«Людям плохо! Сделайте хорошо!» Почему лидерам стоит начать с себя

Еxecutive-коучи консалтингового проекта “Земля стратега” Александр Савкин и Ольга Зуева рассказывают, как начать распутывать проблемные отношения внутри команд в условиях идеального шторма. Часть первая.

«Людям плохо! Сделайте хорошо!». С подобными «криками души» сейчас к бизнес-консультантам приходят едва ли не чаще, чем с классическими бизнес-задачами вроде «нужна сессия стратегирования». Снять напряжение, убрать агрессивность и «искрение» внутри коллектива, помочь топ-менеджменту и сотрудникам расслабиться, чтобы вернуться к эффективной работе. Пожалуй, вот самый актуальный топ запросов.

И это понятно. Неопределенность, бессилие, потеря точек опоры, ценностные противоречия — все это выматывает и разрушает. Ведь еще недавно все было понятно: цели, стратегии, миссия и ценности. Смыслы, которые разделяли все или почти все. Но сейчас что-то поменялось. Мы все учимся жить в условиях идеального шторма, в котором нет и не может быть порядка, структуры и точек опоры.

Команда — это, в первую очередь люди, которые устают, боятся, злятся, отчаиваются и перегорают. Каждый уникален и по-своему переживает стресс. Но для лидера это означает, что на экономические и бизнес-задачи наслаиваются базовые психологические и коммуникативные. И если их не решить, то и остальное не будет нормально работать.

Вы можете любить прогулки на природе, но одно дело гулять тёплым летним днём по любимому парку, и совсем другое — искать дорогу в незнакомом ночном ноябрьском лесу в ненастную погоду. С большим рюкзаком.

Большинство СЕО умеют решать классические бизнес-задачи, когда вокруг все понятно и надежно. А теперь становится важным навык находить правильные решения в ситуациях полной неопределенности. Команды ждут от своих руководителей уверенных решений. Ждут, что «главный» выйдет и скажет: «рабочие места и зарплаты сохраним, бизнес останется на плаву и через десять лет». Но первые лица не могут этого сказать, ведь они в прямом смысле не знают, что будет завтра.

С чего начинать распутывать проблемные отношения внутри команд?

Первое: абсолютная искренность с собой. Посмотреть в себя и честно признать, что не так.

Дирижёр, руководит симфоническим оркестром, слышит, как звучат все инструменты, как они сочетаются. Чтобы играть играть симфонию и руководить оркестром, ты должен прежде видеть и создавать эту симфонию внутри себя.

Второе: абсолютная искренность с другими. Проговорить свои мысли, страхи и надежды в присутствии команды.

Путь из тревожной коллективной неопределенности к комфортной и эффективной работе в компании начинается с решения персональных проблем, которые может испытывать каждый. Поэтому симптомы хорошо видны на индивидуальном уровне.

Недавно мы проводили для одной крупной компании групповой тренинг для 20 человек, после чего работали с командой 200 человек. Обращаясь напрямую к чувствам сотрудников, мы помогли увидеть свои усталость, раздражение и негативные переживания и дали эффективные инструменты, которыми можно пользоваться в стрессовой ситуации.

Те, кто обычно носил маску «железного человека», привык заглушать и отрицать эмоции. Но теперь вместо дежурного «у меня все в порядке» сотрудники должны были честно сказать себе о своем состоянии. Были те, кто продолжал работать с прежней отдачей и эффективностью, но прикладывал для этого гораздо больше усилий, чем раньше. На ментальном уровне у таких сотрудников все в порядке, но когда мы погрузились на уровень чувств, там были симптомы печали, скрытой агрессии, а иногда и травматического синдрома.

Что происходит, когда мы открываемся? Когда на наших тренингах люди делятся похожими переживаниями у каждого происходит понимание: «я нормальный(ая)». Нам так и говорят после сессий: “Я думал, что это я такой слабый, деградировал и не справляюсь с ситуацией. Но теперь понял, что со мной все в порядке”. Это в той или иной мере присуще каждому, и это нормальная реакция на ненормальную ситуацию». Честное проговаривание того, что происходит внутри, вызывает несколько эффектов. Происходит калибровка собственной нормальности, объективное восприятие без драматизации, взаимопомощь.

Первое, что меняется в команде при таком подходе - снимается разрушающее напряжение. Психологические «тектонические трещины» между людьми либо исчезают, либо сглаживаются до приемлемого уровня. Сотрудники станут выполнять договоренности, обращаться друг к другу с вопросами и запросами о помощи, станут вместе думать о будущем, а в команде вновь зазвучит «мы».

В следующем материале поговорим про симптомы шторма, которые хорошо видны на индивидуальном уровне и отражаются на всей эффективности команды.

3
Начать дискуссию