Как записать рекламный аудиоролик: полное руководство по озвучиванию и изготовлению аудиорекламы

Мы живём в эпоху Интернета, и может сложиться поверхностное впечатление, что только визуальная реклама является эффективной. И всё же пока рано списывать со счетов рекламные аудиоролики: они по-прежнему работают, привлекают внимание целевой аудитории и приводят к продажам. И, кстати, по части эффективности радиореклама показала результаты в 10 раз лучше по сравнению с другими форматами типа телерекламы, онлайн-рекламы и печатной рекламы в глянцевых изданиях. Поэтому очень может быть, что именно рекламные аудиоролики станут лучшим средством для развития именно вашей компании.

Конечно, о разработке аудиорекламы легче говорить, чем заниматься её заказом и изготовлением. В этом материале я расскажу всё, что нужно знать о рекламных аудиороликах. Статья будет полезна тем, кто рассматривает возможность использования рекламы в аудиоформате.

Как записать рекламный аудиоролик: полное руководство по озвучиванию и изготовлению аудиорекламы
Андрей Одинцов
Диктор и основатель онлайн-сервиса заказа озвучки Overvoice

Привет, меня зовут Андрей Одинцов, я развиваю умный онлайн-сервис заказа озвучки Overvoice. О тонкостях выбора подходящих дикторов для разных проектов знаю не понаслышке: я работаю в индустрии озвучивания 15 лет и понимаю, на чём строится вся цепочка от начала формирования заказа до непосредственного выпуска аудиопродукции в эфир.

В этой статье:

Почему аудиореклама настолько эффективна?

Говоря об эффективности аудиорекламы, мы забираемся на территорию маркетинга. Однако обходить стороной эту область в поисках ответа, нужен ли такой формат именно вашему бизнесу, было бы неразумно.

Я могу назвать 4 причины в пользу выбора рекламных аудиороликов:

  • Аудиоформат выходит в интимное взаимодействие со слушателем. Пожалуй, ближе уже некуда — повсеместное использование наушников даёт полное ощущение погружения, а это естественным образом создаёт вовлечённость и более сильную реакцию на контент.
  • Аудио доступно где угодно и когда угодно. Слушатели могут потреблять цифровой контент на разных устройствах (в смартфонах, через аудиосистемы, в автомобилях), одновременно занимаясь другими делами (занятиями спортом, вождением автомобиля, домашними делами). В отличие от социальных сетей аудио может быть доступно даже в офлайн-режиме и без экрана.
  • Аудиореклама остаётся одной из последних форм коммерческой коммуникации, которую невозможно заблокировать никакими блокировщиками рекламы. Слушатель, естественно, соглашается на такой компромисс, чтобы потреблять контент, который он хочет слушать, и взаимодействовать с целевой рекламой.
  • Цифровое аудио нацеливается на аудиторию с высокой точностью. Доступные сегодня данные о пользователях — это информация, которая всегда отсутствовала в традиционном радиовещании из-за анонимности слушателей. Цифровое аудио позволяет ориентироваться на нужных людей в нужное время по их возрасту, полу, местоположению, интересам и т. д..

Где сегодня стоит размещать рекламные аудиоролики?

Итак вы пришли к выводу, что вам нужна именно аудиореклама. Вы сами приняли такое решение как владелец, или это ваш маркетолог задал такое направление — в любом случае следующим шагом должно быть понимание, какие конкретно площадки для размещения аудиорекламы вам нужны.

Какие на сегодняшний день у вас есть варианты? Во-первых, отправиться на радиостанцию. Она может быть федеральной, может быть только с региональным вещанием, а может быть представлена исключительно в интернете. Радио на сегодняшний день слушает более половины населения страны. За счёт этого радиореклама получает большие охваты.

Второй по значимости вариант — это подкасты. Здесь важны уже не охваты, а лояльность аудитории. По сравнению с другими рекламными инструментами, вовлечённость аудитории подкастов бьёт все рекорды, и это значит, что даже рекламные интеграции оказываются крайне эффективными.

И третий вариант размещения — digital-платформы и сервисы. Это могут быть голосовые помощники и музыкальные стриминговые сервисы.

