Выживут не все: проблема предпринимателя в малом городе

Есть ли для местного бизнеса хоть какое-то поле для маневра в малых городах на фоне сокращения спроса, отъезда населения и наступления федеральных игроков в большинстве территорий?

Ситуация действительно часто драматична, и настроение безнадежности, чувство экзистенциального тупика захватывают предпринимателей. К тому же в этой среде наступила стадия профессионального выгорания. Люди, создавшие свой бизнес еще в 90-ые, чувствуют сильное давление накопленной усталости: за этот период так часто менялись обстоятельства их жизни, правила игры и деловой климат, что делать еще рывок для развития бизнеса сил уже нет. А рекрут новых бизнесменов из молодых поколений сильно ограничен: наиболее активная молодежь с предпринимательскими задатками уезжает в крупные города из-за падения спроса.

Возможно, показанное Звягинцевым в «Левиафане» положение вещей несколько утрировано. Но даже если вынести за скобки проблему административной и криминальной ренты, надо понимать, что последнее десятилетие бизнес находился в постоянном состязании с государством, которое создавало все новые инструменты контроля, а предприниматель убегал, играл в прятки, откупался. И поскольку он убедительно докажет, что работать в белую сегодня практически невозможно, эта гонка была для него вопросом выживания. Поэтому малый город представляет собой два экономических слоя: один находится в относительно прозрачной зоне, поэтому поддается статистике и какому-то учету. Второй скрыт в тени, крайне неформален, практически не попадает на мониторы государства. На экспертном уровне можно предположить, что эти два сегмента распределены сегодня примерно в равной доле, однако налоговая система будет неуклонно сокращать серую зону за счет цифровых инструментов.

Распространенное настроение среди предпринимателей - растерянность, неуверенность перед будущим, страх новых угроз со стороны государства. А поскольку предприниматели - наиболее пассионарный слой населения территорий, их пессимизм отражается на всей среде. Малые города очень компактны, информация в них циркулирует быстро, поэтому сворачивание бизнеса сразу становится заметной новостью. Особенность небольших городских компаний - их полная зависимость от личности владельца, его умения адаптироваться, находить новые решения. Однако это - очень ограниченный ресурс. Пессимистам сложно перестраивать себя ментально; к тому же возрастные ограничения не добавляют энергии.

Секторов, которые заполнял малый бизнес, изначально не так уж много. В первую очередь, торговля, однако федеральные сети дожимают этот сегмент, и если он не станет находить свои уникальные ниши, то вскоре и дожмёт. В теории такой нишей для торговли могла бы стать крафтовая местная продукция, как это происходит в городах Западной Европы. Однако для этого рынка необходим другой уровень платежеспособного спроса, когда потребитель может позволить купить продукты не только в супермаркете, но в местной лавочке, где цена выше, но зато здесь «своё, более качественное». Помимо торговали и общепита, муниципальный бизнес предлагает, по идее, разные виды сервисов, однако здесь цифровые платформы серьезно меняют рынок. Пока не очень понятно, как будет трансформирована под их влиянием местная экономика и, в первую очередь, структуры, которые появились в доцифровую эпоху.

Сейчас модно тиражировать успешные кейсы - рассказывать, как тот или иной город вырвался из деградации, показал рост, например, города-курорты или города, плотно встроенные в крупные агломерации. Но в реальности таких случаев крайне мало, они, скорее, затемняют положение вещей. Если у малого города нет крупного инвестора, естественного преимущества или возникшей по какой-то причине серьезной государственной поддержки, он неуклонно теряет позиции. Таких в общем массиве малых городов - примерно 75% по данным мониторинга «Экспертного совета по малым территориям» (ЭСМТ, rusregions.com).

К сожалению, сегодняшняя структура управления территориями в России не делает саму муниципальную власть реальным заинтересантом развития местного бизнеса: практически все налоги уходят в региональный и федеральный бюджеты. Городской власти остается только небольшой земельный налог - слабый стимул, чтобы мэр пытался создать у себя хорошую деловую среду или привлекал инвестиции. Однако даже в этой почти фатальной ситуации какие-то окна возможностей существуют.

Изучение успешных кейсов городского развития, который проводит ЭСМТ показывает, что позитивные решения возможны, если местный бизнес находит ряд уникальных преимуществ, которые удается красиво упаковать в информационный продукт и интегрировать в глобальный тренд. Поиск таких решений идёт сегодня примерно синхронно. Ряд проблем не является специфически российским: в похожей степени он может проявляться в Германии, в США, и, тем более, в гораздо менее успешных странах.

Одна из таких опций - возобновление интереса к местным брендам, которые часто ассоциируются с уникальностью продукта, порою - с более высоким качеством, «натуральностью» и местной легендой (которая часто оказывается креативной разработкой). Это хорошо попадает как в идеологию «здоровый жизни», так и в поиск собственной идентичности внутри глобального маркетинга. Отдельные нишевые предложения, создаваемые в малых городах, могут втискиваться между крупными игроками, для которых масштаб таких инициатив слишком мелок; но его вполне достаточно для региональной экосистемы.

Здесь есть масса сложностей, связанных с дистрибуцией, маркетингом, масштабированием бизнеса. Но, тем не менее, постепенно локальные бренды расчищают себе пространство, например, на продовольственном рынке, в производстве косметики, в декоративных предметах. Часто предприниматель не видит такой возможности, просто потому что он слишком закупорен в своей среде. Есть дефицит свежего взгляда, который может взглянуть на ситуацию. Понятно, что никакого серьёзного консультанта владелец местного бизнеса пригласить не может; функцию навигатора могла бы выполнять региональная власть, но она в ряде случаев не может даже корректно описать проблему. Если что и помогает, то повышенная социальная мобильность: личное знакомство с чужим опытом.

На некоторые малые города так или иначе будет влиять тренд по формированию метрополий - суперагломераций, которые стягивают друг к другу большие блоки территорий. Классическим примером такой структуры является московский макрорегион: примерно 10 областей, окружающих столицу. За счёт этого процесса формируется сложная территориальная система с внутренней специализацией. Малые города - естественная зона рекреации, альтернативы трудоемким дачным хозяйствам; здесь же возможно создание медицинских кластеров, зон дожития для людей старшего поколения, технопарков.

Здесь, правда, любую территорию, включая ее предпринимательский слой, будет ждать мощное поле конкуренции. Площадок заведомо больше, чем потенциальных проектов. Даже если смотреть на ситуацию в соседних вокруг Москвы, мы увидим крайне мозаичную картину: депрессивный фон может включать вполне современные анклавы, которые находятся в фазе быстрого развития. Как формируются победители? Далеко не всегда только за счёт естественных преимуществ - инфраструктуры или промышленного ресурса. Срабатывает умение местных сообществ составить своё собственное предложение внешнему миру. А вот каким будет это предложение, зависит от консолидированной работы местного бизнеса и власти.

Вообще рост агломераций - явление, как показывает мировой опыт, циклическое. Периодически наступает фаза стабилизации и даже пресыщения: формируется тренд на отъезд из крупных городов, уход от давления мегаполисов, на поиск более дешёвых и компактных пространств. В Европе, например, такой цикл был в 60-70-ые годы прошлого века. В России сегодня для этого гораздо меньше оснований ввиду сильного разрыва между качеством жизни в мегаполисе и в малом городе. Однако постепенное проявление встречного тренда все же возможно, уже встречается, например, вокруг калининградской агломерации.

К сожалению, новые возможности практически не закладываются в пространственную политику малых городов. Безвкусная типовая застройка, снос исторических зданий и разрушение природных ландшафтов убивают их уникальность. Город часто отказывается от своих естественных преимуществ ради короткого эффекта. Однотипный, безликий городской ландшафт имеет гораздо меньше шансов на успех, чем среда со своей атмосферой, своим явным отличием от мегаполиса. Выиграют поэтому те, кто совместит оба подхода: сохранение идентичности и умение на их основе встраиваться в крупные территориальные бизнесы. А вообще, в городской конкуренции, как и в бизнесе, в конечном счете побеждают команды. Иными словами, умение власти консолидировать человеческий капитал для решения общей задачи - перехода в фазу развития.

1616
19 комментариев

Согласен.

В малых городах ситуация патовая: спрос на все крайне низок из-за неплатежеспособности. Только самая дешевая еда, одежда и услуги, в которых маржа будет ничтожной, а издержки (коррупционные тоже) очень высоки.
Предпринимателям проще бросить все и уехать.

Агломерация в Кениге не особо-то и сложилась, это малые городки где заработки 12-15К которые ежедневно ездят в город за 20-20К теряя большую часть на переезде и обедах. Да и промышленности там нет никакой, весьма депрессивный регион.

Тренд на бегство из города в сабурбан давно иссяк, со слов риэлторов. Дом сейчас это обуза, которую сложно продать, дорого содержать и тяжело обустраивать. 2-3 года на энтузиазме можн прожить, но затем детям надо нормальную школу, быть сам себе дворник, электрик, истопник и охранник надоест скоро и народ пытается назад в город убежать

5
Ответить

Кениг - это Калининград? Депрессивный регион в часе езды от Европы?

Ответить

Пожалуйста, разбейте текст на абзацы по пять-шесть строк

2
Ответить

Поддерживаю. Интересно, но глаза устали 

2
Ответить

Отличная статья! Хотя и несколько наукообразная, не совсем подходящая для аудитории этого ресурса. Зато каков слог! Экзистенциальный тупик, пассионарный слой, реальный заинтересант etc. - "вкусно" написано :)
P. S. Вы случаем не из Калининграда?

1
Ответить

Возможно, показанное Звягинцевым в «Левиафане» положение вещей несколько утрировано. Да не, все так и есть, один в один. Дальше можно было не читать. Все хуево. Хуевые предприниматели хуево предпринимают, а хуевые власти хуево развивают хуевые города.

1
Ответить

Прекрасная статья, очень хорошая подача. Пишите еще!

Ответить