Чем PR отличается от маркетинга и зачем он нужен бизнесу?

Чем PR отличается от маркетинга и зачем он нужен бизнесу?

Разделение труда впервые описал Адам Смит. Согласно его концепции, разделение труда кратно увеличивает эффективность от человеческой деятельности, позволяет добиваться больших результатов. Человек, занятый в строго определенной сфере, может посвятить все время совершенствованию, не распыляясь на прочие занятия. Его профессиональные навыки растут, и качество конечного продукта повышается.

Мы живем в этой парадигме и сегодня. Один из ее побочных эффектов — появление большого количества профессий. Становится легко запутаться, ведь одна деятельность очень похожа на другую.

Это же коснулось PR-специалистов и маркетологов. Даже в больших компаниях их зачастую не разделяют. Более того — иногда функции обоих специалистов выполняет один человек.

Мы решили изменить ситуацию к лучшему, и не скучно, без воды и канцеляризмов, на понятном для всех языке разъяснить разницу между этими профессиями.

Чем занимается маркетолог?

Маркетолога можно сравнить с ученым. Его деятельность основывается на метриках и точных данных:

🔎 Маркетолог исследует рынок, анализирует внешнюю и внутреннюю среду, изучает конкурентов, политические и экономические факторы, ресурсы компании, чтобы предложить оптимальную стратегию запуска и продвижения продукта

🗺 Отталкиваясь от результатов исследований, специалист по маркетингу выстраивает маркетинговые стратегии. Он решает, что, где, кому и как лучше продавать, а также с помощью каких каналов продвигать продукт, чтобы достичь целей по продажам и выполнить план по росту доли рынка

🌐 Маркетолог также разрабатывает рекламные кампании. Основываясь на полученных данных, он распределяет рекламные бюджеты, инициирует рекламные кампании по всем возможным каналам: ATL, BTL, медийные каналы, диджитал и др.

✔ Анализирует эффективность проведенных кампаний, корректирует последующее продвижение, основываясь на полученных метриках

Чем занимается PR-специалист?

Если маркетолог — ученый, то специалист по PR — психолог, который очень хорошо ощущает человеческую натуру:

🔎 Специалист по PR исследует общественное мнение. Он должен хорошо знать настроения своей ЦА, какие сообщения являются приемлемыми для нее, а какие — нет. Исходя из этого определяет, что лучше рассказать о компании и продукте, где распространить эту информацию. По сути, он формирует контентную и канальную стратегию, а также создает ключевые сообщения, которые потом будут использоваться во всех PR-материалах

🗺 Разрабатывает PR-стратегию на основе проведенных исследований. Главная задача — создавать и поддерживать позитивный имидж компании, а также донести до аудитории ее преимущества через различные каналы коммуникации, то есть ответить на вопрос «почему компании стоит доверять»

💬 Коммуницирует с разными ключевыми аудиториями: главные редактора и корреспонденты, блогеры и лидеры общественного мнения, эксперты, представители пресс-служб, чиновники и государственные служащие, партнеры и клиенты компании, в том числе дистрибьюторы и торговые сети. Также очень важны его навыки коммуникации - ведения деловой переписки и переговоров

🖥 Генерирует контент. Разрабатывает пресс-релизы, комментарии, интервью, креативный контент для соцсетей и блогеров

🤝 Организует пресс-конференции, встречи и мероприятия, от кулуарной беседы первого лица с главным редактором до масштабной пресс-конференции, посвященной запуску нового продукта, открытию производственной линии или подведения итогов года

Чем они все же отличаются?

Можно выделить 4 основных отличия:

💯 Цель. У специалистов отличаются конечные цели. Маркетолог занимается продвижением продуктов, а PR-специалист управляет репутацией бренда.

⌛ Долгосрочность. Результаты работы маркетолога проще оценить, его деятельность приносит профит быстрее. PR-специалист же работает вдолгую, улучшая общее восприятие бренда.

🔨 Инструменты взаимодействия. Маркетолог действует напрямую, размещая рекламу с одним call to action: перейди на сайт, купи. PR специалист действует при помощи посредников, таких как СМИ, эксперты, блогеры, инфлюенсеры, которые нативно рассказывают про продукт, делают экспертные обзоры

📢 Аудитория. Маркетолог общается в основном с целевой аудиторией бренда, которые являются потенциальными покупателями товара или услуги, а специалист по PR — с широкой аудиторией.

Пример: техно-компания компания Peach выпускает очередное умное устройство. Маркетолог обязан преподнести новый гаджет пользователю так, чтобы он понравился, люди захотели его купить. Однако спустя время оказывается, что продукт выдался неудобным, ненужным и откровенно провальным.

Здесь важнее становится репутация бренда. Преданные фанаты все равно будут говорить, что их любимая компания Peach выпустила продукт, который опережает свое время, а люди просто не готовы к нему. Если у бренда есть крепкая, устойчивая репутация, выпуск провального продукта не сможет обрушить ее, а общие потери от ошибок будут менее ощутимы.

Обязанности представителей обеих профессий могут пересекаться, а лучше всего работает та команда, где специалисты действуют сообща. Часто встречающаяся ошибка — отказ от PR в пользу маркетинга. Долгосрочная репутация компании, наличие хороших деловых отношений со СМИ, хороший имидж — все это впоследствии влияет на средний чек.

Больше познавательных и интересных статей по теме - в нашем блоге. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Кстати, мы в Kottler обожаем PR, работаем с лидерами рынка над созданием и укреплением репутации, ведем пресс-офисы под ключ, создаем имиджевые спецпроекты со СМИ и блогерами, повышаем лояльность аудитории в соцсетях.

4
1 комментарий

PR - сложно. Маркетинг - проще.

Ответить