это сразу 9ый круг зашквара.
* ) толерантность к критике ~0 = банит в своих чатиках, и как пишут, порой даже банит и отписывает от канала (ЗолотоБородача) - что вообще эпичный бред и батхёрт перформанс - чистой воды.
_
Ладно, чего уж, грешки в инете и пострашнее видали, тем более ТС лулзов завез - не разгрузить, за что отдельное спасибо и низкий поклон - реально сделал мой день.
_
Как говорится, не суди, и не судим будешь - и фиг бы с ним... но нет, не так прост наш "пассажир", и при таком пердимонокле он бахает проект:
*) developerblacklist(точечка)com - где берется в "одну харю" своей непоколебимой критичной объективности - "судить" и вывешивать всех, кто по его мнению достоен звания "скамер и мошенник"... нюрнбергский процесс понимаешь...не, вы видали такого? Ну ок, но только список надо бы возглавить самим ТС )) - это уж если объективно (хотя знакомых ников я там не нашел)
/Простыня
Вот это у вас бомбануло :) В сухом остатке, получается, у вас две претензии:
1. Не мне учить людей
2. Я заработал деньги нечестными методами, кого-то кинув
Отвечу на обе:
1. Я никого и не пытаюсь учить, просто делюсь опытом — я уверен, вы очень умный человек и статья для вас оказалась капитанской — но я ее писал и не для вас, а для 600+ людей, добавивших статью в закладки, которые, к сожалению, еще не обладают вашим опытом (было бы приятно и от вас такую статью прочитать им, я уверен).
2. Ежели у вас так развито критическое мышление, как вы говорите, вы бы посмотрели на пруфы людей, которым я что-то недодал — их нет. Мы бы не смогли закрыть студию, если бы у нее были долги по контрактам — я долго и кропотливо закрывал все долги перед ликвидацией — иначе бы пришлось бы проходить через процедуру банкротства.
Попрошу вас, все-таки, начать применять ваше критическое мышление. Но рад, что поднял вам настроение :)
Mongo вместо постгре это охуенный способ выстрелить в ногу. С миграциями джанго любая rdbms по скорости разработки не медленнее. Хотя зачем-то поставили против неё gin а потом и последний убрали
Ага, ага, рассказывайте это людям, которые в итоге два месяца делают регистрацию пользователя — и которая в итоге получается очень больно забагованной :) мы все знаем, чем оборачиваются переусложненные сервисы и как много там технического долга. С этим невозможно спорить.
Хотя в контексте «нахуярил за две недели и проверил» может таки ваш вариант лучше
Как дела у Toreador?
Toreador - это секс-шоп что ли? А на чем написан? Не PHP?
В порядке!
Никита, благодарю за отличную статью, которая мне очень помогла!
Спасибо за добрые слова!
Достаточно быстро я считаю.
Поздравляю)
Согласен полностью и делаю так же. За двумя исключениями.
Иногда ценность продукта в объединении фич в одном флаконе, позволяющем сделать JTBD без прыгания из продукта в продукт (экосистема экосистем). Причем, фича это не обязательно то, что делает продукт сам по себе. Например, все чаще фича заключается в комьюнити.
Согласен, описанный в статье подход не универсален — но, надеюсь, поможет некоторому количеству людей, которые только-только начинают разработку своего продукта.
Спасибо за уточняющий комментарий!
Молодцы.
Но все таки очень и очень зависит от задач.
Спасибо за комментарий! Согласен с вами — задачи бывают разные и подходы нужно тоже выбирать разные.
Комментарий недоступен
Спасибо за добрый комментарий!
Посмеялся, спасибо ))
Вы выбрали свой технологический стек, который работает для вас, и многие возбудились от того, что он не работает для них - и ведь у каждого своя правда.
В целом, посыл статьи правильный - не страдайте фигней, сделайте быстро работающий продукт, а там уже видно будет. А то сидят, жуют сухарики, вылизывают свои табуретки с моторчиками, а кто-то на скамейке уже катается. ;)
Автор крут.
Пожалуйста, Никита, скажи, почему PHP плох.
Я без подкола - мне просто хочется твой ход мысли понять.
Простой и объективной метрикой — количество кода для выполнения одной и той же функции и документирования ее.
Та же причина, почему swift лучше obj-c, а kotlin лучше java.
У меня вопрос к вам :)) вы пишете на php?
Чувак - я шокирован, ты офигенен )) я борюсь с противоположным очень долго. Сейчас важен MVP, а не полугодовое облизывание 😍😍😍
Спасибо за добрый комментарий!
Комментарий недоступен
Спасибо за комментарий!
Для меня каким-то сдвигом стало фигачить каждый день, хотя бы по чуть-чуть... - https://medium.com/it-challenge , добро пожаловать на https://meows.app
Странная статья, если учесть что продукты не для прибыли, то могу сказать, что в моей компании ребята делают опенсорс либы за 2-10 часов вместе с тестами, это гораздо быстрее чем вы. Опенсорсить можно на любом языке, хоть на таком ненавистном вам PHP. Думаю честней будет добавить в название статьи что-то типа "некоммерческие" или "не для прибыли". Тут не все программисты, что бы вы подумали прочитав статью "Как открыть бургерную за 2 недели, которая не будет приносить вам денег". Возникнет сразу вопрос - а зачем ее открывать, если они не приносит денег?
А в чем проблема запустить за 2 недели сервис, который перерастет в прибыльный бизнес?
Или вы тоже думаете, как комментатор выше, что пет проекты не имеют никакой связи с бизнесом?
Бородатый Никитос нарисовался прямо из Канады, раскинул развесистые понты и прикинулся ментором ))
Ок Никитос, вопрос на засыпку: как совместить твой священный ужас перед PHP и нездоровую страсть к строгой типизации через TypeScript с призывом делать двухнедельные MVP для проверки гипотез? Тут такая конкретная нестыковка шо ппц.
В чем несостыковка?
Так а ссылки на продукты где?
Чуть выше скинул ссылку на сайт, где публикую все свои проекты и статистику по ним: https://borodutch.com.
А какие есть готовые решения по быстрому прототипированию широкого спектра проектов, используя один простой стек, готовые компоненты и интерфейс?