Как продвигать соцсети в 2024 году. Опыт ребрендинга и план SMM-кампании для экспертов и бизнеса

Даже авторы личных блогов подключают мультиканальность, а стратегия продвижения фрилансеров и экспертов отходит от одной таблички КП с разными типами контента. В этой статье вы узнаете, что путают SMM-специалисты, когда говорят о некой «стратегии в соцсетях», как развивать соцсети в 2024 году и почему 6 лет работы в сфере копирайтинга не принесли мне признания, успеха и денег.

Как продвигать соцсети в 2024 году. Опыт ребрендинга и план SMM-кампании для экспертов и бизнеса

Приветствую! Меня зовут Экатерини Галилей. Я редактор, автор телеграм-канала «Хочу иметь текст с тобой!». Пишу маркетинговые тексты для экспертов и бизнеса, лидирую smm-направление и работаю с контент-менеджментом.

В декабре 2023 я ушла на два месяца из соцсетей и закрыла проекты, чтобы развивать бизнес, а не работать на вдохновении. Поиск принципиально нового подхода привёл меня к плану рекламной SMM-кампании. Или всё-таки к SMM-стратегии? Давайте разбираться.

SMM-стратегии не существует

Пардоньте, господа и дамы SMM-щики, но так и есть. Специалисты по SMM в соцсетях предлагают бизнесу «SMM-стратегию». Выглядит это примерно так:

7 основных этапов стратегии

Постановка целей SMM-продвижения

Определение ЦА, выделение сегментов внутри неё

Выбор соцсетей для продвижения

Определение позиционирования компании в соцсетях, формирование контента

Медиаплан для каждого сегмента аудитории

Выбор показателей для оценки рекламной компании

Определение бюджета

Ч. Хофер и Д. Шендель выделяют три уровня стратегий — корпоративную, бизнес-стратегии и функциональные, и если человек не разрабатывает один из этих уровней, то он занимается планированием. Поэтому претензии здесь к первым трём пунктам.

Пункт первый: постановка целей SMM-продвижения?

Цели SMM не могут отличаться от целей маркетинга. Но SMM-щики убеждены, что нужно определить цели и задачи, прийти к новым клиентам и в итоге работать над полярными вещами. У SMM нет целей, кроме маркетинговых, которые стоят перед бизнесом.

Пункт второй: определение ЦА, выделение сегментов внутри неё?

Что вообще такое «определяемая» ЦА маркетинга? Аудитория либо есть, либо её нет в соцсетях. Прежде, чем составлять отдельную рекламную SMM-кампанию — откройте бренд-бук и выпишите, что в нём указано в отношении ЦА. И второй пункт вам не нужен.

Пункт третий: выбор соцсетей для продвижения?

В стратегии должны быть принципы работы с ЦА на всех уровнях воронки продаж и по всем методам коммуникации. Уважаемые SMM-специалисты, вот этими стратегическими принципами и руководствуйтесь.

Адекватный план рекламной кампании в соцсетях

Если нет понимания абсурда первых трёх пунктов, даже эта «SMM-стратегия» не поможет. Два года назад я бы и сама придумывала обходные пути, но вместо стратегических фантазий — нужен план рекламной кампании в соцсетях.

SMM — это не социальное общение, развлечения, обучение людей, паблики и сообщества ваши. Это маркетинг с промотированием и рекламированием, в котором всё предыдущее отрабатывается в единой стратегии маркетинга и цели маркетинга.

Я работала без единой маркетинговой стратегии и уж тем более без цели маркетинга. Господа и дамы, как думаете, с таким успехом через сколько бы я дошла до открытия агентства? Вряд ли бы хоть один шаг навстречу сделала. 6 лет работы не принесли мне миллионов, крутых проектов, ссылок на корпоративные блоги и журналы для завистливых слюней от окружающих. Документ с планом рекламной кампании все меняет, знаете ли. Если вы на пороге «как качнуть телегу/запрещёнку» или у вас ещё не бизнес, следующий блок для вас.

