Как мы под Волгоградом музей сказки открывали

А ещё планируем фестивальную площадку в 1,7 тыс. кв. м

В некотором царстве, в некотором государстве… А точнее в Волгоградской области жила-была волшебница Татьяна Павлова. Поехала она как-то в Сочи в командировку и газету себе в поезд прикупила, а там…

В газете была статья про анапский этнографический парк «Добродея». И так Татьяну увлекла идея парка в целом и сказок в частности, что через год они с мужем уже ехали в Анапу для обмена опытом.

И в 2005 году под Волгоградом открылся Музей русской сказки. Но всё было бы обычным кейсом, для аудитории VC, может, не таким уж интересным – какие тут сказки, мы же про бизнес! Мы попросили Татьяну рассказать о бизнес-аспектах этого проекта. Поэтому статья будет полезна:

1) тем, кто задумывается о сложном и интересном проекте в сфере туризма, либо о подобном;

2) тем, кто любит читать о том, как обычный человек из небольшого села в Волгоградской области построил крутой проект с помощью своей семьи;

3) тем, кто думает о необычных маршрутах во время путешествия к Родине-Матери или едет в Волгоград с детьми.

Чем наш музей-театр отличается от подобных в других регионах?

Сначала расскажу, что у нас тут есть. На территории 22 соток Волго-Ахтубинской поймы (входит во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО) мы разместили три культурные площадки: Музей русской сказки, Музей славянской мифологии «Боголесье» и Музей истории царицынского ремесла. Строились постепенно, кредитовались, копили, продавали билеты. Мы пришли к чёткому позиционированию – славянская мифология и культура. Это очень интересный пласт русской культуры.

Особенно интересна площадка «Боголесье». Здесь возведены 12 трёхметровых скульптур славянских богов. Причём, большая часть этих скульптур изготовлена моим зятем Евгением Берестневым. Он не скульптор, но прекрасно понимает, как нужно показать этих необычных для восприятия мифологических персонажей, чтобы передать верования далеких предков. Я пробовала привлекать профессиональных изготовителей, но мне не нравилась их интерпретация образов. Мой зять делает лучше, может, потому что трудится с душой.

Наши музеи не совсем музеи в привычном понимании этого слова, хотя начинали мы именно с этого. Здесь происходит полное погружение в ту реальность, которая исторически принадлежит нашему далёкому прошлому. Иммерсивный метод, используемый нами в работе на всех площадках, лучше передает сказочно-мифическую атмосферу. Герои сказок и мифов всё время сопровождают посетителей, поэтому нам больше подходит вывеска «музей-театр»: к нам нельзя попасть, чтобы просто побродить, нужно обязательно заранее бронировать билеты.

В прошлом году мы открыли ремесленное направление совместно с председателем Гильдии мастеров Волгоградской области Анатолием Карманом, который объединил мастеров народных художественных промыслов. Теперь их работы декоративно-прикладного искусства выставляются у нас с рассказом о современных волгоградских ремесленниках.

С 2021 года Областной комитет культуры проводит у нас ежегодные межрайонные фестивали детского народного творчества. Для посетителей работает закусочная, где подаются традиционные блюда в настоящих чугунках и вкусные блинчики. В ближайшие 2 года на территории 17 соток мы планируем открыть новое пространство для мероприятий – «Потешный двор», который станет настоящей турнирной спортплощадкой с исконно русскими потешными играми.

Разнообразие тематических направлений не позволяет назвать наш объект каким-то одним словом. Сейчас мы совместно с Благотворительным фондом «Царицынская муза» работаем над созданием единой концепции нашего парка под названием «Русь изначальная».

Если хочется открыть подобный проект в регионе, чем нельзя пренебрегать?

1) Помощью других людей. Мы много общаемся, через это возникают партнёрства и новые направления проекта. Нельзя не учитывать, что в региональном бизнесе многое строится на энтузиазме соратников.

2) Участием своей семьи. Мы вошли в список 100 семейных бизнесов России, который составляет ТПП РФ. На предприятии работают все взрослые члены моей семьи, решая административные и творческие задачи.

3) Партнёрством с властями: предпринимателям активно оказывает господдержку Волгоградское подразделение ЦИСС «Мой бизнес». Здесь всегда можно получить консультацию, узнать о программах, которые нам могут помочь.

Чем мы зарабатываем?

Основной источник дохода – оказание экскурсионных услуг организованным группам школьников из Волгограда и Волжского, Астраханской области и других регионов. Детям у нас очень нравится, мы рады их принимать.

Неплохой доход идёт от сезонных праздников, основные из которых – «Зимняя сказка», «Проводы зимы» и «Ура, каникулы». Мы готовим театрализованные представления: яркие, красочные, весёлые. Это привлекает и детей и взрослых.

Когда заработает в полную силу наше ремесленное направление, мы будем проводить «Мастер-Сказы» для детей и для взрослых. Это как творческие мастер-классы, но гораздо познавательнее.

В целом, с 2005 года нас посетили около 200 тысяч человек. Для небольшого сельского парка это очень хороший показатель. Есть общероссийское признание и награды за участие в конкурсах: «Жемчужина Волгоградской области», «Диво России» и «Русское поле». Пока мы не занимаемся широким продвижением в российском масштабе, но скоро планируем начать.

Почему мы социальные предприниматели и зачем нам это нужно?

Мы занимаемся возрождением и популяризацией славянских традиций, это большой вклад в культуру страны. У нас часто бывают гости из других регионов, поэтому стараемся соответствовать требованиям гостеприимства, повышая туристическую привлекательность Волгоградской области.

Отмечу, что все 13 сотрудников нашего предприятия проживают в близлежащих поселках. Это творческие, одаренные люди, многие из которых работают с нами более 17 лет. Собственными силами мы заасфальтировали парковку, построили арт-остановку в виде матрёшки, чтобы местные жители не ждали транспорт под дождём.

Что сделали «не так»?

В какой-то период стали устраивать детские праздники и приглашать сторонних аниматоров и получили негативные отзывы в социальных сетях. С тех пор работаем только своей командой.

Эксперты нам говорят, что мы плохо продвигаемся. Сейчас работаем над этим: регистрируем товарный знак «Русь изначальная», создаём кейс сказочного пространства, чтобы попасть на всероссийскую Карту русских сказок, создаём команду для работы с нашей целевой аудиторией.

А вообще у меня всё получается не так, как задумываю. Не хуже, просто «не так». В процессе реализации первоначальная идея трансформируется и выливается в иной проект, нежели было задумано. Например, на месте «Потешного двора» должно было быть Королевство кривых зеркал. И когда эта идея окончательно изменилась и сформировалась, мы поняли, что концептуально это самое лучшее решение. Видимо, интуиция для моих проектов имеет больше значения, чем расчёт.

Татьяна Павлова рассказывает федеральным журналистам о работе своего культурного пространства в рамках пресс-тура Фонда «Наше будущее».
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда