Интервью с одним из пионеров CG в России, сооснователем продакшн-компании Trehmer Дмитрием Вениковым

Лонгрид про CG в 1990-е и сейчас, клипах с известными музыкантами, режиссуре, забавных случаях «Трехмера» на съемочной площадке. Материал сопровожден авторскими иллюстрациями Дмитрия Веникова.

- Начнем с банального вопроса. Расскажи, как ты попал в профессию.

- Когда-то в НИИ я впервые увидел прикладные программы на компьютерах, которые использовались для примитивной анимации. Мне это чертовски понравилось, и я задался вопросом, как в нашей стране можно технически записать, скажем, на кассету, компьютерную анимацию. Нашел через друзей такого умельца, потом и сам стал постигать технологию процесса.

Рисунок Дмитрия Веникова​

- Тогда уже было такое понятие, как CG (computer graphics)?

- Конечно, было, просто в зачаточном состоянии. Энтузиасты ввозили в страну современные западные компьютеры, софт от каких-нибудь Silicon Graphics или Unix. В то же время американский кинематограф уже использовал компьютерную графику по полной: вспомним жидкокристаллических роботов из «Терминатора». Это был период, когда динамика развития самой отрасли измерялась высокими темпами и показателями, потому что начинали с нуля.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Как в доинтернетовскую эру формировалась насмотренность?

- Кто-то из знакомых привозил кассету с запада, ее переписывали по сто раз и передавали дальше. Музыкальное видео на западе тогда испытывало бурный рост, появилось европейское отделение MTV и все начали ляпать себе эти клипы. Марк Нопфлер пел Money for nothing, а на экране ходили какие-то примитивные персонажи, созданные в 3D графике. Я спрашивал, как это сделано и какой-нибудь непонятный специалист, который может и не специалист вовсе, говорил «ну это они у себя в Англии на таком-то оборудовании так-то делают». Потом нужные программы и оборудование находились у нас, стоило все сумасшедших фунтов стерлингов. Почти никто не мог себе это позволить.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Давай вернемся к тебе и твоему опыту. Ты начинал со съемок клипов для отечественных музыкальных исполнителей, таких как: «Маша и медведи», Лада Дэнс, СПЛИН, «Мегаполис», Noize MC. Можешь какую-нибудь забавную байку рассказать со съемок?

- Мы снимали клип на трек Noize MC «Сгораю» в Армении. Продюсер Ярослав Нуварьев отыскал при помощи местных гидов локейшн, напоминающий заброшенную космическую тарелку. Когда мы залезли в эту циклопическое железное блюдо, начался проливной дождь, как это бывает в горах, с молниями и громом. Вот вам и weather day! По скользкой металлической поверхности параболической формы, да еще с техникой, было довольно сложно карабкаться. Было не по себе от мысли о том, что если молния сейчас ударит в тарелку, мы окажемся ребятами на грилле. Какой-то местный маэстро показал, как можно вытащить одну из металлических пластин на дне и попасть в бункер, где можно пересидеть бурю. Так мы и поступили, а Noize MC и его команда развлекали нас рэп-баттлами и джем-сейшнами. Через час ливень прекратился, все подсохло, мы вылезли и досняли клип.

- В какой момент ты решил уйти из клипмейкерства в рекламу?

- Я никогда не приходил в клипмейкерство. Это были какие-то разовые истории, друзья друзей порекомендовали, мы сняли. Я никогда не крутился в музыкальной тусовке и лично почти никого не знаю.

Рисунок Дмитрия Веникова​

- Как ты решил создать свой продакшн? У тебя вроде до Трехмера была еще одна компания?

- У нас была молодая и задорная команда под названием «Победа»: Cережа Копцев, Саша Холоднов, примкнувший к нам Белкин и я, борец с компьютерной графикой. Мы располагали небольшей творческой лабораторией, которая занималась реализацией проектов на ТВ в рамках создания фирменного стиля. В начале 90-хх было очень востребовано.

После 1991-го года оформление новостей и информационно-аналитических программ и внешний облик ведущих должны были ознаменовать изменения, произошедшие в стране. Этот тренд был поддержан нарастающей культурой потребления и развлечений. ТВ стало бизнесом. Нужно было производить новый контент, вдохновленный проникновением западной культуры в советское тогда еще общество: российская типографика или западная, но адаптированная, символы «новой России».

