Как побесить брендинговые агентства и провести открытый тендер в Facebook
В сентябре прошлого года к нам в профессиональное брендинговое сообщество We branding обратились заказчики из Жилищной экосистемы ВТБ и предложили провести открытый тендер на разработку названия для онлайн-сервиса по недвижимости.
Дали вводные — описали суть проекта, категорию, конкурентов и характер, обозначили сроки. Основными требованиями сделали три пункта:
Название подлежит правовой охране;
Есть возможность регистрации или покупки соответствующего домена в RU зоне (а если домен занят, то владелец должен быть готов его продать);
Приоритетное написание — кириллица, транслитерация на латиницу должна быть без сложностей (вроде двойных согласных и т.д.).
Нам идея зашла: We branding — крупнейшее отраслевое сообщество в СНГ на Facebook, в котором мы за несколько лет смогли собрать целую экосистему. В ней начали вариться практически все, кто имеет отношение к брендингу — и представители топовых агентств, и руководители, и фрилансеры. Получился челлендж — провести тендер в нестандартном для отрасли виде среди большого количества специалистов.
Победитель получал 500 000 рублей, включая НДС фактически за несколько минут, потраченных на название и его проверку — ожидаемо, случился ажиотаж и варианты посыпались сразу после публикации новости.
Как всё началось
Почти сразу участники нашего сообщества стали предлагать первые варианты, а пост с тендером собрал больше пятисот комментариев.
В итоге участники предложили больше пятисот названий, а без повторов и нарушений требований мы получили 450 вариантов неймов для заказчика.
Чтобы облегчить проверку, договорились с сервисами поиска товарных знаков и подарили участникам промокоды на несколько бесплатных поисковых запросов, это существенно ускорило процесс.
Представители Жилищной экосистемы ВТБ выбрали финалиста, к его варианту добавили ещё два, которые ранее заказчику предложили агентства. Эти три названия предстояло проверить на потребителях и уже после выбрать победителя.
Где в этой схеме слабые места
Единственная во всей этой истории проблема возникла с неожиданной стороны — заказчик утвердил название, не входившее в список финалистов. Но похожее название предложил и один из участников тендера, Владислав Снег.
Речь идёт о названии «Метр квадратный», который в вариации «Квадратный метр» был у Владислава. И заказчик, и мы понимали, что это даже не проблема, а досадное совпадение (действительно, среди предложенных ранее агентством было именно это название, а в нашем сообществе в комментариях присутствовало название Владислава).
Если подходить формально — это разные неймы, но заказчик с самого начала занимал открытую позицию, и после короткого обсуждения мы нашли компромисс — Владислав Снег получил половину выигрыша, то есть 250 000 рублей.
Весь тендер от старта до объявления победителей занял чуть меньше четырёх месяцев.
Что говорит заказчик
В целом все возможные риски стоили результата. Для таких топовых компаний, как Жилищная экосистема ВТБ, проведение подобного тендера — весьма нестандартная ситуация, но у задачи горели сроки, поэтому заказчик решился на эту небольшую авантюру.
Как заволновались традиционные агентства
Отрасль отреагировала неоднозначно — с одной стороны, это действительно крутой подход, который помогает избежать лишней бюрократии, снижает затраты и быстро генерирует несколько уникальных идей. С другой — присутствуют риски, а некоторые агентства и вовсе расценивают это как демпинг — заказчик получает доступ к специалистам, которые делали бы эту работу, обратись он в агентства, но в We branding это происходит без посредничества, напрямую.
В основном в отрасли возникают вопросы именно к сохранности идей:
Сам Денис, как и многие представители топовых брендинговых агентств, участвовал в тендере наравне с другими авторами неймов, но отметил, что перспективы в проведении таких конкурсов не видит.
Кто-то наотрез отказывается принимать участие в подобных тендерах. Мол, ставить задачу и брифовать надо качественно, а риски неоправданно велики.
Почти все представители крупных агентств в один голос говорят, что такого рода тендеры проводить опасно — кто-то переживает за риски, кто-то за квалификацию участников и конечный результат, но почти все в этом тендере поучаствовали — механика группового брейн-шторма, в конце которого есть шанс получить 500 тысяч быстро затмила все сомнения.
Мнения специалистов по неймингу
Мы решили обратиться напрямую к людям, которые много лет профессионально разрабатывают названия. В частности, просили оценить результаты тендера.
Неймеры отмечают, что главная сложность таких открытых тендеров в том, что приходится обрабатывать большой массив данных и выбирать из слишком большого множества вариантов.
Чему мы научились
Нам удалось немного встряхнуть рынок таким нестандартным подходом — очевидно, что с задачей, которую поставил заказчик, мы справились (хотя и не без проблем, история с половиной выигрыша явно слегка смазала успех).
Мы смогли доказать себе и рынку, что такие тендеры можно проводить — они дают нужный результат при грамотном подходе и должном уровне организации. Но важно учесть эти три главных момента:
Убедитесь, что профессиональный уровень потенциальных участников достаточно высокий. Не надо путать данный формат с «народными конкурсами», результат будет совсем иной.
Максимально точно формируйте бриф, добрифовывать сотни человек по телефону или в переписке — это такая себе история. На данном проекте мы отвечали за то, чтобы клиент предоставил всю необходимую информацию из того, что было возможно выложить в открытый доступ.
Убедитесь, что вам хватит опыта и ресурсов отобрать действительно лучшие названия среди нескольких сотен вариантов. Пожалуй, это самое сложное.
А то, что с таким названием в каждом регионе по 5 агентств недвижимости не смутило?)
И очень интересно как выполняются условия про транслитерацию и домен.
Центр Поддержки Предпринимательства поставляет клиентов вашему бизнесу. Тендеры с авансом, прямые контракты от крупнейших заказчиков в рамках поддержки малого бизнеса, а так же субконтракты без торгов! cpp-group.ru
А то, что с таким названием в каждом регионе по 5 агентств недвижимости не смутило?)
И очень интересно как выполняются условия про транслитерацию и домен.
Прочитал внимательней и нашёл m2 ru, видимо продавался.
https://m2.ru/
бабосы клиент зажал, вот что((((
591 название в итоге – мечта клиента)))
А что, разве плохо?
Выбирать тяжело, об этом клиент в начале обычно не задумывается((
Комментарий недоступен
А это мысль
мякотка пошла.....
Что вы имеете в виду?
Как ново!
Разве часто такие крупные игроки проводят тендеры на Facebook?
Обсуждение агонь
Центр Поддержки Предпринимательства поставляет клиентов вашему бизнесу. Тендеры с авансом, прямые контракты от крупнейших заказчиков в рамках поддержки малого бизнеса, а так же субконтракты без торгов! cpp-group.ru