Экосистемы и их ценности

Появление экосистем обусловлено технологическим прогрессом. Они выгодны компаниям и удобны потребителям, поэтому будут развиваться дальше. По данным McKinsey, цифровые экосистемы смогут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году. А чтобы конкурентное законодательство и равновесие в экономике не нарушалось, их будет контролировать государство. Генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» Вячеслав Дусалеев рассказал VC, что такое экосистемы, как они развиваются, и почему будущее за открытыми экосистемами.

Вячеслав Дусалеев, генеральный директор экосистемы недвижимости "Метр квадратный" (проект ВТБ)
Вячеслав Дусалеев, генеральный директор экосистемы недвижимости "Метр квадратный" (проект ВТБ)

Понятие экосистемы

Слово «экосистема» взято из биологии. Данный термин в 1930-х годах ввел ботаник Артур Тэнсли. Под экосистемой он понимал сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом. Для дальнейшего развития они конкурируют между собой, а также сотрудничают.

Сегодня экосистемы представляют собой динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. Но как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.

Возникновение экосистем

Экосистема возникает вокруг продуктов и сервисов, в которых у создателя больше всего экспертизы. «Метр квадратный», как проект, начало реализации которого было заложено ВТБ, имеет «органическую» экспертизу в кредитовании и проведении сделок. Поэтому развивать бизнес в М2 мы начали с выхода на рынок работы с девелоперами и застройщиками, а теперь создали витрину объявлений и формируем полный цифровой клиентский путь в С2С сделках с жилой недвижимостью.

«Метр квадратный» — это открытая экосистема в недвижимости, которая объединяет большое число сервисов, предназначенных для решения жилищных вопросов: от поиска объявлений и регистрации сделок, до организации ремонта и переезда в новую квартиру. Экосистема открывает участникам рынка возможность взаимодействовать с клиентами на одной площадке, а клиентам - решать все жилищные вопросы в режиме одного окна. Это уникальная открытая экосистема, к которой может присоединиться с помощью API любой партнер: банк, застройщик, агентство недвижимости, страховая компания, ретейлер.

Во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре. Мы в «Метре квадратном» реализуем полностью онлайн-сделку, понимая, что клиенту, который в среднем покупает квартиру 1-2 раза в жизни, необходима консультация с живым человеком. Но у нас также существует и колл-центр.

Клиенты и экосистемы

Сегодня 7 из 12 крупнейших по рыночной капитализации мировых корпораций — Alibaba, Google, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft и Tencent – это цифровые экосистемы. Развитие такого формата поддерживается устойчивым трендом по интенсификации сбора и анализа больших данных о клиентах, а также ростом проникновения смартфонов в повседневную жизнь. Клиенты проголосовали за экосистемы, потому что они экономически целесообразнее и удобнее.

Кроме того, клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду и быть частью сообщества. Например, есть поклонники с Apple, а есть те, кто выбирают Hauwai, Xaomi. Клиенты чувствуют свою сопричастность к ценностям компании, им психологически комфортно находиться именно в периметре той компании, которую они выбрали.

Фото handh.ru
Фото handh.ru

Типы экосистем

Единой классификации типов экосистем не существует. Условно различают открытые и закрытые экосистемы. Цифровая открытая экосистема — это многосторонняя цифровая платформа, отвечающая следующим основным критериям: наличие информационно-технологическои инфраструктуры, открытость для партнеров и соответствие принципу win-win — когда от сотрудничества выигрывают и площадка, и партнеры, и клиент. “Цифровая” подразумевает полностью цифровой клиентский путь. А «многосторонность» — это «открытость».

Закрытая экосистема - это совокупность сервисов или дочерних структур, принадлежащих однои компании.

В “Метре квадратном” мы пошли по пути открытости. Если клиенту нужен кредит, мы готовы предоставить такой сервис от 19 банков. Благодаря этому одобрение ипотеки в М2 достигает 90–95% против 60–65% при обращении напрямую в банк. Также уже сейчас у нас на платформе зарегистрировалось 300 агентств и более 3 тыс. частных риэлторов.

Основные характеристики цифровой экосистемы

  • Клиентоориентированность

Анализируя успешные цифровые экосистемы, можно проследить следующую тенденцию — в первую очередь они ориентируются на создание дополнительной ценности для клиентов. Цель таких компаний — изучить и понять их. Монетизация клиентопотока вторична, она «включается» после того, как компания собрала достаточный для подготовки массовых предложений пул клиентов.

  • Data-driven

Например, в М2 на основании данных, полученных от клиента или из внешних источников, компания начинает всё лучше понимать своего пользователей: не только этап клиентского пути или уровень дохода, но и те ценности, которыми он руководствуется в процессе улучшения своих жилищных

условий. Это даёт возможность предложить ему нужный продукт в нужный момент времени.