- Как возникла идея создания «Трехмера»?

- В какой-то момент нам понадобилась технологическая база со специалистами в аренду, чтобы делать openers и titles не абы как, в аппаратной титры на видео накладывать, а с модной компьютерной графикой и синтезированной музыкой. И мы такую компанию нашли. Она уже функционировала 2-3 года и принадлежала корпорации ныне покойных Лесина и Заполя - Video International. Они развивались за счет производства видео-контента и рекламы. Аппендикс с компьютерной графикой был убыточным, с точки зрения бизнеса, но необходимым как inhouse элемент создания имиджа.

В какой-то момент от Михаила Юрьевича Лесина мы получили предложение создать такую совместную компанию, которая называлась «Два крыла», где мы получили определенную часть. Постепенно эта часть была выкуплена нами, и мы преобразовались в компанию «Трехмер» в партнерстве с Александром Савицким.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Скажи, название «Трехмер» почему?

- У нас были разные компании: «Победа», «Цех», «Два крыла» и вот «Трехмер». Все названия российские. Нам всегда хотелось подчеркнуть, что мы живем в этой стране.

- В какой момент у тебя произошел шифт от CG в режиссуру?

- Это естественный процесс, если ты занимаешься производством роликов, трехмерных, двухмерных, ходишь на PPMs, сидишь и слушаешь все эти разговоры, то…поневоле становишься режиссером. Потом тебе доверили снять какой-то ролик, где, например, чья-то рука берет какой-то сырок. Ты сделал это бодро, вставил несколько фраз по-английски, пару раз пошутил к месту. В какой-то момент это точно также заканчивается потому, что ты всем надоедаешь и появляются новые лица. Это бесконечная ротация.

Рисунок Дмитрия Веникова

- Невозможно снимать все одинаково хорошо. Что тебе нравится снимать?

- Все снимать отвратительно плохо. Это точно. Если б можно было не снимать эти ролики, я бы их не снимал. Я это делаю исключительно за деньги.

С таким же успехом можно спросить гробовщика “Вам нравится хоронить?” “Мне не нравится хоронить, но я хороню достойно. Я должен максимально красиво украшу все веночком и цветами, поставлю торжественную музыку, а дальше я получаю свой кэш флоу и иду хоронить другого”.

Рекламная индустрия – это совершенно точно красивые и дорогие похороны. Для режиссера.

Food reel от "Трехмера"

- Какие твои любимые работы?

- Я люблю свои эскизы и сториборды. Не всякое произведение удается довести до какого-то совершенства, которого ты бы хотел, по ряду причин.

Есть хорошие режиссерские работы, но это коллективный труд и мое участие в нем несколько размыто, а вот мои любимые – это мои рисунки. Потому что там только я.

​Любимая собака Юкка Дмитрий Веников

- Тебе бы хотелось когда-нибудь срежиссировать полный метр? Или краткий формат роликов – это твоя фишка?

- Да, мне бы хотелось бы срежиссировать полный метр. Возможно когда-нибудь…

"Калашников" от "Трехмера"

- Можешь вспомнить свой самый эпичный фейл во время съемок?

- Вся наша работа состоит из форс-мажоров. Но epic fail – это, когда ты не справился, а мы всегда разруливали. Как-то мы должны были снимать одного известного человека, а ему разбили губу. Шрам, «нетоварный вид», но отменить ничего нельзя. И ты должен как-то с оператором исхитриться со светом и снимать актера с одной стороны.

Все это остается за кадром. За это же не дают фестивальные призы. Просто такая работа – справляться с обстоятельствами.

Предвыборное Рисунок Дмитрия Веникова
Предвыборное Рисунок Дмитрия Веникова

- Ты сказал, что тебе не очень нравится процесс получения готового сценария от агентства, который тебе надо реализовать. А как должно было быть в идеале?

- Я не могу выстаивать идеальные схемы, потому что это бизнес. Все происходит так, как происходит. Включаешь телевизор, смотришь рекламные блоки. Скучно и однообразно в целом. Все это, разумеется, основано на куче исследований, тестированиях и результатах проведений фокус-групп. Случаются и яркие работы. Но их мало. Наверно, везде в мире так, не только у нас.

