Краткая аналитика рынков недвижимости и авто в период пандемии

Друзья, всем привет! На связи команда Marketcall. Текущая ситуация с пандемией коронавируса значительно повлияла на все аспекты жизни, а значит и привычного нам бизнеса. Так как авто и недвижимость являются одними из важнейших вертикалей наших офферов, именно аналитикой этих рынков мы и поделимся с вами в этой статье.

Краткая аналитика рынков недвижимости и авто в период пандемии

Нашему дружному коллективу чуть-чуть взгрустнулось сидеть по домам и конференситься в зуме, кидаясь мемами в чатах и страдая от просьб партнеров, не подключивших ЭДО:)

Вместе со всеми мы очень ждем конца пандемии, потому что она забрала у нас одну из любимых частей работы - участие в конференциях и профессиональных выставках. Многочисленные мероприятия перенесены на лето-осень, в том числе и горячо любимая премия Move Realty Awards, которая теперь состоится только 17 сентября. С датами других наших ивентов вы можете ознакомиться на картинке.

marketcall.ru
marketcall.ru

Многие сейчас задаются вопросом о том, как коронавирус повлияет на сферу недвижимости после снятия мер по самоизоляции. Тяжелее всего приходится московским девелоперам, которые приостановили строительные работы в принудительном порядке, т.к. это влечет за собой операционные издержки, которые увеличивают конечную себестоимость квадратного метра.

Застройщики отчитались о резком росте спроса и количестве проведенных сделок, но это стало первым признаком приближающегося простоя. Подобный всплеск покупателей принято называть ажиотажным спросом. Такая же ситуация наблюдалась в 2008 и 2014 годах, что говорит и росте финансовой грамотности среди населения, которое стремиться уберечь активы в условиях нестабильной экономической ситуации. Однако это концентрирует покупателей со всего года в коротком промежутке времени. Простыми словами, потенциальные покупатели, планировавшие купить квартиру в 2020 году, приложат все усилия к тому, чтобы сделка состоялась в ближайшие месяцы. Это повлечет за собой сильное снижение интереса к приобретению недвижимости в течение всего года.

Что же касается ценообразования, то ситуация выглядит крайне неоднозначно. С одной стороны, операционные издержки во время пандемии и инфляции провоцируют рост цен. С другой - падение спроса и снижение реальных доходов граждан снизит покупательную способность. Согласно законам экономики это не может происходить одновременно, поэтому ситуация становится непредсказуемой и однозначно требует государственного вмешательства. Владимир Путин уже заявил о введении льготной ипотечной программы на суммы до 8 млн для Москвы и Санкт-Петербурга и 3 млн для остальных регионов России. Это мера окажет существенную поддержку и потенциально привлечет новых покупателей недвижимости, т.к. такая ставка является самой низкой за всю историю России. Это позволит сбалансировать упомянутые выше спрос и предложение, а также поддержит локальных застройщиков, которым пережить пандемию гораздо сложнее крупных игроков рынка.

Полное закрытие туристических направлений заставило людей обратить внимание на загородный отдых, вследствие чего вырос и спрос на загородную недвижимость.

По данным нашим коллег с портала о недвижимости Move.ru, в марте и начале апреля в Москве и Санкт-Петербурге выросло количество сделок по аренде загородной недвижимости в среднем на 20% по отношению к этому же периоду 2019 года, а если сравнить с прошлым месяцем - некоторые районы показывают динамику и в 28-30%. Рекордно высокий спрос был зафиксирован в премиальном сегменте, на рынке просто не осталось предложений по цене 500 тыс - 1,5 млн в месяц. Это говорит о том, что олигархи тоже предпочитают проводить самоизоляцию на природе:)

А вот автодилеры, как и другой крупный бизнес, сейчас столкнулись сразу с 2 неблагоприятными факторами - паникой вокруг пандемии короновируса и нестабильным курсом российского рубля. И именно вторая проблема видится нам наиболее серьезной в дальнейшей перспективе.

Несомненно, успехи в отчетах о продажах крупных автопроизводителей впечатляют, но, к сожалению, факторами роста в последние полтора месяца стали далеко не благоприятные события. Курс американской валюты неуклонно растет, параллельно стремительно развивается ситуация вокруг пандемии коронавируса - в таких условиях люди пытаются не оставлять накопления в стремительно дешевеющей валюте. Традиционно наиболее популярными сферами для инвестиций россиян в марте-апреле стали недвижимость и авто. Все кто планировал купить машину в 2020 году пытаются провести сделку сейчас, опасаясь инфляции и падения рубля. Это и стало главной причиной ажиотажного спроса, который подтверждает АЕБ и Автостат.

Существенно ужесточились и ограничения, теперь дилерские центры не имеют возможности продавать машины в салонах. Однако еще в первую неделю апреля большинство из них подготовилось к удаленным сделкам, добавив функцию доставки автомобиля клиенту на эвакуаторе. Важно понимать, что в нынешней ситуации все дополнительные издержки, вызванные пандемией, в конечном итоге ударят по карману покупателя. Практически все мировые заводы приостановили сборку новых машин, поэтому рынок новых авто быстро опустеет после ослабления режима самоизоляции. Конечно, после окончания пандемии автозаводы получат дополнительные льготы от государств (т.к. большинство из них переоборудовались в производство аппаратов ИВЛ), но это не сможет окупить все весенние потери.

В условиях сложной экономической ситуации реальные доходы населения будут падать, поэтому во втором квартале можно уверенно прогнозировать резкий переход спроса на рынок б/у авто, т.к. после восстановления производственных мощностей в Россию приедут автомобили по совсем другой цене. К предыдущей стоимости добавится инфляция, падение рубля, операционные издержки во время приостановления и запуска производств. Текущие цены новых автомобилей в большинстве своем основаны на более благоприятных ожиданиях курса, чем фактическое стечение обстоятельств сейчас - для большинства автопроизводителей при формировании текущего ценообразования был заложен курс около 63-67 рублей за доллар США и около 70–74 рублей за евро. Когда курс российской валюты пробил психологическую отметку в 75 рублей за доллар, для многих автоконцернов риск убытков стал крайне велик.

Конечно, не стоит сгущать краски и ожидать банкротств кого-либо из крупных игроков - рынок авто переживал в России как минимум 2 кризиса, во время которых общая повестка была намного менее оптимистична. Однако текущая ситуация в любом случае приведет к тому, что цены на новые автомобили сильно поднимутся, упадет спрос, а многие запланированные новинки будут либо отменены, либо окажутся у нас намного позже.

Вполне вероятно, что в рамках глобальных стратегий некоторые бренды могут принять решение об уходе с российского рынка или временной приостановке производства. В первую очередь это касается Honda (авто уже сейчас поставляются только под заказ), группы PSA (реализуют менее 300 машин в месяц) и других, не занимающих топовые строчки продаж, брендов.

В любом случае, говорить о катастрофической ситуации на рынке пока еще очень рано. При худшем сценарии развития событий рынок может просесть до показателя в 1.5-1.6 млн реализованных автомобилей в год с ростом цен в районе 17%, но пока делать столь глобальные прогнозы слишком поспешно. Бизнес определенно будет спасать себя, нас только ожидает многоступенчатое повышение цен и первые реакции крупных игроков рынка, да и экономическая обстановка все еще может дать незначительный, но разворот.

Надеемся, что текущая ситуация достаточно скоро изменится, и мы с вами будем активно восстанавливать рынки и совершать новые успешные сделки уже в середине лета.

33
Начать дискуссию