  • Автоматизация

Автоматизация позволяет снизить цену, повысить уровень качества клиентского опыта (кстати, согласно исследованиям 80% топ-менеджеров называют счастье клиентов своей главной целью), а также предложения новых услуг/продуктов для увеличения потока ценности.

В «Метре квадратном» мы построили производственный процесс, ориентированный на минимальный Time2Market, чтобы ценность для клиента доставлялась быстро и непрерывно. Этому способствует наша облачная инфраструктура, собранная в сотрудничестве с Яндекс.Облако, микросервисная архитектура на базе Kubernetes и автоматизированные CI/CDпроцессы с использованием GitLab CI и других современных инструментов.

  • Универсализм

Цифровые экосистемы существуют для масштабирования, поэтому ограничивая их главным образом странами или регионами, вы никогда не получите выгоду от использования платформы и экосистемы. Это означает, что цифровые экосистемы должны строиться с ориентиром на международное сотрудничество и взаимодействие между регионами. Пример универсальной платформы — Alibaba, которая работает по всему миру.

  • Динамика

Экосистемы должны быстро адаптироваться и моментально реагировать на изменяющуюся динамику рынка, в противном случае пользовательская база будет двигаться вперед и с высокой долей вероятности изменит «отставшей платформе». Мы постоянно наращиваем скорость и объем нашей базы объявлений. Например, согласно последним исследованиям охват базы объявлений М2 по вторичному рынку в московском и Ленинградском регионе — более 80% экспонируемых объектов.

Также мы первыми на российском рынке вывели на рынок универсальное API с интеграцией сразу по двум продуктам: сервису безопасных расчетов (СБР) и электронной регистрации (ЭР). Эти новые услуги позволят партнерам-застройщикам в среднем в 30 раз быстрее формировать сделки купли-продажи недвижимости.

Экосистемы и их ценности

Отношение государства к экосистемам

Экосистемы являются доминирующим фактором развития экономик почти везде в мире. Потому что они менее затратны и удобны для клиента.

Бороться с ними невозможно. Потому что бороться с иностранными экосистемами вроде Alibaba и Apple бессмысленно. А борьба со своими может подорвать рынок. В итоге, рынок могут получить иностранные экосистемы.

Оптимальный вариант — это поддерживать «свои» экосистемы, как это делают китайцы, закрыв рынок для всех остальных. И так же, как это делают американцы, которые очень избирательно допускают на свой рынок иностранцев, а если говорить про экосистемы - то вообще не пускают к себе никого.

По мнению министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максута Шадаева, сегодня мы находимся на некотором перепутье того, как можно развивать экосистему. Один вариант - государство должно фактически «раствориться» со своими госуслугами и госсервисами в уже существующих экосистемах. Другой вариант— государство может стать полноценным, самостоятельным игроком, который приглашает сервисы встроиться в свою инфраструктуру. Например, “Метр квадратный” сотрудничает с Росреестром — вы можете зарегистрировать свою квартиру прямо в нашем сервисе.

Цифровые экосистемы банка

Сегодня банковское общество разделилось на две части. Одни верят, что экосистемы — единственный путь для устойчивого развития банковского бизнеса, и что через 10 лет классических банков не останется. Другие — что небанковские сервисы не принесут банкам сверхприбыли, а, наоборот, приведут к снижению эффективности профильного банковского бизнеса. По мнению противников экосистем, интерфейс банка не должен становиться похожим на инстаграм с услугами.

Экосистема недвижимости «Метр квадратный» — это проект Группы ВТБ, поэтому в экосистемном подходе мы видим плюсы. Прежде всего, это дополнительные источники доходов, диверсифицировать которые можно за счет продажи небанковских сервисов. Сегодня банкам нужно быстро меняться и реагировать на внешние тренды.

Заключение. Российский рынок экосистем

Режим самоизоляции способствовал росту спроса на цифровые услуги, а также на дистанционные онлайн-продажи. То есть способствовал расширению экосистем. Поэтому сейчас цифровые гиганты конкурируют друг с другом именно в этом направлении.

Самые известные российские экосистемы - это ВТБ (в частности, экосистема недвижимости «Метр квадратный»), «Тинькофф», «Яндекс», Mail.ru Group, МТС и другие. А чтобы конкурентное законодательство и равновесие в экономике не нарушалось, их контролирует ЦБ, который уже описал свои основные подходы к регулированию экосистем в России. Одна из идей — это приоритет для открытых экосистем, в которых данные экосистемы доступны сторонним игрокам рынка.

22
Начать дискуссию