Перед сожжением прочесть: кто был до Ильяхова, рукопись на 36 метров и глум над конспирологами

Всем привет! Это команда корпоративного мессенджера Compass.

Все судачат про «Пиши, сокращай» Ильяхова, «Слово живое и мертвое» Норы Галь и «Живой как жизнь» Чуковского. Надоело. Мы расскажем про 5 книг, которых еще не было в подборках для редакторов.

В нашем списке труды, которые точно не завсегдатаи рейтингов книг для редакторов и авторов, хотя на ум любознательного писаки они могут повлиять сильнее многих.

Книги, курсы и всякие лекции — это чудесно, но это теория, которая не работает без практики. Чтобы научиться писать, нужно писать, а не только читать.

1. Владимир Яковлевич Пропп «Морфология волшебной сказки» (1928)

В «Морфологии волшебной сказки» Владимир Пропп проводит глубокий анализ структуры и элементов сказок и выделяет 31 универсальную функцию, которую выполняют персонажи в сюжетах. Редакторам поможет понять, как создать и редактировать привлекательные и вдохновляющие сюжеты.

Пропп круче Кэмпбелла, раунд
Пропп круче Кэмпбелла, раунд

На баттле Мирон сравнивал Гнойного с Джокером, у которого, в отличие от Бэтмена, нет своего кино. Вот если бы Оксимирон перед тем баттлом не ограничивался «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла, а взял две книги из этой подборки, может и победил бы.

Книга Кэмпбелла достаточно научна и безумно увлекательна. Однако Пропп куда более академичен и глубок.

Что касается Джокера: с точки зрения сценарной механики и движения сюжета Джокер – не злодей, а антигерой или трикстер. Никакого вселенского запрета на собственный фильм для него не существует.

Если мы не умеем разложить сказку на ее составные части, то мы не сумеем произвести правильного сравнения. А если мы не умеем сравнивать, то как же может быть пролит свет, например, на индо-египетские отношения или на отношения греческой басни к индийской и т. д.? Если мы не сумеем сравнить сказку со сказкой, то как изучать связь сказки с религией, как сравнивать сказку с мифами?

Владимир Яковлевич Пропп

Сторителлинг

Возможно, это слишком вычурно и высокопарно, но понимание того, как строятся сказочные сюжеты, вполне может помочь вам в будущем создавать интересные сюжеты для коммерческих художественных текстов: для веселых историй о продукте, например.

Вы научитесь видеть разницу в очень похожих на первый взгляд произведениях и замечать общее в далеких и непохожих. После книги Проппа вы будете подмечать общие черты между сказками братьев Гримм и боевиками с Брюсом Уиллисом. И наоборот — сможете наконец понять, чем концептуально отличаются друг от друга все эти супергерои из комиксов.

2. Роберт Макки «История на миллион долларов» (1997)

«История на миллион долларов» Роберта Макки поможет редакторам понять, как создавать и совершенствовать сценарий. Книга предлагает глубокий анализ элементов успешных сценариев, объясняя, как структура и персонажи влияют на привлекательность и эмоциональное воздействие.

Одна из главных идей книги — не рассказывать, а показывать. Такой подход почти полностью совпадает с ильяховским инфостилем, хотя это не методичка по коммерческим текстам, а мастер-класс по сценарному мастерству.

Внимание! После прочтения больше не получится смотреть фильмы, как раньше.

Большинство участников голливудской забастовки сценаристов читали книгу Макки
Большинство участников голливудской забастовки сценаристов читали книгу Макки

Однажды Паскаль написал своему другу длинное, пространное письмо, а в постскриптуме извинился за то, что у него не хватило времени написать короткое.

Роберт Макки

Если у слушателей есть возможность выбирать между прекрасным рассказом на заурядную тему и плохим — на серьезную, то они всегда отдадут предпочтение первому.

Роберт Макки

Книга очень поможет тем, кто пишет не только продающие тексты, но и всякую художку: сценарии для роликов и короткометражек или компьютерных игр.

3. Джек Керуак «В дороге» (1951)

В романе «В дороге» Джек Керуак описывает поиск смысла в жизни через путешествие и приключения. Это культовое произведение битник-литературы поможет редакторам изучить свободный стиль, эксперименты с языком и способы передачи интимных эмоций.

Первую версию «В дороге» Керуак закончил в 1951 году после трёх недель непрерывной работы. Король битников напечатал на пишущей машинке за 21 день 125 тысяч слов.

По рассказам самого Керуака, его выводила из себя необходимость постоянно вставлять в машинку чистые листы. Тогда он склеил множество листов японской бумаги и использовал получившийся 36-метровый рулон для непрерывной печати. Позднее такой метод работы Керуак назвал спонтанной прозой.

<p>Свиток длиной 36 метров с рукописью романа в 2001 году купили за $2,43 млн</p>

Свиток длиной 36 метров с рукописью романа в 2001 году купили за $2,43 млн

Если хотите врубиться, что такое спонтанная проза, читайте статью «Напишу долгие печальные сказы о людях в легенде моей жизни» о правилах изобретенного Керуаком метода в материале от «Многобукв».

Над керуаковской спонтанной прозой иронизируют в 20 серии 26 сезона «Симпсонов»

Прочитайте роман «В дороге», если хотите понять, как может выглядеть опубликованный текст, который не прошел редактуру. Это поток сознания, в котором читателю предстоит выковыривать смыслы и отличать важное от второстепенного.

4. Умберто Эко «Пражское кладбище» (2010)

Роман «Пражское кладбище» Умберто Эко – это сочетание детектива, философии и истории. Эко ловко играет с языком, создавая интригующий и сложный текст, и читатель, если будет внимательным, сможет научиться его приемам.

Конспирологические нарративы и теории заговора необычайно устойчивы к рациональной критике. Попытки опровержения с помощью традиционных научных и журналистских методов — трата времени.

Если научное знание — это антибиотик, которым побеждают бактерии невежества, суеверий и магического мышления, то конспирология — это устойчивый к антибиотикам штамм.

Мифы о плоской Земле, мировом масонском заговоре, чипировании через прививки и все такое нельзя разрушить на серьезных щах. Взывать к здравому смыслу и объяснять носителю заблуждений научные концепты — сизифов труд.

Бесполезны аргументы, которые, как вам кажется, опровергают теорию заговора и доказывают заблуждения собеседника-конспиролога. Для конспиролога все ваши доказательства доказывают лишь то, что мировая закулиса изо всех сил старается скрыть от людей правду.

<p>Еврейское кладбище в пражском квартале Йозефов</p>

Еврейское кладбище в пражском квартале Йозефов

Настольная книга каждого конспиролога «Протоколы сионских мудрецов» — пример мифа, который трудно разрушить. Борцы с конспирологией долгие годы и разными методами пытались объяснить человечеству, что евреи не едят детей и никакого заговора в Праге не было. Но все бестолку.

В своем романе Умберто Эко, величайший мыслитель современности, издевается и тыкает пальцем в конспирологов, потому что только высмеивая их, их можно победить.

Вот я и убеждался, что продавать идею заговора можно так: не предлагать вообще ничего оригинального, а только и предельно то, что уже известно или могло бы быть известно из других источников. Все верят только тому, что уже знают. В этом и есть красота Универсальной Формы заговора.

Умберто Эко

Как же можно переагитировать широкие массы, что сионских мудрецов на свете нет? Да еще в эпоху интернета, когда все, что высказано, становится свято, а высказываться имеет право любой, и писучесть этого «любого» пропорциональна его неграмотности?

Только средствами художественной литературы. Не крича, а высмеивая, реконструируя, развлекая. Задействуя специальные приемы работы с опасными веществами. Без драматизма. Без боязни оказаться понятым превратно.

Елена Костюкович, переводчик романа на русский

Под насмешками Эко протоколы сионских мудрецов нейтрализуются, как Боггарт на уроке защиты от темных искусств под мановением волшебной палочки профессора Люпина. Роман-фельетон «Пражское кладбище» — это заклинание «Ридикулус».