Ролик "Трехмера" для РОСАТОМа

Мне кажется, проблема заключается в том, что крупными рекламными агентствами руководят аккаунты с образованием финансовых институтов, а не креатив. Это накладывает отпечаток. К тому же на заре креативной индустрии в нулевые в рекламу пришло огромное количество людей с потенциалом. Сейчас в рекламном мире некая стагнация, таланливые люди стали мигрировать в смежные сферы – производство сериалов, стриминговые каналы, сфера игр.

Как я вижу идеальные отношения нас, как исполнителей, и заказчика – это 2 звонка, когда ты получаешь задачу и сдаешь. Такой симбиоз возможен только в ситуации полного доверия.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Как ты оцениваешь уровень CG на российском рынке сейчас?

- Как это ни покажется странным, но мы способны выдавать уровень, достойный Голливуда. Я не удивлюсь и не испугаюсь, если к нам обратятся за производством графики высокого класса.

От запада нас отличает то самое количество, которое переходит в качество. Когда пачками снимаешь каких-нибудь «Вратарей галактики» или «Космических демонов», то неизбежно начинает развиваться отдел RND, пишется специальный софт. У нас RND департаменты только делают первые шаги. Если когда-нибудь разработчики из Сколково сделают новую программу для VR-композа и ее будут покупать во всем мире и Adobe побежит к ним с предложение купить их готовый бизнес, тогда другое дело.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Можешь вспомнить 5 фильмов с запредельной графикой, которые в свое время тебя поразили?

- Навскидку так сложно. Недавно смотрел «Первому игроку приготовиться», там много графики, классненько. Мне нравятся «Cтражи галактики». По тем временам мне казался очень красиво реализованным фильм «Куда приводят мечты», но сейчас он выглядит, наверное, нелепо, я даже не хочу пересматривать, чтобы не перебивать то впечатление. Всякие «Гарри Поттеры», «Фантастические твари». Масса прекрасных мультфильмов существует.

CG активно развивается в компьютерных играх, эстетика которых дает платформу для создания кинофильмов. «Ведьмак» вот выходит.

Индустрия опенеров, титров, тизеров и демо тоже активно развивается уже как самостоятельная отрасль, и это здорово.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Теперь от CG опять откатимся в режиссуру. Можешь назвать своих топ-5 любимых режиссеров?

- Мой рейтинг субъективный и хаотичный. Уэс Андерсен, разумеется. Режиссер, который снимал Trainspotting-2, Дэнни Бойл. У него все фильмы хорошие. Мне заходит его язык. Сестры Вачовски. Сценарист-режиссер, который снял «Матч Пойнт», Вуди Аллен. Из отечественных (внимание, спойлер!) мне очень понравилась режиссерская работа Ромы Васьянова. Это открытие года, мне кажется. Очень зрелое, в хорошем смысле слова, советское кино с умным дискурсом. Если говорить о современно кинематографе, то сейчас все с большим увлечением смотрят сериалы. Это драматургия XXI-го века.

Trainspotting-2 official trailer

- Как ты понимаешь искусство?

- У искусства есть 134 функции, и каждый будет говорить, какая там главная: воспитательная, образовывающая, вдохновляющая, умиляющая и т.д. Для меня очень важно, что искусство обладает правом говорить на табуированные темы, потому что они интересны. Некоторые фильмы вызывают бурные дискуссии: одни кричат «утопить, сжечь, запретить!», а другие говорят «нет, мы заставим насильно всех смотреть». Это значит, что автор вольно или невольно, с целью хайпа или с целью показать правду, пальчиком залез в гнойник, расковырял, чтобы вызвать обсуждение.

Рисунок Дмитрия Веникова

- Куда молодежи пойти учиться на CG? или на режиссера? или никуда?

- Не буду никого рекламировать, школ много. И идти учиться на CG-специалиста обязательно надо. Процесс образования никогда не заканчивается получением диплома. Эта индустрия быстро развивается, тут нельзя как в британской империи выучить законы, которые устаканились уже в XVIII веке, и потом все 60 лет работать адвокатом. Придется каждый раз переучиваться, осваивать новые штуки, потому что современные новые дизайн фишки основаны на технологиях. На работу надо приходить уже с багажом каких-то знаний и скиллов.

