Как не попасть в IT и жить дальше

Когда только начал учится...
Когда только начал учится...

Привет, всем!
В своей статье я решил в ироничной манере поделиться своим видением того, как можно (или нельзя) попасть в IT. А также выразить свое мнение по поводу ситуаций, когда тебя просят о помощи, но затем, словно в фильме "День сурка", моментально забывают о всех твоих стараниях через 5 секунд, просто потому, что нужно поиграть в компьютер, посмотреть фильм, или же посмотреть видео на YouTube.

Внимание! Автор не является профессионалом в качестве учителя или наставника. Он не взимает плату за предоставление помощи и оказывает помощь своим друзьям в обучении в пределах своих возможностей.

Предисловие

Каждый, кто работает в сфере IT, наверняка сталкивался с ситуацией, когда, общаясь с человеком и упоминая о своей деятельности, вдруг погружался в монолог о том, как его текущая работа надоела, как он хочет зарабатывать больше, и вообще, о том, что нужно сделать, чтобы попасть в IT и начинать зарабатывать миллионы и желательно в наносекунду, и чтобы делать поменьше.

Надоело быть чушпаном, хочу с пацанами прод класть...
Надоело быть чушпаном, хочу с пацанами прод класть...

Когда подобное происходит впервые, возникает желание помочь человеку и применить свои наставнические навыки, вне зависимости от его профессионального фона. Да, это может быть кальянщик, уборщик, продавец, безработный или даже дядя Толя из гардероба. В тот момент не задумываешься о требуемых качествах для прохождения этого пути, поэтому вступаете в новую роль – "Наставник и его ученик".

В конце концов, кто знает, возможно, следующим профессиональным IT окажется этот парень, который принес вам кофе, который до этого момента считал, что HTML - это язык программирования или не мог отличить Java от Javascript. Как бы то ни было, в этот момент начинается приключение в мире наставничества и обмена знаниями, где даже кальянщики и гардеробщики могут стать IT специалистами (нет).

Посвящение в ученики 1902 год
Посвящение в ученики 1902 год

Для начала определим двух вымышленных участников, которые обратились к нам за помощью в обучении, и мы стали их наставником. Итак, позвольте представить наших учеников, которые будут выступать под псевдонимами Игорь и Вося; любые совпадения с реальными людьми случайны, а ситуация вымышлена. Один из них будет идти по пути, который оправдает название статьи "Как не попасть в IT и жить дальше", в то время как другой будет двигаться в противоположном направлении.

Первый в нашем списке - Вося. Ему 32 года, среднее профессиональное образование, живет с родителями и подрабатывает кальянщиком. Вося увлекается игрой в «Доту» и в основном этим и занимается. Однажды Вося задумался о своем будущем и решил обратиться за помощью к своему другу, чтобы начать осваивать новую профессию в IT.

Абстрактный портрет Воси

Вося, профессиональный киберспортсмен и работающий кальянщиком для души
Вося, профессиональный киберспортсмен и работающий кальянщиком для души

Портрет второго ученика, Игорь: ему 33 года, образование высшее. Он живет один, работает на ГЭС руководителем подразделения. Однако он решил изменить свою профессиональную сферу после увольнения и обратился за помощью к другу для изучения IT. Отличие между Игорем и Восей весьма заметное, можно сказать, что они начинают гонку с разных стартовых точек, и Восе придется приложить больше усилий, чтобы догнать и добежать до стартовой позиции Игоря.

Игорь, 33 года, путешественник по квартире
Игорь, 33 года, путешественник по квартире

Начало обнадеживающее – после начального скрининга стало понятно, что оба ученика обладают уверенными навыками опытных пользователей ПК и некоторыми знаниями из школьной информатики. Оба горячо решили преобразить свои жизни и выбрать профессию разработчика, уверенные, что это будет для них увлекательным и перспективным. Очевидна их сильная мотивация и готовность жертвовать всем своим свободным временем для обучения. В свою очередь, в качестве наставника я, видя такое искреннее желание, приступаю к подбору материалов и разработке учебного плана.

Изучение основ и первые звоночки

На первом этапе освоения основ учебного материала нашим ученикам была предоставлена техническая литература от {Name} для знакомства с профессией и основными аспектами работы в выбранной области. Они были обязаны вести конспект по главам, выделять все непонятные моменты и вопросы, которые затем обсуждались с наставником. Моя цель заключалась в том, чтобы понаблюдать, как ученики усваивают материал, как они его толкуют и конспектируют, а также какие сложности для них возникают. Для начала была установлена скорость выполнения работ – 1 глава в день. Таким образом, я стремился оценить их уровень личной ответственности и способность усваивать новый материал.

Ученик Игорь

Результаты работы Игоря превзошли все мои ожидания. Все поставленные мной требования выполнялись без моего напоминания, он проявил инициативу и усердно занимался обучением. Его конспекты были емкими и высококачественными, кроме того, по каждой главе он выписывал вопросы, которые мы затем обсуждали. После изучения каждой главы он уверенно отвечал на все мои вопросы. В результате работы над этим этапом обучения Игорь опередил запланированную скорость выполнения задач.

Ученик Вося

Работа Воси, особенно после успехов Игоря, показалась недостаточно продуктивной. Появились первые проблемы, в частности, связанные с нестабильным расписанием дня: днем он мог спать, а ночью бодрствовать, что мешало установлению нормального взаимодействия. В начале работы он соблюдал сроки, но результаты были неудовлетворительными. Его конспекты часто представляли собой просто копии текста из книги, без дополнительных вопросов, а на заданные вопросы по главам он не мог дать достаточно содержательные ответы.

Где просчитался автор...
Где просчитался автор...

В связи с этим, я решил не сдаваться и принял меры, учитывая, что у каждого свой уровень готовности к обучению и индивидуальный бэкграунд. Лично для Воси я установил новые условия, касающиеся установления стабильного режима дня для продолжения обучения. Мы также уделяли больше внимания написанию конспектов, а также практиковали подробное обсуждение глав и ответы на вопросы по материалам совместно. Но все равно видны были проблемы с запоминанием слов и определений из-за низкой начитанности Воси.

Едем дальше, но никак не доедем

На следующем этапе происходит разрыв между нашими учениками. Игорь, обладая более высокой производительностью, стремительно двигается вперед и приближается к своей цели. С Восей мы начинаем стоять на месте и сталкиваться с другими проблемами, но, тем не менее, мы продолжаем двигаться вперед.

Ученик Игорь

Пройдя основы, Игорь начинает переходить на комбинированный подход. Он активно изучает новую необходимую литературу и получает от меня первые практические задания по разработке. На данном этапе ему становится сложнее и задания по разработке выполняются с трудом. Хотя понимание задач присутствуют, все равно остаются некоторые непонятные моменты в работе с материалом. Происходит процесс привыкания к структуре языка и освоению доступного функционала. Мы вместе решаем типовые задачи и разбираем их. Мотивация остается на уровне начального обучения, и появляется даже некоторый азарт в изучении новых материалов.

Ученик Вося

С Восей мы стоим на месте: он не может решить проблему с графиком, работа по базовому материалу замедлилась, и теперь он не успевает даже выполнить одну главу в день. Периодически он углубляется в игру "Дота" и мотивирует это тем, что ему тоже нужно отдохнуть и ему тяжело.

Вося сообщает своему наставнику о усталости.
Вося сообщает своему наставнику о усталости.

Узнав о его графике работы — 3 рабочих смены в неделю с 14:00 до 2:00 и низкой загруженности заведения, где он работал — я решил усилить контроль и дал ему планшет для самостоятельного изучения материала в перерывах на работе. Также мы провели разговор, где обсудили, что при таком графике даже после обучения ему будет сложно найти работу.

Некоторое время спустя, Восе вернулась мотивация, по его словам, он хочет что-то изменить и не хочет оставаться кальянщиком всю жизнь. Мы продолжили работу, но его слова пока не переросли в действия. Мотивация по ощущениям оставалась только у меня. Мне приходилось постоянно подталкивать его, задавать вопросы о прогрессе и следить за тем, чтобы он не проводил слишком много времени в играх, и чтобы он придерживался установленного режима. В этот момент возникли неприятные ощущения - Вося ведь не ребенок, а уже взрослый мужчина, ему 32 года. Его поведение стало напоминать детский каприз.

Печальный конец и счастливый конец

И так шли месяцы за месяцем. Игорь продвигался дальше, уже начал самостоятельно искать необходимую литературу, разрабатывал свои проекты и поступил в школу от крупной компании {Name} для IT специалистов, успешно ее завершил и после этого устроился туда работать на хорошую зарплату. Он был в восторге от достижения поставленной цели, так как для этого приложил огромные усилия. С новой зарплатой он смог покинуть свой маленький город и переехать в место, где всегда мечтал жить. Его история свидетельствует о том, что если люди настоятельно захотят чего-то, они способны достичь этого и обрести лучшую жизнь.

Вося всегда шел по кругу, постоянно искал оправдания, не находил времени и не желал что-то менять. В итоге я выгорел по поводу него, потому что пока человек сам не осознает свои проблемы здесь и сейчас, он не сможет двигаться дальше. Как последнюю попытку, я уговорил его купить курсы по обучению в сфере IT, полагая, что вложив в них деньги, он станет относиться к обучению более ответственно. Что будет дальше, неизвестно: если Вося осознал, в какой ситуации он находится, принял свои проблемы и начал их решать, возможно, у него в будущем будет возможность жить так, как он хочет. В противном случае ему придется продолжать работать кальянщиком и через пару лет страдая от проблем со спиной и прокуренными легкими он вспомнит, от чего он отказался.

Заключение

Мы рассмотрели двух разных людей с различным бэкграундом, и из этого можно сделать некоторые выводы. Для достижения любых целей, не только в сфере IT, необходимо развивать личную ответственность, заниматься самообразованием и планированием, а также желательно, получать высшее образование. На мой взгляд, высшее образование не только придает профессиональные навыки, но и учит учиться, а также пополняет словарный запас в профессиональной области.

Игорь, будучи бывшим начальником с высшим образованием, уже обладал этими качествами и самостоятельно решал свои проблемы, он привык работать, учиться, иметь ответственность. А Вося, будучи на иждивении у своих родителей с небольшими временными подработками, не обладал такими качествами. Некоторые из его качеств за 32 года даже ухудшились; он не мог концентрироваться на обучении, возможно, он хотел, но не мог. Ведь для него быстрое удовлетворение, получение дофамина в игре оказалось намного приятнее, чем долгосрочный путь, который может занять годы.

Спасибо за внимание!

Если интересно выбрать тему следующий статьи или предложить свою, присоединяйся к моему Телеграмм каналу

Начать дискуссию