Отзывы о работодателях: HR-направление в сфере управления репутацией в сети. HR-репутация. Создание репутации. ORM/SERM

Отзывы о работодателях: HR-направление в сфере управления репутацией в сети. HR-репутация. Создание репутации. ORM/SERM

Всем, привет! ) Меня зовут Даниил Founder and CEO в Loksmarkt Agency. Наше главное направление это управление репутацией в интернете. Сегодня я расскажу вам про «Отзывы о работодателях: HR-направление в сфере управления репутацией в сети. HR-репутация. Создание репутации. ORM/SERM.»

А теперь поехали к статье!

Пункты к рассмотрению:

  1. Подробнее о HR-направлении в управлении репутацией
  2. Кто и когда оставляет отзывы о работодателе?
  3. На что влияют отзывы сотрудников о компании?
  4. Обработка негативных HR-отзывов
  5. 5 правил качественной обратной связи на негатив
  6. Формирование HR-имиджа через дополнительный контент

Репутация компании выстраивается на базе не только отзывов ее клиентов, покупателей. Значимую роль для общего образа бренда играет и мнение о нем партнеров, конкурентов и, особенно, сотрудников. HR-направление в значительной степени формирует имидж компании и задает тональность отношения к ней.

Подробнее о HR-направлении в управлении репутацией

В управлении репутацией (SERM) под управлением персоналом (HR) понимаются те комментарии, которые оставляют о компании ее сотрудники. Проще говоря, это отзывы о работодателе. Они публикуются на специальных площадках наподобие:

По отзывам сотрудников складывается общее восприятие компании именно как работодателя. HR-направление охватывает все: начиная корпоративной культурой и заканчивая пакетом льгот. Если в отзывах клиентов отражается их мнение только о конкретной услуге, товаре, то в отзывах сотрудников — информация о внутреннем устрое работодателя, подводных камнях, важных деталях.

Кто и когда оставляет отзывы о работодателе?

Во время непосредственной работы в компании сотрудники крайне редко делятся своим мнением о ней. Чаще всего это происходит, если:

  • Компания сократила штат;
  • Соискатель получил отказ в трудоустройстве по необоснованной причине или в грубой форме;
  • Сотрудник был уволен;
  • Конкуренты заказали черный пиар.

В подавляющем большинстве случаев один недовольный сотрудник оставляет несколько отзывов о компании на разных площадках. Поэтому если у вас недавно произошло сокращение штата или просто увольнение одного из работников, уже сейчас начинайте активно мониторить основные площадки с отзывами о работодателях.

На что влияют отзывы сотрудников о компании?

Опасность отзывов о работодателе заключается в том, что они также как и обычные отзывы могут быстро попасть в поисковую выдачу. В результате при попытке поиска информации о компании пользователь будет натыкаться на негативную информацию о ней.

В первую очередь отзывы о работодателе влияют на мнение о ней потенциальных сотрудников. В 2022 году сервис HeadHunter совместно с платформой Dream Job провел исследование, в результате которого было определено, что как минимум 66% соискателей изучают информацию о конкретной компании на специальных сайтах перед тем, как откликнутся на объявление о вакансии. Если у компании хороший HR-образ, то ей удастся:

  • Упростить привлечение новых ценных сотрудников (искать работников не придется, они сами будут откликаться на вакансии);
  • Уменьшить текучку кадров (при позитивных условиях труда сотрудники ценят свое рабочее место и держатся за него);
  • Снизить затраты на поиск новых сотрудников (сильный бренд мотивирует не только условиями труда, но и своей престижностью в принципе).

Вторая огромная сфера влияния HR-отзывов — это образ самой компании, который в том числе влияет на мнение о ней целевой аудитории. Смоделируем ситуацию: потенциальный клиент планирует забронировать ресторан для проведения дня рождения. Естественно, прежде чем сделать это, он изучит отзывы. По поиску «Отзывы о ресторане Х» в ТОПе выдачи Яндекс окажется сайт о работодателях. Перейдя на него, пользователь узнает, что владельцы заведения игнорируют нормы СанПиН и заставляют официантов предлагать посетителям блюда, срок годности которых подходит к концу. Станет ли клиент бронировать данный ресторан? Очень вряд ли.

Важно: Если репутация бренда в интернете еще не сформирована, то за его общую репутацию будет приниматься мнение сотрудников.

Третье направление влияния отзывов сотрудников — формирование образа конкретного человека. HR-репутация очень часть пересекается с репутацией отдельных представителей компании. Обычно сотрудники рассказывают свое мнение о директоре, владельце бизнеса, управляющем. Такие отзывы могут стоить компании развития. Простой пример: предприниматель перед заключением крупного контракта изучает информацию о своем потенциальном партнере. Его интересует все: как давно человек основал компанию, есть ли на его опыте суды, что он публикует в социальных сетях и, конечно, что о нем говорят сотрудники. Если последние оставляют на отзовиках негативное мнение о своем директоре (например, не сдерживает обещания, игнорирует обязательства договоров, уклоняется от налогов), то вероятность успешного заключения крупного контракта может пошатнуться.

Обработка негативных HR-отзывов

Опасность HR-репутации заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев отзывы оставляют недовольные чем-либо сотрудники. Если вашего работника полностью устраивают предоставляемые условия труда, то он вряд ли поспешит делиться этим на каждой площадке. Чего не скажешь о недовольном сотруднике.

Поэтому в первую очередь при работе с HR-репутацией необходимо концентрироваться на негативе. Ваша задача:

  • Регулярно проверять платформы. Пройдитесь по основным сайтам, где сотрудники публикуют свои отзывы о работодателях. Добавьте те, на которых уже есть ваша компания, в закладки и регулярно их проверяйте.
  • Давать обратную связь. Даже если вам кажется, что комментарий написал ваш конкурент и он не имеет никакого отношения к действительности, все равно ответьте. Делать это необходимо вежливо, заинтересованно. Например, на жалобу о неудобном графике можно ответить, что вы пересматриваете условия работы для максимального комфорта сотрудников.
  • Стимулируйте действующих сотрудников оставлять позитивные отзывы. Делать это можно через персонализированную рассылку с просьбой оставить свое мнение о компании. Главное — донести до человека, что он может написать в отзыве все, что посчитает нужным. У сотрудника должна быть возможность указывать как плюсы, так и минусы. В противном случае позже он может оставить негативный отзыв, приплюсовав ко всем недостаткам еще и отсутствие свободы слова.

Последний шаг особенно значим. Сформировать положительный HR-образ компании с нуля гораздо проще, чем бороться с естественно образованной отрицательной репутацией. Поэтому старайтесь всячески стимулировать сотрудников на публикацию своего мнения о работе.

В теории бороться с негативными отзывы о работодателе можно путем их обычного удаления. Но тут как минимум несколько подводных камней. Во-первых, чтобы удалить негативный отзыв, необходимо собрать достаточно доказательств его необоснованности. Во-вторых, не все площадки готовы удалять комментарии в принципе. И в-третьих, пока вы будете пытаться удалить комментарий, он уже повлияет на вашу общую репутацию, а негатив из него может разнестись по десяткам других площадок. Поэтому в первую очередь лучше концентрироваться на качественной и быстрой обратной связи.

5 правил качественной обратной связи на негатив

Обрабатывать отрицательные HR-отзывы необходимо правильно:

  • Компетентный и быстрый ответ. Доверять обработку отзывов следует HR-специалисту, который хорошо разбирается в рабочих процессах и обладает необходимыми коммуникативными навыками. Отвечать на мнение сотрудников следует как можно быстрее. Это позволит уменьшить риск публикации негативных отзывов на других площадках.
  • Вовлечение. Старайтесь реально вникнуть в проблему человека и попытаться ее решить. Устраняя минусы, о которых говорят сотрудники, вы получаете возможность привлечения более компетентных работников в дальнейшем.
  • Индивидуальность. Ответ на отзыв должен быть живым, а не шаблонным. Повторяющиеся из раза в раз формулировки производят не самое лучшее впечатление.
  • Конструктивный ответ без оправданий. Если это возможно и уместно, ссылайтесь на внутрикорпоративные правила, документы компании. При этом становиться в позицию оправдывающегося не стоит. Это сразу выдает непрофессионализм компании.
  • Вежливость. Даже на откровенную ложь и сильный негатив важно отвечать вежливо и спокойно. Не забывайте, что при работе с HR-мнением, вы или HR-менеджер говорите от лица компании. По ответу будут оценивать весь бренд.

Если вы столкнулись с откровенным ложным комментарием или отзывом от анонима, прямо просите предоставить доказательства, не забывая при этом про вежливый и спокойный тон.

Формирование HR-имиджа через дополнительный контент

Отзывы играют ключевую роль в формировании HR-образа компании. Но они не единственные участвуют в данном процессе. При создании брендового имиджа важное значение имеет его контентная активность. К ней относится:

  • Интервью с сотрудниками, управляющими, основателями бренда;
  • Участие в профессиональных выставках, конференциях;
  • Публикация полезного для целевой аудитории контента от лица компании;
  • Видео экскурсии компании, обзоры товаров;
  • Добавление информации о компании в тематические рейтинги, ТОПы.

Любое положительное упоминание бренда способствует созданию его позитивного образа в интернете.

Заключение

Репутация в интернете — это не только про отзывы клиентов и покупателей. Огромное место в данном процессе занимает HR-направление. Даже единичные негативные отзывы сотрудников или соискателей могут быстро индексироваться поисковыми системами и выходить в ТОП выдачи, существенно портя общую репутацию бренда. Поэтому работать с ними необходимо также активно, как и с мнением потребителей компании. В противном случае все усилия, направленные на улучшение репутации в интернете, могут оказаться тщетными.

Управление репутацией Loksmarkt Agency - https://www.loksmarktagency.ru ( Оставить заявку на бесплатный аудит)

Телефон для связи: +7 (905) 719-69-16

Почтовый ящик: info@loksmarktagency.ru

Почтовый ящик: pr@loksmarktagency.ru

4040
31 комментарий

Статья занимательная, конечно. Т.е если работодатель кинул сотрудника на бабки, не выплатил что-то и пинком под зад уволил, то можно просто удалить об этом отзыв и все будет зашибись. Никто не узнает, что работодатель редкий мудак и платит три копейки раз в пять лет.

2
Ответить

Да с отзовиков вроде не так уж и просто удалить комменты. Ну во всяком случае я так думаю, да и автор тоже об этом пишет ведь в статье.

Ответить

Работа с негативом, обязательно ответы на большинство отзывов от лица компании. Обратная связь всегда очень важна для человека.

Ответить

Вот мне даже на коммент никто не ответил. Ну там такая контора, что вообще не всех насрать.

Ответить

Мне очень нравится, когда на негатив отвечают через месяц или пол года, вам не смешно с такой "работы"?

Ответить

Опять вы про свои отзывы!

Ответить

Не опять, а снова)

Ответить