«Мне надоело доказывать, что как специалист я круче мамочек в декрете» — исповедь бывшего копирайтера на фрилансе

Инна семь лет работала журналистом, но в 2019 году её издание закрылось. Вместо того, чтобы искать очередное место в редакции, она решила пойти другим путём и попробовать себя в более популярной нише — в копирайтинге на фрилансе.

Похоже на начало очередной истории успеха, но не спешите вздыхать: здесь её не будет. В интервью с Инной — о сложностях перехода на фриланс, о проблемах копирайтинга и о том, почему в конце концов так и не удалось задержаться в вольном найме.

— Я работала в печатном журнале, а последние лет десять у печатной прессы всё сложно, — делится Инна в ответ на вопрос, почему решила уйти из журналистики. — Бумага дорожает, аудитория сокращается, почти все уходят в онлайн. Поэтому когда со мной попрощались в издании, первое, что я подумала: о нет, я не устроюсь в очередной журнал, который так же в будущем закроется и выкинет меня на мороз! Были мысли пойти в электронные новостные СМИ, но меня никогда этот формат не привлекал, поэтому решила рассмотреть для себя тексты для бизнеса.

— Почему именно тексты для бизнеса? Не тематические медиа, например?

— Я немного устала от журналистики, приелись информационные форматы. Хотелось чего-то нового, и коммерческие тексты тогда показались мне вызовом. Ещё мне казалось, что в копирайтинге больше денег — это же работа с продукцией, услугами. Плюс рынок шире и больше возможностей работать на фрилансе.

— А почему рассматривала фриланс? Коммерческие тексты ведь можно писать и «из штата», грубо говоря, то есть в более привычном для тебе формате.

— Тогда хотелось разнообразия в проектах. Выбирать проект по вкусу или отказаться в любой момент, если что-то не так. В моей прошлой редакции о таком нельзя было и мечтать: дали тебе задачу написать о каких-нибудь выставках кошек — должен написать. Сейчас понимаю, что то были классические «заманушки» фриланса, и они на меня подействовали.

Также хотелось какой-то автономности в гонорарах, то есть самой решать, сколько стоит моя работа. Помню, читала блог одного копирайтера, она рассказывала, как выросла с суммы 350 руб за текст до 10000 руб за текст за полтора года. Меня тогда это очень впечатлило, захотелось повторить её путь и самостоятельно влиять на свой заработок. В штате это казалось нереальным, там в основном оклад и гибкости почти ноль.

— С чего ты начинала в копирайтинге? Сложно ли было найти первых клиентов?

— Сначала собрала своё портфолио и начала искать группы Вконтакте и каналы в Телеграмме с вакансиями. Нашла несколько самых обновляемых, в целом они были похожи на ваш телеграм-канал (ред.: канал Фриланста • вакансии), только объявления публиковались напрямую от имени заказчиков. Поначалу откликалась на всё подряд, но в ответ часто получала игнор. Вообще сначала не понимала, почему так — ведь я журналист и с опытом!

Потом до меня быстро дошло, что моего журналистского опыта мало, в этой сфере нужно быть зубастым, уверенным и уметь себя позиционировать так, чтобы тебя захотели нанять. Я начала много читать копирайтерских каналов, смотреть вебинары, проходить мини-курсы — всё это очень вдохновило не сдаваться и даже пробудило какой-то азарт.

Первые клиенты нашлись, когда подошла к поиску системно, не просто с голым резюме. Красиво оформила портфолио, даже сделала бесплатный сайт на «Тильде»со ссылками на свои тексты, и после начала предлагать свои услуги диджитал агентствам. Не могу сказать, что найти первых клиентов было прямо сложно, но я тратила много времени на поиски, отклики, мониторила все возможные ресурсы с вакансиями. Время это в конечном итоге окупалось. Уже через пару месяцев я работала с тремя-четырьмя проектами: вела два инстаграма (ред.: ныне признана запрещённой соцсетью)и писала на сайты и в блоги компаний.

— А что по деньгам?

— По деньгам получалось так же, как и в редакции, но времени на работу уходило меньше. К тому же я работала из дома, только это экономило мне около 400 рублей в день. В среднем получалось в районе 45-50 тысяч, для моего региона это было неплохо, особенно в те времена.

— Диплом филолога и прошлый опыт облегчали поиски клиентов, как думаешь?

— Не думаю, что диплом играл какую-то решающую роль. Скорее, уже опубликованные тексты повышали доверие ко мне как к специалисту.

— Пока всё выглядит так, как будто ты поймала удачу за хвост и у тебя всё получалось в копирайтинге. Но я знаю конец твоей истории — в этой нише ты разочаровалась по итогу. Почему?

— Если объединить всё в одну причину, то наверное, я перечитала копирайтерских блогов, где мне заложили в голову мысль, что на фрилансе с помощью текстов можно зарабатывать, сколько хочешь, и работать исключительно в удовольствие :) Первый год мне всё казалось новым и я действительно в это верила. Но потом начала постепенно спускаться с небес на землю и смотреть на всю мою деятельность критически. Способствовал этому тот факт, что спустя год на фрилансе я как будто застряла на месте: вроде ищу новые проекты, работаю больше, а общая зарплата за месяц не растёт. Коронакризис только подлили масла в огонь: стали отклеиваться «старички». Те агентства, которые раньше активно давали мне заказы, начали жёстко экономить и резать бюджеты.

Одно наслаивалось на другое. В результате я посмотрела на свою работу со стороны, и поняла, что меня многое стало в профессии смущать.

— Давай об этом подробнее. Что конкретно смущало?

— Во-первых, то, что в реальности мысль «на копирайтинге можно зарабатывать сколько хочешь, верхней планки нет» — не бьётся даже математически. Если взять самый большой срез средних неплохих специалистов (то есть откинуть тех, кто активно вливает деньги в личный бренд и продаёт свой текст за 30-40 тысяч рублей), то верхняя планка у них ещё как есть, и она не особо-то и высокая.

Проще, наверное, объяснить на цифрах. Допустим, у меня заказали статью на сайт за 7000 руб. Это довольно хороший гонорар, чаще всего его платят за статьи в медиа или в блог компаний. К такой статье довольно строгие требования от редактора: взять интервью, накопать информацию, сделать необходимые скрины, найти подходящие иллюстрации. Сколько по времени я буду писать такую статью? Давай возьмём самый скромный срок 3-4 дня — быстрее будет сложно. Через 4 дня сдаю и где-то на 5-6 день получаю правки от редактора.

В итоге мы имеем цикл создания статьи за 7000 руб сроком в неделю. И в лучшем случае за такую работу (и это при условии, что мне каждую неделю будут давать по статье) я буду получать с проекта всего 28000 руб в месяц. Мне могут возразить: ну ты же можешь параллельно взять ещё проекты! Да, могу. Но, во-первых, не факт, что гонорар там будет такой же большой, и во-вторых, не факт, что поток заказов будет стабилен и непрерывен. Для наглядности давайте прибавим к этой сумме ещё 26000 руб — столько я получала за ведение двух инстаграм-аккаунтов. Получается итоговая зарплата чуть больше 50000 практически за полный день работы. В целом нормально, но разве тут пахнет огромным денежным потоком?

— Справедливо.

— Да, и по-моему это только верхушка айсберга. Глобально смущало и то, что почти никому не нужны какие-то реально сложные аналитические тексты. То есть, они нужны, но не настолько, чтобы сформировать тебе этот самый стабильный поток денежных заказов. Большая часть заказов — это рерайтная текстовая масса, за которую не готовы платить много и с которой справится человек после двухмесячных курсов. Мне один раз так и сказал заказчик: «Тысячу рублей за пост? Да вы чего? Любая мама в декрете напишет мне его за триста и плюс-минус так же!»

И самое печальное, что этот заказчик по-своему прав. Для таких текстов необязательно иметь вышку филолога или какой-то особенный слог, креативность. По моим наблюдениям, где-то 70% всех заказов на копирайтинг — это запрос на средние тексты, за которые не готовы платить много и к которым не особо притязательны. А за остальные 30% приходится серьёзно конкурировать.

— Интересное мнение. То есть, на твой взгляд, многие заказчики готовы идти на уступки в плане качества текста, но зато заплатить исполнителю поменьше?

— Думаю, да. Может, со мной и не согласятся, но за три года фриланса пришла именно к такому выводу. Кого-то это не смущает, кстати, и такие непритязательные тексты готовы сдавать даже очень крутые креативные авторы, которые берут их в качестве подработки в свободное время. А мне в какой-то момент надоело доказывать заказчикам, что как специалист я круче мамочек в декрете, и поэтому стою больше, чем они. Да и делать это стало просто бессмысленно, когда заказчикам не нужно «круче».

— Хорошо, но есть же люди, которые зарабатывают копирайтингом по 100, 150, даже 200 тысяч в месяц на фрилансе. Которые содержат семьи и даже переводят своё ремесло в целый бизнес, открывают агентства. В чём тогда их секрет, по-твоему?

— Их секрет в том, что их единицы. Но их опыт почему-то экстраполируют на большинство, как будто это естественный путь каждого копирайтера на фрилансе.

— Кто экстраполирует?

— В первую очередь те, кто копирайтингу обучают. Им так выгодно, продажи лучше идут.

Я знаю фрилансеров, кто зарабатывает около 100 или даже немного больше, знаю также тех, кто построил даже собственную мини-редакцию. В основном это копирайтеры со своими блогами или те, кто много вложил в собственный пиар. Например, есть один коммерческий редактор, который берёт за создание презентации от 60 тыс. руб. При этом он не просто «копирайтер» с собственным сайтом на «Тильде» — он очень активно пишет статьи в медиа, пиарится и рекламируется, чтобы брать такие суммы за свои тексты.

Работа по собственному продвижению — непростой и затратный путь, не все могут себе это позволить. Ещё в нём много нюансов, связанных с масштабированием. Когда будущего копирайтера-фрилансера заверяют на курсе, что он сможет «легко» зарабатывать от 100-200 тыс., это почти всегда значит, что ему придётся прыгнуть выше головы. А это совсем не легко :) И в конечном счёте может не оправдаться.

— Интересные мысли. Скажи, какой путь ты выбрала для себя в итоге? Ты бросила проекты?

— Оставила несколько заказчиков на подработку, а сама нашла себе работу на полный день с уклоном в маркетинг. Сначала было непросто, так как в маркетинге я новичок, но потом меня это увлекло.

— Что изменилось? В целом, в заработке, в формате работы?

— Работаю я удалённо, но теперь полный день. Заказчиков на фрилансе веду в основном до начала рабочего дня, ночами за ноутбуком не сижу. Пока что мне всё нравится.

Что касается заработка, то выходит намного больше — около 90 тыс., если сложить оклад в офисе и подработку текстами на фрилансе. А вот нервов и тревоги стало меньше. Больше не думаю о том, где искать клиентов и что делать, если один из них отвалится. Тексты пишу в своё удовольствие.

— Твои мысли: как получать удовольствие от работы на фрилансе?

— Совмещать с постоянной занятостью :) А если не брать в расчёт фултайм, то масштабироваться и сразу стараться вырасти в те самые «единицы», про которые я говорила выше. Заводить блог и всячески продвигать себя. Тогда копирайтинг на фрилансе будет для вас денежным и в радость.

Беседовала Виктория Сергеева

Понравилась статья? Не забудьте поставить ей лайк и подписаться на журнал Фрилансты!

33
Начать дискуссию