Одного только понимания мест размещения недостаточно. Главный компонент эффективной рекламной кампании — это знание, где находится ваша целевая аудитория. Прошли те времена, когда маркетологи бежали за большими охватами. Сегодня важно целиться в релевантную аудиторию. Поэтому на этапе выбора места размещения рекламы придётся погрузиться в исследования интересов тех, в кого вы целитесь, где они обитают и как до них достучаться. Поверьте, эти усилия впоследствии окупятся. Иначе неминуема ситуация, когда условная компания приходит на условную «Европу Плюс» с роликом, скажем, про оптовую продажу тракторов и ждёт, что после рекламного размещения отдел продаж завалит заявками. Не завалит — бюджет улетит на ветер, а та самая аудитория, которая готова покупать трактора, так и не узнает об этой компании, потому что её нет на условной «Европе Плюс» и, возможно, её вообще нет ни на одном радио, и нужно искать другие каналы рекламного размещения.

Как написать грамотный сценарий для аудиорекламы?

За каждой успешной аудиорекламой стоит тщательно продуманный сценарий. Если на этом этапе допустить ошибки, то рекламу не исправит уже ничего: ни профессиональный дикторский голос, ни аудио эффекты. Чтобы ролик гарантированно получился, нужно обращаться к хорошему сценаристу. При самостоятельном написании сценария шансы на успех стремятся к нулю. Помните о том, что в арсенале аудиорекламы недоступны визуальные эффекты, и чтобы закрепиться в сознании потребителей, слова должны точно попадать в цель.

Примерно так рождаются рекламные шедевры

Однако работы одного сценариста на этом этапе недостаточно — снова нужен маркетолог, который знает, на какие болевые точки аудитории воздействовать и какие задачи нужно решить при разработке аудиоролика. Это всегда совместная работа.

Хронометраж ролика может варьироваться от 15 до 60 секунд. Не существует универсальной длины объявления, но обычно их делают по 30 секунд — это самый оптимальный вариант, который, кстати говоря, в исследовании Veritonic превзошёл другие варианты по большинству ключевых показателей эффективности (вовлечённость, запоминаемость, вызов доверия, привлекательность).

Текстовую структуру рекламного сценария лучше выстраивать по схеме «зацепка — тело сообщения — призыв к действию». Зацепка — это сильная и привлекающая внимание фраза, она нужна исключительно для того, чтобы заинтересовать слушателя. Например, вы задаёте вопрос или говорите что-то интересное, что заставляет слушателей захотеть прибавить громкость, а не выключать ваше объявление. За зацепкой следует тело сообщения, другими словами «мясо» вашей рекламы. Здесь вы сообщаете основную информацию, представляете свой продукт или услугу и быстро объясняете, почему слушателям следует выбрать именно его. В идеале нужно сосредоточиться на том, что отличает ваш бренд от конкурентов в вашей нише, будь то цены, многолетний опыт или уникальная услуга, которую другие не предоставляют. А затем используйте сильный призыв к действию (СТА) , чтобы добиться от слушателей того результата, на который вы изначально рассчитывали. Помните, что время у вас ограничено, поэтому говорить нужно прямо и по делу. Расскажите слушателям, чего именно вы от них хотите и дайте чёткие и конкретные для этого инструкции.

Где заказать озвучку рекламы профессиональным диктором?

Цели обозначены и сценарий уже готов. Теперь новый вызов, как найти тот самый голос, который вдохнёт жизнь в текст? О том, какие варианты по озвучке аудиопроектов в принципе у вас есть, я писал отдельную статью «Где найти диктора для озвучки: разбираем все варианты, как заказать голос диктора для вашего проекта». Если коротко, то из предложенных там вариантов, вам подойдут услуги студии аудиопродакшна либо самостоятельный найм диктора и сотрудничество со звукорежиссёром, который соберёт итоговый аудиоролик.

И есть ещё более простой вариант — это воспользоваться онлайн-сервисом заказа озвучки Overvoice, где достаточно выбрать формат «реклама», отправить текст, который нужно озвучить, и на выходе забрать готовый аудиоролик. Это, кстати, не только самый простой путь, но и наиболее бюджетный вариант. Самый минимальный бюджет, который вам потребуется на заказ ролика на Overvoice — это примерно 2 с половиной тысячи рублей, если выбрать диктора с самым низким тарифом.

И раз уж зашёл разговор о финансовой стороне изготовления рекламных аудиороликов, то дам совет: НЕ экономьте на дикторе. Именно от его работы зависит, зазвучит ли текст вашего сценария и удастся ли привлечь внимание аудитории к вашему сообщению. Да, разброс расценок на услуги озвучки у разных дикторов очень большой, и само ценообразование здесь достаточно условное. Особенно хорошо это видно по дикторам-новичкам, которые сразу же задирают цены, совершенно не зная рынка и как здесь всё работает. Можно купить дорогого диктора, и получить озвучку ужасного качества. Зная это, мы, например, на Overvoice тщательно отбираем все дикторские заявки на присутствие на платформе, чтобы с клиентами работали только уже состоявшиеся в профессиональном плане дикторы.

Единственное, на что стоит ориентироваться при выборе голоса диктора — это на личное восприятие. Слышишь голос, он тебе нравится — спроси ещё у окружающих тебя людей, нравится ли он им тоже. Чем большему количеству людей нравится конкретно этот голос, тем больше доводов заказать именно его.

Хороший голос! Берём

Этот лайфхак, конечно, не касается дикторов федерального значения, голоса которых легкоузнаваемы. Такие дикторы профессионально работают с текстом, и можно с уверенностью говорить, что в этом случае вы однозначно застрахованы от халтуры. Здесь, кстати, уже и сэкономить не получится — голоса известных дикторов могут стоить и 7, и 10, и даже 20 тысяч рублей (а в случае размещения на федеральных радиостанциях ценник может доходить и до 50 тысяч рублей), но при этом вы получаете большее доверие от аудитории, потому что она уже знает этот голос и автоматически переносит эту узнаваемость и на бренд, о котором слышит в рекламном сообщении.

Как не нарушить ничьи авторские права?

Ещё один «ингредиент» рекламного ролика — это музыкальное сопровождение. Музыка является объектом авторских прав. За их соблюдением следит Российское Авторское Общество. Особую бдительность оно проявляет в отношении известных песен и мелодий. И если в каких-то отдалённых регионах у кого-то прокатывает обходить стороной авторское право, то в Москве и близлежащих областях такие фортели оборачиваются большими штрафами и даже уголовным наказанием.

Менее рисковый и максимально бюджетный вариант обеспечить свою рекламу подходящим музыкальным фоном — это обратиться к условно-бесплатным аудиостокам. Лично я в работе пользуюсь российской «Звукобазой» и зарубежными AudioJungle, Freeplay Music и Epidemic Sound. Лицензии на использование музыки при этом могут быть разные: можно, например, «взять в аренду» на полгода мелодию, а можно её выкупить полностью — я думаю, тут понятно, что речь идёт о совершенно разных финансовых затратах.

Почему вопрос лицензирования так важен? Дело не только в штрафах от РАО. Эта информация заносится в паспорт ролика, который у вас обязательно потребуют в случае размещения рекламы на радио. Наличие паспорта рекламного ролика выводит вас в поле легитимности и говорит о том, что у вас как у заказчика заключено соглашение с производителем музыкальной композиции о её использовании.

Каких ошибок стоит избегать?

Всё, о чём я выше написал, так или иначе основано на чьих-то ошибках: кто-то пытается сэкономить на дикторе, кто-то самостоятельно пишет сценарий, кто-то пренебрегает качественным исследованием аудитории. Старайтесь не идти этим путём, если хотите получить результат от рекламного аудиоролика.

И есть ещё один важный момент, о котором часто забывают региональные заказчики, как показывает моя практика. Не стоит стремиться к созданию максимально кричащего ролика — он не сработает. Встаньте на место слушателя: если вам кричат в ухо, его хочется заткнуть, а если шепчут — наоборот, прислушаться. Это чистая психология. Помните о ней, когда будете заказывать рекламный ролик. Спокойная подача без эмоциональных всплесков выделит в рекламном блоке ваше сообщение на фоне других, потому что все кричат и настойчиво зазывают к себе: «Акция! Акция! Приходите — покупайте!»

Я желаю вам успехов в разработке рекламных аудиороликов — и не забывайте, что на Overvoice есть большой выбор профессиональных дикторов, которые готовы воплотить в жизнь ваш сценарий аудиорекламы.

22
Начать дискуссию