Маркировка рекламы: что такое и как с этим жить бизнесу

Мы решили сразу прыгнуть с места в карьер и ворваться в этот год с одной из самых животрепещущих тем последних месяцев - законом о маркировке рекламы.

Небольшой экскурс в историю для тех, кто пропустил/посчитал новость не такой уж важной или просто еще не разобрался.

  • Маркировать интернет-рекламу в России обязали еще в сентябре 2022 года. Тогда в ФЗ «О рекламе» внесли новые положения, и они вступили в силу.
  • По новому закону каждое рекламное сообщение должно включать специальный идентификатор (он же токен) и быть отмечено как «Реклама» (это и есть маркировка).
  • Вся информация о рекламодателе, местах, где размещается реклама и результатах размещения должна быть внесена в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). При этом напрямую данные в ЕРИР передать не получится, нужно обязательно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД).
  • С 1 сентября 2023 года за нарушение правил маркировки начали штрафовать (и в отдельных случаях штрафы могут доходить до 700 тысяч рублей).

Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории России.

Если в сообщении вы говорите про конкретный товар/услугу, их характеристики и призываете к покупке – это реклама. Если вы рассказываете про мероприятие и рекомендуете купить на него билеты – это тоже реклама. И не важно, делаете вы это за деньги или бесплатно.

Маркировать нужно рекламу любого формата (баннеры, текст, видео, аудио, даже “кружочки” в Телеграм) на любых площадках (от СМИ до запрещенных соц.сетей).

Зачем?

Согласно Роскомнадзору, маркировка сделает рынок прозрачным для клиента, более управляемым и контролируемым, и поможет разобраться с недобросовестными налогоплательщиками (всем выйти из сумрака!). Ну еще станет проще жаловаться на рекламу)

Маркировка рекламы: что такое и как с этим жить бизнесу

В каждом правиле есть исключение: что не считается рекламой

…а значит не требует маркировки 📝

1. Обзоры нескольких товаров/услуг.Т.е. если вы просто рассказываете про свойства тех или иных продуктов, их отличительные особенности, но не призываете пользователей купить один из этих продуктов - это не реклама. Тоже самое касается анонсов нескольких мероприятий, перечня ваших услуг и тп.

2. Теле - и радиоматериалы, которые размещаются в интернете без изменений с первоисточником.

3. Социальная реклама (например, об опасности вождения в нетрезвом виде и тп).

4. Email - рассылки и пуш-уведомления для своей базы клиентов.Но в случае с рассылками лучше все же указать название юр.лица и ИНН, а также добавить пометку “Реклама”, но передавать данные в ЕРИР не нужно.

Важный момент! Рекламу своих услуг и товаров в личных сообщениях маркировать не нужно. А вот саморекламу (свои же товары на собственных проектах/площадках/сайтах) - нужно. Единственный плюс - процесс намного проще, т.к. и рекламодатель и рекламораспространитель один и тот же - вы.

Ну и самое важное про маркировку: большие ли штрафы 💰💰💰

Правильно будет ответить так: БОЛЬШИЕ 🌝

А самое интересное, что штраф можно получить даже за рекламу, размещенную до 1 сентября 2023 года, когда эти штрафы официально вступили в силу.

Административная ответственность за несоблюдения правил маркировки регламентируется статьей 14.3 КоАП РФ.

Размер штрафа зависит от самого нарушения и от того, кто его совершил (юр.лицо, физ.лицо или лицо должностное).

  • Если нарушили правила подачи информации в ЕРИР (не подали, не соблюли сроки, что-то утаили или ошиблись, в общем, подали не полную инфу):

Физ.лицам — от 10 000 до 30 000 руб.

Юр.лицам — от 200 000 до 500 000 руб.

Должностным — от 30 000 до 100 000 руб.

  • Если что-то не так с токеном (не разместили или разместили неправильно):

Физлицам — от 30 000 до 100 000 рубл.

Юрлицам — от 200 000 до 500 000 руб.

Должностным лицам — от 100 000 до 200 000 руб.

  • Если нарушает ОРД (не выполняет обязанности оператора рекламных данных, например, не передал инфу в ЕРИР, нарушил порядок взаимодействия, передал некорректную инфу), то остальных участников цепочки (рекламодателей, посредников, рекламораспространителей и рекламных площадок) это не касается. Штрафы:

для юридических лиц — от 300 000 до 700 000 руб.

для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Важно знать и помнить: за нарушение нескольких правил (или по нескольким размещениям) штрафы суммируются!

Маркировка рекламы: что такое и как с этим жить бизнесу

В целом за несколько месяцев после введения штрафов, процесс маркировки стал чуть более прозрачным и понятным. Но думаю, что еще стоит ждать изменений, дополнительных разъяснений, новых исключений. Так что stay tuned и держите руку на пульсе! Мы подскажем, если что 😉

Как у вас дела с маркировкой? Уже разобрались или пока в процессе? Поделитесь своим опытом.

Начать дискуссию