Эта книга позволяет взглянуть на разрушение мифов как на формат для контент-маркетинга. Если вы научитесь так же филигранно разрушать мифы, то сможете создавать цепляющий и увлекательный контент для своих клиентов и продуктов.

5. Стив Круг «Не заставляйте меня думать» (2000)

В своей книге «Не заставляйте меня думать» Стив Круг предоставляет ценные инсайты по улучшению пользовательских интерфейсов и веб-сайтов. Редакторы, работающие в цифровой сфере, найдут здесь практические советы относительно ясности текста, структуры информации и удобства взаимодействия с контентом.

Несмотря на то, что книга написана в 2000 году, она все еще актуальна и будет актуальна до тех пор, пока существуют интерфейсы и люди, которые над ними работают. По своему влиянию и важности мы бы поставили ее в один ряд с книгой Эдварда Тафти «Представление информации».

Возможно, главная книга для тех, кто пишет тексты для интерфейсов. Круг не учит писать тексты, он объясняет, как работают интерфейсы, учит отличать хорошие от плохих, прививает желание постоянно думать о сценарии, пути и цели пользователя.

Пользователь закроет сайт и убежит, если почувствует себя дураком, как Фрай в 5 серии 6 сезона «Футурамы»

Мы не читаем веб-страницы, мы их просматриваем.

Стив Круг

Знаний и навыков, которые дает книга, недостаточно, но без них точно будет сложнее стать крутым UX-копирайтером. Если вы уже пишете, и ваша специализация — лонгриды или посты для соцсетей, то эта книга за вечер расширит сферу ваших компетенций.

Иногда лучшее, что может сделать UX-копирайтер, это убедить того, кто поставил задачу написать текст для интерфейса, что текст лучше не писать вообще.

Чаще всего правильным решением оказывается удаление того, что затрудняет понимание, а вовсе не добавление еще какого-то содержания.

Стив Круг

Круг постоянно подчеркивал, что важнейший, а в некоторых задачах и единственный эффективный навык автора — не написание текста, а удаление и сокращение всего написанного. В своей книге Круг говорит об этом за 18 лет до выхода «Пиши, сокращай» Ильяхова.

Избавьтесь от половины слов на каждой странице сайта, а затем из того, что осталось, уберите еще половину.

Стив Круг

Лучшие списки, подборки и рейтинги из нашего блога:

Спасибо, что дочитали!

Расскажите в комментариях: какие книги из списка читали? Какие захотелось перечитать?

Общайтесь с командой из любой точки мира в корпоративном мессенджере Compass. Для команды до 10 человек Compass бесплатный. Если пользователей больше 10, у вас будет пробный бесплатный период на 30 дней без ограничений в функционале.

100100
реклама
разместить
79 комментариев

До Ильяхова было Слово!
А он его сократил и переписал (-:

13

Так, чтобы стало ясно и понятно 🙃

5

И это вам это размером в два байта.

Хорошая статья. Ещё добавил бы Максима Горького и Исаака Бабеля. Бабель говорил, что предложение хорошее, когда из него нельзя ничего выбросить, ни одного слова. Исследовать прозу этих авторов будет полезно.
Ещё у Маяковского эссе "Два Чехова", про работу со словом, по сути. Как придать эмоциональный окрас нужный, грубо говоря.

10

Спасибо большое за дополнение 🔥

1

Да-да. Бабель тоже узрел истину )

1

«Избавьтесь от половины слов на каждой странице сайта, а затем из того, что осталось, уберите еще половину», — Стив Круг.”

Не знаю, никогда не понимал такие “советы”. Зачем так радикализировать? Да, текст не должен быть перегруженным, но при этом обязан быть понятным и доносить необходимую информацию до читателя. Особенно, если это описание продукта/услуги на сайте. Нельзя убрать половину, а потом еще половину - не потеряв смысл написанного. Получается недораскроем важные детали, “зацепки”, которые потенциально могут продать наш товар. Я не говорю, что должно быть дофига текста, который отпугивает читателя. Я за то, чтобы знать меру в этом. Чересчур “писать, сокращать” - тоже плохо!

5