Опыт автора Telegram-канала «Золото Бородача» Никиты Колмогорова, который запустил семь продуктов за 2019 год и довёл два до самоокупаемости. Без прикрас, смузи и планшетиков — только суровая правда.
Привет всем! Меня зовут Никита, и я серийный запускатор этих ваших продуктов в этих ваших интернетах. Я точно так же, как и вы, сидел бессонными ночами над одним из своих продуктов более двух лет (2015–2017 годы) и запустил его лишь для того, чтобы обнаружить, что спроса на продукт нет и никогда не было.
Я точно так же работал в офисе и пытался запустить свои продукты в свободное время. Я точно такой же средний программист, как и вы, и у меня точно такие же проблемы, как и у вас. Я точно так же ворочался во сне, боясь, что деньги завтра кончатся, а продукт не запустится. Нам всем это знакомо.
Будь то проблема технологического стека, коммуникации в команде, расстановки приоритетов, определения реальной проблемы пользователя, отсутствия технологического опыта у основателя, — все эти проблемы решаемы, и мы постараемся сегодня ускорить ваш процесс запуска.
Ведь на самом деле запуск продукта — это гонка со временем. Если вы не запуститесь вовремя, вас могут обогнать конкуренты. Если вы будете продолжать бесконечную разработку, вы рискуете остаться и без денег, и без продукта, и без пользователей.
Если вы выберете неправильный технологический стек, ваш технологический долг настолько затормозит разработку, что очередной 20-летний вонаби обгонит вас по количеству полезных функций.
У большинства стартаперов-запускаторов есть ряд простых проблем, которые можно решить и тем самым уменьшить процесс запуска MVP (минимального жизнеспособного решения) с двух лет до двух недель.
Я не опечатался: да, вы можете запускать продукты за две недели, так я сделал в августе 2019 года, и уже вывел свой продукт на самоокупаемость. Так сделал я со вторым продуктом, которым сейчас пользуется более 2 млн человек.
Мне важно описать этот процесс, потому что я заинтересован в развитии собственного окружения. Эта статья скорее для всех русскоязычных стартаперов, которые время от времени заходят ко мне в Telegram за советами.
Им я снова и снова объясняю одно и то же, вот, решил немного упорядочить знания и тем самым немного помочь сообществу. Помогаешь сообществу — помогаешь себе.
На самом деле этот подход мало отличается от традиционного. В нём есть лишь небольшой ряд вещей, которые я делаю иначе, вот и всё.
Заранее оговорюсь: пункты из этой статьи очень субъективны и являются исключительно мнением автора, основанном на личном опыте.
Например, я знаю уйму людей, запустивших свои сервисы за две недели на этом технологичном стеке, и знаю уйму людей, которые пишут свои проекты уже третий-четвёртый год на том же PHP.
Перед тем как начинать священную войну в комментариях, подумайте об эмпирических данных: ваше мнение основывается на вашем личном предпочтении языка программирования или на реальных примерах запуска продуктов быстро?
Перейдём непосредственно к основным ошибкам стартаперов, которые пытаются запустить свой ИТ-продукт.
Отсутствие технического опыта у основателей
Несомненно, есть люди, которые запустили свои успешные ИТ-продукты, не имея опыта программирования. Но не забывайте про ошибку выжившего: на одного такого человека приходится 10 тысяч людей, которые делали то же самое, но провалились.
Каков ваш шанс быть среди этих единиц? Правильно, 0, 01%. Готовы сделать свою ставку или предпочтёте играть с шансом победы в 85%? Тогда слушайте и делайте заметки очень внимательно.
Вам необходим минимум один фаундер со «шкурой в игре», который сможет (и хочет) всё своё свободное время тратить на этот проект.
Другой вариант — наёмный программист; но если вы выберете этот вариант, вы должны буквально следовать каждому из советов ниже.
И я имею в виду, следовать каждому совету ниже, чтобы увеличить свои шансы на успех. Если у вас нет фаундера с достаточной экспертизой именно в технологическом стеке, который вы выбрали, можете писать пропало, за две недели вы не запуститесь, как и за 4, 10, 20 и 40 недель. Через пару лет запуститесь криво-косо, никому не будете нужны.
Отсутствие чётких требований к продукту
«Мне нужно вот это, это, это, это, это, а ещё вот это, как же я мог про это забыть?»
Ваш продукт должен выполнять ровно одну вещь в самой первой версии. Плевать, что делают ваши конкуренты или как выглядит сейчас рынок, вы должны делать одну вещь, не больше и не меньше!
Если вы начнёте разрабатывать несколько фич одновременно, вы либо никогда не запуститесь, либо будете реализовывать свои хотелки, а не хотелки пользователя. А значит, оплачивать продукт будете вы, а не ваш пользователь. Если это ваша цель, да, конечно, реализуйте свои хотелки.
Зачем нужно выставлять подобное строгое ограничение? Да потому, что все дополнительные функции вы сможете реализовать после запуска, когда уже проверите изначальный спрос на ваше предложение.
После запуска спрашивайте у ваших пользователей, чего не хватает сервису. И только после чёткой обратной связи продолжайте реализовывать новые функции.
И добейте уже эту более быструю лошадь из примера с Ford (смотрите ссылку на ошибку выжившего выше).
Открою секрет: ваш продукт никогда не будет состоять из ровно одной фичи. Всегда будут дополнительные функции вроде мелких настроек и входа с регистрацией пользователей.
Все эти дополнительные функции нужно минимизировать. Поверьте, вам не нужен вход с паролем, логином и восстановлением пароля — вам нужны кнопки «Войти через Google» и «Войти через Facebook».
Как только вы упростите свой продукт до одной функции и минимизируете дополнительные, вы упростите жизнь себе, пользователю и разработчикам. Помните, вам нужно запуститься за две недели и проверить спрос, а не тратить деньги и оплачивать разработку.
Отсутствие внятного и короткого технологического стека
Так, если вы хотите разрабатывать свой продукт годами и запуститься, когда никому ваш сервис уже не будет нужен, тогда я милости прошу вас в комментарии с фразами вроде «автор ничего не знает, я люблю PHP и всегда буду на нём писать, смотрите, Facebook на PHP (на самом деле нет) и "ВКонтакте" на PHP (на самом деле нет), и вообще это первый язык программирования, который я изучил, я не мог ошибаться тогда, когда у меня не было никакого опыта, я точно выбрал самый лучший язык программирования с первого раза, вперёд, PHP».
А если вы и вправду хотите запуститься за две недели и сразу проверить спрос на свою бизнес идею — да и делать так постоянно (это можно запустить 26 продуктов за год и проверить 26 бизнес-гипотез), тогда слушайте внимательно, записывайте и наматывайте на ус без возражений.
- Вы всегда должны стремиться к минимизации количества написанного кода для достижения необходимой функциональности. Значит, вы выберите Koa вместо Express, Gin вместо Django, TypeScript вместо Go и так далее.
- Вы не должны думать об оптимизации ресурсов до получения 100 тысяч пользователей. Значит, вам не нужны load balancers, Redis, а вместо AWS вы можете запустить простой и понятный дроплет на Digital Ocean.
- Вам нужна типизация, чем строже, тем лучше. Если в языке программирования из вашего стека нет типов — о, бой! Вас будут ненавидеть все будущие программисты, которые будут тратить дополнительные часы на попытки расшифровать, что же там написали вы раньше. Типизация — дополнительная документация, необходимая любому продукту с более чем одним разработчиком. Стоит заметить, что вы сегодня и вы через полгода — это уже два разных разработчика.
- Вам не нужна скорость и отзывчивость нативного пользовательского интерфейса. Возьмите кросс-платформенное решение, лучше React Native, для мобильных приложений. Вам нужно запуститься за две недели, а не разрабатывать продукт два года.
- Господи-боже, не используйте PHP. Не слушайте людей, которые только PHP и знают, у них развито туннельное зрение. Я не буду доказывать этот пункт, просто поверьте. Либо посмотрите на этих бедняг, что запускают свои продукты на PHP уже несколько лет. Вам это не нужно, вам нужна скорость разработки.
Лучший технологический стек, который я вывел, постоянно запуская сервисы не только за две недели, но и за один вечер, описываю ниже.
На их основе я сделал стартер для бекенда, стартер для фронтенда и стартер для Telegram-ботов. Все сервисы я спокойно запускаю на Digital Ocean, деплой занимает от силы 15 минут. Статью о том, как я это делаю, я тоже написал. Итак, что же за волшебный стек?
- Фронтенд: TypeScript + Vue + Vuex + Vuetify.
- Бекенд: Node + TypeScript + Koa + koa-router-ts + MongoDB + Typegoose.
- Мобайл: React Native + TypeScript + MobX.
Почему TypeScript? Потому что это JavaScript на стероидах. С более-менее строгими типами да с самыми новыми фичами ES (например, optional chaining).
Почему Vue? Потому что Angular и React заставляют вас писать больше кода как ни крути.
Почему MongoDB? Потому что до 1 млн пользователей вам неважно, есть ли join tables, а Mongo даёт незаметную автоматическую миграцию, простой синтаксис и строгие типы с Typegoose, простые решения индексации без необходимости что-либо конфигурировать вообще.
Почему Koa? Потому что Express, Gin, RoR либо заставляют писать больше кода, чем нужно, либо отстают в количестве крутых языковых фич вроде удобных декораторов.
Почему React Native? Потому что вам нужно запуститься за две недели, а не разрабатывать два нативных приложения (под iOS и под Android) в течение следующих двух лет.
Засуньте свое эго и мнение подальше: вашим пользователям нужна польза от приложения, быстро работающие кнопки и красивый пользовательский интерфейс не служат конкурентными преимуществами. Вам нужен не уродливый пользовательский интерфейс и разумно быстро работающие кнопки, это есть в React Native.
Почему MobX? Потому что Redux заставляет вас писать примерно в 100 раз больше кода, чем MobX. Вспомните эту фразу, когда в очередной раз будете писать никому не нужный редьюсер.
Отсутствие понимания спроса
Во-первых, давайте сразу обозначим: никто и никогда не украдёт вашу идею. Если вашу идею украдут, поздравляю, вы первый человек, с которым так поступили.
Если вы не согласны, приведите в комментариях пример, когда была украдена идея, а не реализация идеи. И да, перед тем как вспоминать товарища Зака, почитайте, за что его реально судили близнецы, — и переставайте верить всему, что вам говорят с голубых экранов.
Вы обязаны говорить о своей идее всем, кого встречаете. Это поможет вам отработать собственный питч, собрать первую обратную связь с потенциальных пользователей, определить свою целевую аудиторию — да и понять, в чём именно заключается идея вашего проекта. Говорите о нём, не переставая. А потом просите за неё деньги.
Если вы просто будете рассказывать о своей идее кому-то, вас просто погладят по голове и скажут «какой молодец». Вам не нужно «какой молодец», вам нужно сухое и суровое возражение от потенциального пользователя.
Пока вы не попросите реальные $20 за пользование сервисом, весь фидбек тоже будет виртуальным. Спрашивайте с людей деньги сразу, они вам прямо в лицо будут говорить, почему не хотят платить. В худшем случае вы получаете обратную связь, в лучшем — предзаказ.
Вы обязаны проверить спрос до начала разработки. Ну или, как я, просто разработайте за две недели MVP и сразу просите деньги за уже существующий сервис.
Делают так, как говорят победители, а не как делают победители
Есть две группы людей — победители и проигравшие. Победители делают так, как делают победители. Проигравшие делают так, как говорят победители. Вот и основное отличие лузера от успешного человека.
Не слушайте разного рода вонаби и людей, которые говорят вам, что нужно делать. Не слушайте и великих мира сего: их история часто неполная, укороченная и приукрашенная.
Смотрите на то, что они делали в реальности, слушайте реальные истории, читайте реальные биографии. Научитесь отделять булщит от правды и действуйте так, как действовали до вас победители.
Заключение
Я сразу же приглашаю вас похоливарить в комментарии — если вас вывела из себя эта статья, это хорошо. Оставьте гневный отзыв ниже — это помогает статье выйти в топ.
Если вы хоть что-то новое и полезное узнали для себя из этой статьи, напишите, что узнали, в комментариях, пожалуйста, — да поставьте апвоут, это помогает автору понять, интересна ли подобная тема на ресурсе.
Итак, что же нужно сделать, чтобы запустить MVP за две недели и проверить свою бизнес-гипотезу сравнительно дёшево?
- Убедиться, что есть технический человек, который готов потратить всё своё свободное время на проект.
- Выбрать ровно одну функцию, которую хотите разработать.
- Выбрать правильный технологический стек, который минимизирует количество кода.
- Убедиться, что на идею есть спрос.
- Делать так, как делают победители, а не так, как они говорят.
Вот и всё, друзья! Надеюсь, хоть что-то полезное вы успели вынести из этой статьи. Запускайтесь за две недели, это весело, поверьте!
Чет на статью из разряда «бизнес молодости» похожа). Очевидные факты и не каких примеров реализации, (Про самоокупаемость хотел узнать, если запилил проект за день, не потратил ни копейки, это считается что он вышел на самооукапаемость? )
К сожалению да. Если мы когда нибудь услышим заработанную сумму за указанный момент времени - можно будет о чем то говорить. А то как в анекдоте:
- сколько символов в минуту печатаете?
- 1500.
- Офигеть!
- Ага - только такая фигня получается...
Как то так ))
Пакеж продукты которые реализовал, а если еще и стата будет, то цены тебе не будет
Особенно учитывая вчерашний пост на этом сайте
Плюс засилие восторженных комментариев от людей, пишущих такие же восторженные комментарии раз в полгода и сильно напоминающих ботов.
Может собственно в этом и смысл? Продать потенциальному клиенту сеть ботов?
можно даже продать в телеграм канальчике и заработать! Воложу толкнуть прибыльный продукт ))
Похоже на невнимательность к деталям и не умение пользоваться Google
Зашел в репозитории на GitHub а там пустышка. По 7 коммитов в каждом репозитории. Ну и фраза:
——-8<———
Господи-боже, не используйте PHP. Не слушайте людей, которые только PHP и знают, у них развито туннельное зрение.
——-8<———-
лишь подтверждает, что перед нами очередной адепт секты "Свидетели Иеговы". Печалит, что такие вот, поездив по ушам директора, влазят в проекты на управленческие должности.
Ты реально не видишь разницы между VanillaJS с DOM и TypeScript с Vue? Там как бы как между виндоус 3.1 и десяткой
О, а мы все ждали свидетеля гона на PHP. Гнать на язык программирования - последнее дело. Для разработчика это всего лишь инструмент и топы могут реализовать бекенд хоть на C++, завтра на Node.js и параллельно пилить ещё один проект на Java.
Для каждого проекта свои задачи и инструменты. Больше говорит о вашей квалификации.
И да, Facebook изначально был написан на PHP и уверен, что и до сих пор большинство кода на нем.
Любой может зайти к Вам в профайл на GitHub и увидеть, что репозиториев менее чем 100. То есть уже как минимум видно, что Вы, уважаемы, пустобрех. Из них половину - это проекты чат-ботов сделанных на коленке за пару часов.
Делать надо на том, что умеешь лучше всего. Вы говорите о скорости разработки, но впаривая свой JS стек, только противоречите самому себе
Поржал "не используйте пхп". Ну да, а потом говорит про скорость разработки.
Менторский тон очень выбешивает, пытаюсь найти в тексте хоть одно "вот я уже на своей яхте", чтобы было этому оправдание, но что-то не вижу. Чувак, ты кто?
Я в принципе много читаю и чтобы понять что я читаю приходится все таки читать, как ни странно.
Статья — гавно на палке.
Я могу запустить за 2 недели штук 20 телеграм-ботов, однако останется так же и 22 вопроса:
- а продукт/проект ли это
- что там с полезностью (кпд) бота
- что там с экономикой
- что по охвату (телеграм прямо сейчас для ру пользователя ну вот ни разу не крутая и супер-популярная платформа, поверьте моему 2 летнему опыту ведения крупного канала)
...
и так далее.
Технологические стэки и высокопарные слова про то что ПХП не нужен и пользуйтесь TS (к слову, он крут, не спорю) — этого ой как мало. По настоящему полезный продукт за 2 недели можно запустить да, но это явно не технологический проект. Блог возможно, лендинг для предзаказов редкого товара тоже возможно, но никак не технологический продукт.
P.S. телеграм-бот это НЕ технологический продукт, ну я вас умоляю.
Да ты булки то расслабь. Ты чё ерепенишься? Кто тебя так работать с возражениями учил вообще?
Не понимаю восторженных отзывов.
Ваш продукт должен выполнять ровно одну вещь в самой первой версии. Плевать, что делают ваши конкуренты или как выглядит сейчас рынок, вы должны делать одну вещь, не больше и не меньше!
Все продукты разные, для какого-то одной "вещи" хватит, а для какого-то и не хватит- очень странное ограничение на проверяемые в рамках MVP гипотезы.
Кроме того, не любой продукт (MVP) можно (и нужно) выпустить за 2 недели. Где там прототипирование, где дизайн? Какой смысл вообще так спешить, почему не 3 недели, почему не 4?
Автор, можно без ссылок на вашу страницу, а сразу ссылку на успешные проекты? А то реально инфоцыганщиной несет.
По сути ни на один из моих вопросов не ответили, ну ок, зашел на ваш сайт, куча каких-то тг-ботов и крипто-энтузиазма, где проект, которым 2 миллиона человек пользуется, не могу найти, дайте ссылку.
Кроме того, не любой продукт (MVP) можно (и нужно) выпустить за 2 недели. Где там прототипирование, где дизайн? Какой смысл вообще так спешить, почему не 3 недели, почему не 4?
Ну выпускай 4 недели, что ты прикопался к одной цифре? Можешь хоть год выпускать, с правильным ОО дизайном, юнит-тестами, преферансом и куртизанками
Могу, да? Ну спасибо, как раз ждал твоего разрешения, наконец-то ты его дал! И, всмысле прикопался к одной цифре, че-то ты погнал, коммент точно полностью осилил?
Почитал эту и другие статьи автора, комменты автора и могу с уверенностью утверждать, что автор типичный инфоцыган от мира IT (читай "пиздобол").
Судя по активности, идет наработка образа.
Хотя, я не исключаю что перед нами обычный "городской сумасшедший", как написали в одном из комментариев.
Как запускать IT продукты за 48 часов на хакатоне, из представленных вами "продуктов" достойных внимания 1-2. Статью можно было сократить до одного предложения: Делайте кастдев до разработки а потом хуяк-хуяк и погнали в продакшен.
По технологиям давать советы вообще смысла не было, только холивар разводить, выбор стека дело индивидуальное
Вот интересно когда вы проводите интервью с пользователями, так же воспринимаете критику?
" Вы обязаны говорить о своей идее всем, кого встречаете. Это поможет вам отработать собственный питч, собрать первую обратную связь с потенциальных пользователей" вот вы встретили потенциальных пользователей, один из которых считает, что 1-2 продукта достойны внимания, а вы просто всех с ходу посылаете.
А как дела с монетизацией продуктов? Много ль корова дает молока? Я вот посмотрел как бот в гифки превращает пикчи, ну ок и что дальше.
Никита я почти ничего незнаю про разработку приложений т.е. про тех часть но есть готовый проект в обл.Моб.приложений.думаю многим понадобится.Посоветуй чье делать акселератора искать.Если да то как там защищают право на идею
такое ощущение, что это стало ответом на мою недавнюю публикацию «клиническая смерть стартапа. инструкция по применению»
Крутая статья, жаль мне не попался такой материал осенью 2018-го(
Ого!
Хах, классно. Моё эго откормили 😂
Кстати, что за приложение с 2млн пользователями?
Да вроде таких статей 1001 в инете есть. Обычный рерайт с вставкой своих не очень умных мыслей
если вам придется кому-то объяснять теорему Пифагора (суть и доказательство), то скорее всего это будет очень похоже на то, что написано во всех учебниках.
Это свойство человеческого опыта, не?
Кроме познания дзена в запуске проекта за 2 недели нужно познать дзен в быстром сообщении о существовании продукта большому кругу потенциальных покупателей.
Поделитесь этим опытом?
тема старая.. помню в рунете был такой деятель, запускал по писят проектов в год, но в 90% всякий шлак.
были забугорные деятели, которые спамили как каждые 3 дня запускать проект.
все это напоминает подобие лаб у студентов, до тех пор пока не приносит нормальное бабло, а приносит оно редко.
тут надо понимать, что суть такого подхода - эксперимент.
ставим быстрый эксперимент, получаем фидбэк, реагируем. обычный этот observe–decide–act цикл.
ИМХО в статье не на том акцент. подход равноприменим как к запуску MVP, так и для последующего развития продукта.
суть не в том чтобы как можно больше проектов запустить в единицу времени. точно также надо потом добавлять новые фичи в готовый продукт, тот же цикл. AB тестирование это частный случай данного подхода.
2 недели здесь тоже взяты из головы, в каждом случае длительность и сложность своя. речь о том чтобы ориентироваться не на интуицию, а на данные и статистику. точно так же могут делать люди в любой специальности, разработка софта это просто один из примеров.
ИМХО в статье мало или точнее нету примеров именно какие данные автор получил, какие выводы сделал и как это позволило расширить аудиторию продукта например. цикл не описан полностью ни разу, от этого появляется ощущение недосказанности :)
Каков ваш шанс быть среди этих единиц? Правильно, 0, 01%
Это у вас просто проф деформация и сложившийся тех кругозор.
А PHP в ходу, так как просто очень дешево, распространение широкое. Любого уровня проект у вас будет очередь людей стоять за пару сотен баксов. То есть это прям отдельный мир в разработке.
Ну про ошибку выжившего и про 0,01 это лишь гипотеза. Не сталкивался с таким, в моем окружении наоборот крупнейшие проекты как раз не технари вели. А для масштабирования иметь тех навыки вообще губительно имхо. Это кстати касается большинства сфер, то есть девелопер это не застройщик и т.д.
А PHP, ну речь про то, что за модные технологии платить надо, за модные слова, за меньшее количество специалистов, за их дорогой кофе в конце концов. А в PHP не надо, максимально дешево и огромное количество специалистов с жутким демпингом, разве что доплачивать может не будут. И поддерживать проще, по крайней мере на начальном этапе, то есть даже использование фреймворка уже сужает количество соискателей, и куча готовых скриптов которые можно интегрировать в проект.
Автор киданул десятки разработчиков на деньги. Пруфы можно найти если погуглить "Никита Колмогоров". Брал от клиентов десятки тысяч долларов, обещая реализовать MVP за пол недели а в итоге проебывался и за год даже не выдавал результата. Этому пруфы можете на ванкуверских форумах поискать Blackbook Coastr Kolmogorov - удачи в поиске!
Имея тыщи долларов на руках - разработчикам платил в лучшем случае 10% от банка. Так что Никита если кто и может говорить про Альтруизм то точно не ты) Со своими цитатами Брэндсона что брать деньги в долг это как кредит только без процентов и его можно не отдавать сидеть в своем Нижневартовске и не вылезать лишний раз. Сам же себе гвозди в гроб забиваешь каждым высером публичным. По счастливой случайности до сих пор на свободе. Удачи!
Никита. Серьезно? Мне накидать сюда скиринов из чата с 10 разрабами которые с тобой с самого начала были которых ты киданул? Из которого ты блять ливнул когда он ожил год назад?? Мы там обсуждаем стоит ли твоя жалкая душа того чтобы потратить 1к зелени чтобы во всех поисковиках по запросу твоего имени в топе выдачи были ссылки на статью с откровенными историями всех разработчиков + переписки с тобой.
Контракты. Какие блять контракты ты там в своей долине силиконовой совсем поехал? Ты все свои дела с ребятами на добром слове строил и обещал обещал много обещал. Претензии ты не видишь? Бедный Артем из Москвы до сих пор на своей стене вк пишет какой ты мудак, что ты ему наобещал золотых гор он нанял разработчиков Сам - заплатил им Чтобы сделать работу ДЛЯ ТВОИХ КЛИЕТОВ снимал видосы рекламные для тебя блять, а ты просто сказал ему свое коронное "сорян это стартап" мы все рискуем. Если что я не артем и даже не тот парень из чата который написал что ты ему должен. И честно говоря я думал всегда что ты умнее
ибо сейчас ты сам же облегчил нам задачу. Это топовое новостное издание. Это все увидят, и вся грязь о тебе будет тут, со всеми пруфами. Нам даже не придется тратить деньги чтобы все узнали кто ты на самом деле. Браво Никита, ты гений! Мне честно искренне жаль даже твое эго сейчас, предвкушаю ему будет больно очень скоро. Хер ты даже удалишь эту статью теперь, все заскринено. Достаю попкорн будет веселье. Ты мне скотина такая 300к зажал причем 7 лет назад а это дохуя Никита. А сейчас еще рассказывает какой он молодец денег у него куча))))) Конечно кидать людей то если активно то денег всегда много будет, но ты тварь еще и порочишь сферу IT и еще нагло себя предпринимателем считаешь, предприниматели Никита улучшают этот мир и упрощают, а ты паразит который ищет где свой мешок бабла урвать кого нагнуть, обыкновенный спекулянт причем без совести. И никакого таланта у тебя нет, об этом орут твои супер гениальные проекты, наверное ты поэтому и пишешь везде что Идея ничего не стоит, ведь придумать что-то стоящее ты не в состоянии, обидно тебе да? Давай, Никита, наступи на лопату еще раз, а я надломлю.
Знаешь, то что у тебя с ними по итогу хорошие отношения - это прекрасно. Значит они реально оплатили тебе деньги о которых писали и ты реально их все зажал себе, а разработчикам так и не выплатил нихуя, апплодирую стоя.
Я не совсем понимаю, что вы имеете ввиду под 'Нет заметной разницы'. Вещи, которые элементарно делаются на любой реляционной БД, превратятся в проблему в монге. Что-нибудь абсолютно банальное и повсеместное в e-commerce, вроде самых крупных покупателей / популярных товаров / похожих товаров будет долгой задачей как раз из-за отсутствия такой простой вещи, как join.
Никита, а ты не думал, что причина по которой тебе приходится искать спонсоров в том, что ты тратишь на все 2 недели? ))
ааа, так это просто pr телеграм канальчика? окей ) а что на графиках нет retention или хотя бы arpu? )) коммерческая тайна? )) я не в обиду, просто смешно читать про 2-ух недельные запуски, в контексте продукта. удачи!
Еле осилил комменты читать. И не лень Вам всем писать про свои "знания". Поблагодарите автора за статью, она действительно полезная и идите дальше.
А кому надо самоутвердиться, то рекомендую написать свою статью, тогда все оценят или не оценят Ваш бэкграунд.
Плюсую, отличная рекомендация. По крайней мере, следуя этим советам за год успел запустить 5 проектов, научившись кодить с нуля.
Комментарий удален
Не понял в чем уникальность твоей «методики» и почему статью хвалят в комментариях. И почему PHP плохо, если ты пишешь на нем проект 2 года?
Как вам такие причины провалов стартапов?) (20 причин, обратите внимание на главные)
А MVP можно делать вообще нахаляву, тупо кидая фрилансеров. Да?)))
А можно немного о доходности всего зоопарка ботов и продуктов?
Спасибо Никита, классная статья. Все по делу .
Узнал много нового. Вы не огорчайтесь если некоторые пишут неприятное или хотят чем-то задеть Вас. Помните свои слова? Всегда есть победители и прогоравшие. Сейчас Вы победили, ибо кто-то умеет запускать проекты в котором 2 000 000 юзеров, а кто-то нет))
P.S Сейчас наверное начнут и меня гнобить, но мне пофигу. Строчите сколько влезет
раз уж всякую непонятную дичь называем проектами, то
запустил "проект" за 16 часов, заработал $800 чистыми
пора писать статью?
А что это такое было вообще? Когда я заварил кофе и подготовился читать статью, я увидел пункт "Заключение". Пил кофе, читая комментарии. Видимо, статья была написана ради них.
Разрабатывал говно 2 года, а в итоге оказалось что оно ни кому не нужно. Я сделал выводы. Теперь разрабатываю никому не нужное говно за две недели.