Есть, конечно, самородки, которые самостоятельно все осваивают. Приходит, допустим, молодой парень и показывает свой 10-минутный фильм, который 3 месяца делал дома. И ты думаешь, охренеть! Cоюз Мультфильм годами работает над какой-то фигней, а тут все так классно. Конечно, его тогда надо сразу брать. Но это исключение.

Если интересует профессия режиссера, то тоже советую сначала поучиться, теорию послушать. Идти не на режиссерский факультет, а на сценарный. Режиссура – это вообще профессия зрелая. В основе любого произведения лежит правильно созданная история. Вы начнете разбираться в истории, характерах, понимать, как операторски это можно снять. Вот у меня нет сценарного бэкграунда, и, когда я вижу на бумажке сценарий, я в редких случаях понимаю, хороший он или нет. Только на интуиции основываюсь.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Ты вообще суровый руководитель, что говорят твои сотрудники?

- Нет, я мягкий. Чего можно достигнуть суровостью? Можно кого-то нагнуть, конечно, но, если мы хотим получить творческий результат, то суровость не решает. Если на площадке находится просто неадекватный персонаж, не способный выполнять работу, которую от него хотят, то можно тихо шепнуть продюсеру «чтобы этого человека я больше не видел». И ты его больше не увидишь, его отправят в какое-то другое место. Но это не про суровость.

- Молодежь сейчас научилась снимать клипы, фильмы на айфон, и вполне неплохо. Ты оцениваешь это исключительно как технологический прорыв?

- Если честно, то я не очень верю в самодельщиков. Всех, кто мне будет говорить обратное, я просто попрошу собрать шоурил блокбастеров (не короткометражек), снятых так, чтобы в кинотеатры пошли люди. Покажите мне серьезные независимые картины, которые сделали на мобильный телефон. Нет такого шоурила? Тогда это не тенденция, а редкие искорки.

Неправильно говорить о том, что сейчас эра мобильных телефонов и все начали снимать. Cредства давно были, и это не стоило каких-то космических денег. Никто и тогда не мешал снимать гениальное кино. Но что было снято на камеры? Дети на горшках и бегущая по берегу ребятня.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Чем ты увлекаешься, помимо кинопроизводства?

- Рисую. У меня это как процесс социализации. Сейчас много всяких тренингов вроде «рисуем под вино». Собирается несколько человек, какие-то мольберты в помещении расставлены, все пьют вино и рисуют. Что они рисуют – уже не имеет значения. Но это же не профессия, а хобби, то есть в удовольствие.

Я могу какие-то надписи на стенах оставлять, это тоже мне нравится. Если бы у меня было свободное время, я бы взял баллончик с краской и пачкал бы метро.

Люблю играть в Play Station, тщательно отсматриваю всю графику. Вот сейчас у меня увлечение – играю в Red Dead Redemption. Расслабляет, переносит в другие миры.

Ну и все мы любим отдыхать и путешествовать. Я не люблю лежать на пляже и получать солнечные ванны, мне нравится исследовать какие-то новые места.

​Рисунок Дмитрия Веникова

- Ты можешь назвать самые кинематографичные места, на твой взгляд?

- Когда я путешествовал по Америке на машине, мне показалось, что там очень быстро меняются разные климатические зоны: в равнинах там пустыни, а на горах – средняя полоса. И между пустыней и лесом буквально 5 минут на автомобиле. Меня поразили белоснежные песчаные пустыни местечка Cloud Croft. Будто зимой где-то в России, но при этом ты стоишь в шортах под палящим солнцем.

И еще я люблю горы. Любые. Считаю их очень кинематографичными особенно в сочетании с морем. А если там еще есть морепродукты… Море как продукт меня не интересует, но продукты в море – очень даже.

0
4 комментария
Удаленные ассистенты Смартфилд

Спасибо за интервью!

Ответить
Развернуть ветку
Trehmer Production
Автор

Рады, что понравилось и было полезно:)

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Trehmer Production
Автор

И вам:) За прочтение!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда