Digital Spotlight: Искусственный интеллект vs копирайт, недостаток трафика и недоверие к Google

Digital Spotlight: Искусственный интеллект vs копирайт, недостаток трафика и недоверие к Google

Недоверие к Google

В начале осени Google признался в том, в чем его подозревали уже давно: устами своего старшего менеджера и вице-президента Джерри Дишлера, корпорация заявила об искусственном завышении цен на аукционе на 5%.

Это в некотором роде подтвердил исполнительный директор Адам Джуда, заявив на заседании Антимонопольного Суда США, что «компания использует формулу (расчета аукциона), которая включает в себя (переменную) качество рекламы для принятия решения, кто победит в аукционах, используемых для размещения рекламы на веб-сайтах». Также Адам Джуда признал, что это напрямую повышает цену для рекламодателей. На рынке заявили, что не верят ни в какие 5%, утверждая, что цены могут прыгать и вдвое.

Событие во многом фундаментальное, так как с этого признания худшие ожидания рынка по отношению к BigTech оправдались: платформы манипулируют аукционом, самым важным, что есть у любой рекламной платформы. Уровень доверия к Google упал достаточно сильно, и теперь его предложения, как некогда лидера цифровых технологий, разворачиваются с шумной критикой в спину.

Например, Youtube хотел зайти на рынок измерений CTV рекламы, на которой сейчас господствует Nielsen, выдав свой стандарт измерений. Однако рынок от этого предложения пока отказался – имея дело с Google сейчас модно проводить аудит с привлечением третьей стороны.

Или, например, показательна история с Google Chrome’s Privacy Sandbox. Главный конкурент Google среди DSP платформ, The Trade Desk, открыто и громко критикует это решение. И тут интересен, конечно, не сам факт критики, а то, как отраслевые медиа рассматривают этот шаг. Выглядит это, словно старого спортсмена задирает молодой выскочка-коллега, а рынок на это событие смотрит с жалостью к старику, но и с чувством необходимого воздаяния ему за все грехи, коих немало.

И все это на фоне более мелких событий, типа битых ссылок в отчетах или показ поисковой рекламы на странных партнерских сайтах. То есть, они сами по себе не маленькие, но на фоне остального кажутся незначительными и само собой разумеющимися.

Google, конечно, будет пытаться восстановить репутацию и доверие, но ближайшее время им остается только ждать, когда все забудется.

Искусственный интеллект против копирайта и наоборот

С момента появления чат-ботов на основе искусственного интеллекта, да и вообще, наверное, с момента появления нейросетей, главной кормовой базой (кроме, электроэнергии) для них стал контент.

Что есть человек, если не его опыт?

Но наш опыт не был защищен законами о копирайте. В этом плане нейросетям намного сложнее. Практически сразу, как появились технологии ChatGPT и другие генеративные нейросети, встал вопрос о копирайте. Еще в июне писатели Пол Тремблей и Мона Авад подали в суд на OpenAI, утверждая, что их книги использовались для обучения. Как они про это узнали? ChatGPT сам про это ответил.

В ноябре добавился еще один знаковый иск, в котором кроме OpenAI также обвинялась, и корпорация Microsoft, которая стала главным инвестором и интегратором продуктов первой.

В иске указано, что ChatGPT проработала десятки тысяч нехудожественных книг без разрешения авторов и не заплатив ни копейки! Какая наглость!

И вот уже в конце года, на OpenAI и Microsoft подал в суд сам New York Times, примерно с тем же самым набором обвинений – использовали материалы без разрешения.

Несмотря на то, что кажется, что эта неразбериха происходит исключительно вокруг нейросетей, это не так. Можно хотя бы вспомнить требования Канадского правительства к Google: по новому закону технологическая корпорация должна платить новостным площадкам, на чьи новости она ссылается. И совсем недавно Google согласилась.

Технологические корпорации сейчас находятся в ситуации серьезного подрыва доверия и наступления со стороны государственных органов большинства стран. Причина простая: у BigTech много информации, много денег, а, следовательно, много власти. И пока BigTech находится в обороне, каждый пытается забрать себе от него кусок.

В этих кейсах мы видим столкновение нового и старого цифровых миров, подходов к ним, и любое решение определит будущее технологического рынка.

Болезненный недостаток трафика

Закончить хотелось бы на позитиве!

Перед самым новым годом в интервью ADPASS гендиректор компании СберСеллер Наталья Дмитриева рассказала, что этой осенью компания столкнулась с тем, что не может разместить ряд клиентов ввиду недостатка трафика.

Проблема само собой не нова и «где же тут позитив», спросите Вы? Давайте по порядку. В одном из прошлых дайджестов я уже упоминал проблемы с недостатком качественного инвентаря – люди хотят дешевые прероллы и баннерную рекламу, а им вместо этого подкидывают суррогат в виде Fly-roll и MFA сайтов.

Однако, проблема намного глубже! Издревле автоматизированная закупка рекламы подразумевала под собой крайне потребительский (в плохом смысле) к инвентарю: собирай самые сливки в размере 1-5% от всего доступного трафика, а остальное «пропади оно пропадом, не мои проблемы» по самой низкой цене. Морально клиент прав, если забыть, что все мы работаем в одной экосистеме. И пока был недостаток денег (недонасыщение) и был переизбыток инвентаря, эта схема работала.

Паблишеры в свою очередь дабы удовлетворить потребности клиентов вместо наращивания качества и целевых форматов, стали делать упор на низкую цену и число запросов, чтобы стать заметнее для платформ, через которые совершаются закупки. То есть, инвестиции шли не в разработку контента и изобретение продуктов, чтобы удовлетворить потребности рекламодателей, например, в прероллах, а в попытки удешевления и выделения себя на фоне конкурентов.

Теперь когда стало много денег, больше, чем нужного рекламного инвентаря, рынок столкнулся с его дефицитом. И эта проблема не может решиться никаким другим образом, кроме как создания новых продуктов, которые сформируют новый инвентарь.

Значит впереди нас с большой долей вероятности ждет изумительное время инвестиций в создание контента, форматов и инструментов для работы с ними, и все это будет происходить как внутри экосистем, так и за их пределами.

Если это не win-win, то что же тогда? Так что вполне возможно, что следующие пять лет нас ждет новая золотая эпоха Рунета.

2 комментария

Добрый день! Заметили небольшую неточность в статье. В части о болезненном недостатке трафика перепутали должность Натальи Дмитриевой, она является генеральным директором компании СберСеллер, а не Сбермаркетинга. Вы не могли бы исправить?

1
Ответить

Добрый день!
Прошу прощения, все поправили.

Ответить