Ну типа автор видать пораскинул мозгами, что если мат.ожидание успешного успеха (с) хоть сколько-нибудь > 0, то надо выкрутить кол-во попыток за ед времени на максималку ))
_
*если бы не другие переменные уравнения... где за меньшее же время - и проработка таких идей, и реализация заветного mvp => может не добрать "продуктовой энергии", чтобы выйти на "рыночную орбиталь"
_
**
И тут автор скажет: "спасибо, кэп, а я то об этом не подумал"... но в этом и суть наводящего и более интересного вопроса (и возможно темы для сл.статьи):
- "а как ты замеряешь/оцениваешь проработку идеи/mvp-набор"? (на глазок это неинтересный ответ, хочется самоанализа и методик, хотя б из любопытства)
Очень хорошая статья с моментами на которых я сейчас акцентируюсь. Отдельная благодарность за "Ошибку выжившего"
Я запускаю по три-четыре продукта в неделю на php+mysql+vb. Иногда до десяти. Пишите в приват, научу
Пиши статью про php :) Что за vb? Очень надеюсь, что не вижуал бейсик, а какой-нибудь модный фреймворк
Выбрать ровно одну функцию, которую хотите разработать - вот это чуть ли не самое сложное. Еще сложнее в процессе разработки удержаться в рамках заранее задуманного плана, а не распыляться на тему "оооо а давайте еще вот эту фичу добавим, она же офигенная!"
Вопрос не в количестве функций, а в продуктовых гипотезах, которые вы должны с помощью вашего MVP протестировать. Сформировать правильные гипотезы и на их основе правильную структуру MVP действительно непросто, но если вы это сделали, то вряд ли вам потом сильно помешает "ооо давайте добавим еще одну офигенную фичу".
Ребят, если отбросить вопросы доходности проекта (которые безусловно важны, но это не первый этап развития точно), а сосредоточиться на концепции "идея => MVP", подход автора имеет право на жизнь?
Стек вопрос вкуса, но этот вполне современный.
Срок - вот что главное в таких моментах. Даже качество относительно.
2 недели - почему нет? Цукер за сколько сделал Facebook, 3 недели? Рядом, не находите?
https://vc.ru/life/95844-kak-zapustit-it-produkt-za-dve-nedeli-bez-golovnoy-boli?comment=1538435
Автор статьи, технологическими проектами, сделанными и запущенными за 2 недели называет различного рода телеграм-боты, коими и завалено его портфолио.
уважаемый, да я сейчас не про автора и его проекты, а про реальность подобного метода и сроков. У кого был опыт запуска вполне работающего MVP за 2 недели? Несложного, для проверки идеи.
Вам рассказать про MVP Яндекс.Директа? Чуваки просто звонили по телефонному справочнику в компании и предлагали купить слова в интернете)
Никита, спасибо за статью, канал и особенно обзоры книг АКА #чтецсамец)
По поводу стека:
Не смотрели в сторону того, чтобы использовать в вебе реакт вместо vue, чтобы шарить большую часть кода с react-native? С какой скоростью развивается expo-web, это может быть вполне рабочим подходом.
Плюсую mobx. Поразительно насколько redux более популярен, проигрывая практически во всем.
Думаю дело в том что Дэн, очень хорош как евангелист редакса.
Если смотреть в сторону только web - меньшее количество кода может скомпенсировать, но если web+native, то для меня подход с тем чтобы шарить большую часть стора, а потом возможно и часть компонентов используя react-native-web. По крайней мере в моем стеке я не использую vue.
Для меня не решенная проблема - сервер. К сожалению все что пока существует в node катастрофически отстает от rails.
"Если вы не согласны, приведите в комментариях пример, когда была украдена идея, а не реализация идеи.." - вконтактик, не?
Очень интересная статья, спасибо. При запуске своего стартапа я, как "основатель без знаний в разработке", наделал все ошибки что вы перечислили, кроме того что в моем продукте была лишь одна функция. Запустился за 2 месяца (повезло). Сейчас активно развиваюсь и только около 4 месяцев назад нашел разработчика который теперь переделывает с нуля весь тот shit что наделали разрабы ранее.