Как продвигать соцсети в 2024 году. Опыт ребрендинга и план SMM-кампании для экспертов и бизнеса

Бренд-бука нет, а бизнес или проект приносит 1000 золотых

Забудьте про SMM. Начинающий самозанятый предприниматель с задачей двинуть какую-то соцсеть проходит насыщенный путь. Если он покажется банальным или затратным на серое вещество, сразу скажу — без этого не обойтись, если хотите реализовать своё дело, бизнес или проект.

Разработка бизнес-стратегии

С неё всё и начинается. Пишите данные в заметках, на салфетке, фиксируйте на диктофон, но ответьте себе честно на следующие вопросы:

  • На чём вы собираетесь заработать деньги?
  • Почему вы считаете, что на этом можно заработать?
  • Сколько вы предполагаете заработать?
  • Откуда возьмёте начальный капитал?
  • Куда заработанное потратите (во что инвестируете)?

Не самый приятный блок, нудный, понимаю. Кажется, что два месяца я только этот документ писала, но дальше ещё интереснее.

Опишите стратегию рыночной деятельности

  • Кто те клиенты, на которых вы заработаете?
  • Почему они купят ваши рыночные продукты и услуги?
  • Что представляет собой то, что вы продаете?
  • Каковы цены: на какую часть аудитории вы эти цены ориентируете?
  • Где вы будете продавать? Кто посредник, кто вам поможет продавать?
  • Как вы будете продвигать ваши рыночные продукты и услуги? Как будете общаться с покупателями? Что им будете говорить и чем будете убеждать? Как, какими средствами, месседжами и с помощью каких каналов будете рекламироваться?

Если единственный канал коммуникации с покупателями, но их будет больше — Телеграм, наконец велком писать документ, озаглавленный «План рекламной кампании». Составлять такой план работы должны следующие блоки:

1. Описание целей маркетинга

Цели «лучший на рынке», «много продаж», «много заявок и клиентов» — херня цель. Важна конкретика. Для самого условного примера:

  • Чистая прибыль 500 000 за 3 месяца на продаже Х
  • Увеличить конверсию продаж через Х на 13% в марте
  • Выйти с Х на международный рынок через Х

Цельтесь метко — будет вам счастье.

Это нужно, чтобы SMM-специалисты, наёмные фрилансеры или другие товарищи не пытались вам «продать» SММ-тусовку и толпу ботов, под видом большого числа потенциальных покупателей ваших товаров и услуг.

2. Описание задач социального маркетинга

Задачи SMM — такие же задачи маркетинга, но описанные к социальным коммуникациям и специфическим возможностям инструментов социальных коммуникаций, в отношении:

  • Бренда, товаров и марок
  • Охвата, узнаваемости, запоминаемости и лояльности к бизнесу/проекту
  • Персональной работы с потребителями и директ-маркетинга в целом
  • Пропаганды ваших товаров и услуг и формирования мнения у ЦА о них же
  • Связей с общественностью (PR): по работе с журналистами, блогерами, поставщиками, инвесторами, партнерами, посредниками
  • Поддержки служб продаж, клиентской и сервисной службы

И всё это в интересах потребителей.

3. Описание принципов социального общения

Это общение с ЦА может и должно отличаться от коммерческого общения нижних уровней воронки продаж. Нужно понимать:

Зачем аудитория ходит в соцсети

  • Какой опыт потребитель ищет именно в соцсетях?
  • На какие тачпойнты реагирует?
  • Какие инсайты у потребителя?

Каким типом контента решать те или иные задачи

Кто плодит списки из «десяти типов», «пятидесяти видов» контента для соцсетей — не понимает назначения каждого из напридуманных видов. Чтобы у вас не осталось парящих вопросов, ниже список типов контента и варианты форматов, чтобы решать задачи вашего бизнеса в соцсетях в 2024 году.

Развлекательный контент — нативный, можно встроить продвижение вашего бизнеса:

Кадры из фильма, подтверждающие ваши мысли

Цитаты лидеров мнения, в контексте вашего промоушена

Мемы — с той же целью

Интерактив — с целью дать «потребительский опыт»

Квесты, конкурсы, игры — вовлечение в коммуникацию, получение потребительского опыта

Обучающий контент — абстрактные знания даёт школа и институт, вы даёте потребительский опыт:

Экскурсы в историю

Экспертное предупреждение против Х. Например: не делайте вот так …

Экспертное предупреждение о… Например: скоро зима — смените шины

Разбор кейсов клиентов. Например: не повторяйте мою ошибку

Лайфхаки, обзоры, сравнения, гайды, инструкции, уроки и тэдэ

Коммерческий промоушн — коммуникация нижних уровней воронки продаж:

Акции

Анонсы

Описание товаров, продуктов или услуг

«Истории успеха» — кейсы успеха партнеров, связанных с вами

PR — формирование образа бизнеса/проекта/компании в сознании общественности:

Опыт и масштаб в цифрах

Мнения — создание образа эксперта

Истории успеха

Интервью с лидерами мнения о вашем бизнесе

Информация о социальных проектах

Отчеты о спонсорстве

Новостной — новости бывают: о вас, в контексте вас и вне контекста. Вне контекста новости — бесполезны, приводите их в контекст:

Событие, связанное с бизнесом

Событие в компании

Событие в отрасли экономики

Событие в рыночном сегменте

Новости партнеров

Новости покупателей

Общественные новости

Новости профессионального сообщества

Социальный — обсуждение наболевшего, волнующего вашу аудиторию.

Репутационный — всё, что так или иначе оказывает влияние на мнение и отношение аудитории и соц. доказательства:

Отзывы

Разрешение конфликтов

Рейтинги

Интервью с лидерами мнения

Инфографика — как отдельный жанр.

Описание принципов

  • О качестве контента, интересного реальным и потенциальным клиентам
  • О том, что вы говорите или не говорите: о конкурентах, о потребителях, о власти, о религии
  • Рассказ о «внутренней кухне компании», сотрудниках, корп. новостях
  • Принципы оперативности реагирования — сколько по времени на первую реакцию и на решение, кто реагирует, как визави оповещается о решении, насколько публичным является обсуждение и решение
  • Периодичность коммуникаций
  • Принципы реагирования (на критику, негатив, проблемы)
  • Принципы получения обратной связи: опросы, мнения, анализ потребительского опыта
  • Принципы работы с лидерами мнения, амбассадорами и тэдэ
  • Принципы аутрич взаимодействия
  • Ещё что-то

3. Описание каналов и площадок коммуникации

  • Корпоративные блоги — общение официальное, внятное и чёткое
  • Официальные страницы: Вконтакте, Запрещёнка— почти официальное, но дружелюбно
  • Тематические паблики и страницы: Вконтакте, Дзен, Телеграм что-то ещё — общение, как привычно вашей ЦА
  • Площадки для видео-контента — для визуалистов, с целью обучения, для продвижения товаров и услуг
  • Площадки для свободного распространения контента — обучающие, для размещения презентаций, фотографий и тэдэ
  • Форумы отраслевые — создание образа лидера мнения и профессионала
  • Формы оперативного общения (претензии, быстрый заказ, «call back») — обратная связь с целью помощи и корректировки маркетинга

4. Механика не контентного продвижения корпоративных аккаунтов в соцсетях

  • Коммуникация СММ-аудитории с сайтом и блогом (как минимум, кнопки соцсетей)
  • Ссылки на соцсети в подписях мыла
  • Ссылки на соцсети в мыло-рассылках директ рекламы
  • Реклама партнерская, перекрестная на аудиторию других, схожих по тематике, групп
  • Внутренний поиск — как с помощью хештегов, целевых заголовков получить аудиторию с поиска

5. Механика перекрестного маркетинга

  • Кросс-постинг
  • Кросс-маркетинг — сотрудничество с группами в соцсетях, совместные проекты и акции
  • Специальные условия, бонусы к покупке и скидки при покупке для подписчиков в соцсетях

6. Принципы рекламы (непрямая массовая и прямая реклама в соцсетях)

  • Рекламные посты на аудиторию других, схожих по тематике, групп
  • Директ реклама на страницах соцсетей
  • Таргетированная реклама — рекламный инструмент, с помощью которого из общей интернет-аудитории выделяется целевая группа с целью демонстрирования ей рекламных объявлений
  • Ретаргетинг — метод показа рекламного объявления пользователю, основанный на учёте его интересов и данных о поведении
  • Персональные обращения через мессенджеры и групповые чаты (директ-маркетинг)

7. Контент-план

  • Ежедневно: 1 – 4 публикации (новости, интересный контент, опросы, общение с пользователями)
  • Еженедельно: статья в блог (история создания сайта, экспертная статья по тематике, интервью с клиентами или экспертами рынка)
  • Ежемесячно: публикация в блоге дайджеста о главных событиях за месяц, анонс дайджеста в соцсетях и в мыло-рассылке, отчёт о проделанной работе и анализ KPI
  • Ежеквартально: исследования, аналитика, инфографика, статистика по созданным сайтам, опрос и тэдэ, публикация исследования в блоге и распространение в соцсетях и в мыло-рассылке
  • Ежегодно: в конце года публикация в блоге отчёта о проделанной работе за год, распространение отчёта в соцсетях и в мыло-рассылке

8. Медиаплан

Составляется детально проработанный документ, который регламентирует сроки проведения рекламной кампании, каналы для её распространения, таргетинги и форматы размещения. В идеале, медиаплан неразрывен с блоком 9 и включает в себя исчерпывающую финансовую информацию и прогнозируемый результат.

9. Бюджетный план

Или «план затрат на SMM», включающий необходимые для реализации рекламной кампании финансы, разнесенные по строкам бюджета и по времени.

10. Анализ результатов и KPI

  • Число реакций — показатель наличия аудитории в принципе, деловой активности, итоговый результат мероприятий по расширению воронки продаж и качества контента (число посетителей, просмотров, комментариев, подписчиков, ретвитов, расшариваний в соцсетях, дочитываний, времени на просмотр видео и тэдэ)
  • Число комментариев и мнений (получается парсингом) — показатель актуальности, отзывчивости аудитории, её лояльности и вирусности (способности аудитории разносить информацию уже без вашего участия)
  • Количество переходов на офсайт компании, бренда, товара, акции — показатель конверсии верхнего уровня воронки продаж
  • Количество заполненных форм обратной связи, заданных вопросов — тоже самое
  • Количество лидов — показатель конверсии средних уровней воронки продаж
  • Количество и сумма продажи, по клиентам, приходящим по мероприятиям SMM — итоговый результат деятельности SMM
  • Число разрешенных конфликтов — показатель качества коммуникации, ориентированности на клиента, оперативности реагирования
  • Ещё много чего, в зависимости от тех задач, которые вы ставите перед коммуникативным каналом

После всего этого до ужаса энергозатратного, но разжёванного — у вас есть документ с планом рекламной SMM-кампании. Аналируйте, составляйте и подгоняйте план для своего бизнеса или проекта. Можете писать для души посты о проектах и вашем бизнесе в любых соцсетях и проделывать половину из списка, если вы любите планировать. Хотите решать задачи и идти к цели, при этом набивая кошелёк рыжими пятитысячными красотками — без SMM-кампании не обойтись.

Второй канал коммуникации в моей новой стратегии бизнеса вы поддерживаете здесь, предлагаю взглянуть на первый — телеграм-канал. Подписывайтесь, чтобы узнать внутрянку новой стратегии и читать посты, не похожие на образцово-интеллигентных экспертов. Поклон!

А какая у вас стратегия на 2024 год?

44
4 комментария

Такое ощущение, что хоть кто-то наконец-то всё адекватно написал 👍

3
Ответить

поддерживаю, отличная статья

2
Ответить

Юлия, спасибо за комментарий!

1
Ответить