Что не так с группой VC.RU ВКонтакте? Анализ данных сообщества VK в Power BI
При ведении ВК важно анализировать статистику группы. И не только своей - данные конкурентов тоже бывают полезны. Так гораздо проще понять что заходит подписчикам, а что - нет. Сегодня проанализируем как идут дела у сообщества VC.RU ВКонтакте. В конце поделюсь полезным скриптом, подведу итоги и составлю гипотезы по повышению активности группы🔥
3 года роста и 7 лет стабильности
Сообщество VC начало публиковаться 22 декабря 2011 года. За это время было сделано почти 93 000 постов, которые получили более миллиарда просмотров - результат впечатляет:
От скромных 2-4 постов в день VC дошли до почти 30 постов в сутки и держали этот уровень в течение 7 лет. Всё это время показатели активности держались на хорошем уровне. Казалось, так будет всегда, но в 2022-м количество постов начало уменьшаться.
К 2024-му году показатели сильно ухудшились:
- конверсия в активность стала 0.23% вместо 0.4-0.5% (падение в 2 раза)
- просмотры на пост снизились до 12К (падение в 2 раза от 2017 года)
- лайков на 1 пост стало менее 15 штук (ранее достигало 90-100 лайков)
- да и постов в день всего 15 (ранее было ближе к 30)
Почему всё так хорошо работало?
Просмотры в ВК появились с 2017-го года. С этого момента мы можем измерять CR из просмотра в активность. Это помогает понять сколько из увидевших пост с ним взаимодействовали: нажали лайк, сделали репост или прокомментировали. Динамика CR из просмотра в активность по годам такова:
Посмотрим на посты 2017 и 2021 годов, которые набирали рекордную активность и имели очень хороший CR:
Что же так поднимало активность в группе?
- Первое - это, конечно же, мемы. Недаром, самые активные посты в группе за все годы - это мемы (хотя и не всегда приличные 😊).
- Конкурсы, в которые люди активно вписывались + необычные проекты, которые люди поддерживали.
- Яркие человеческие истории, которые всегда вызывали массу эмоций и соответственно активностей.
- Интересные подборки, например "топ 14 документалок..." или "список полезных сервисов...".
Но в 2023-м году контент в группе стандартизировался. Смешных мемов уже нет, а группа начинает терять популярность😭
К чему приводят тексты в стиле нейросетей
"У нас есть ChatGPT, копирайтеры больше не нужны" - говорили они.
Но всё оказалось несколько сложнее.
Если внимательно посмотреть на посты 2024-го года, 90% из них написаны по одной схеме. В них 2 предложения (или абзаца), разделённых отступом и очень средняя активность, зависящая исключительно от самой новости:
Такой пост вполне может генерить ChatGPT. Ведь при потоке в 15-30 постов в день это очень заманчивое решение. Но люди чувствуют отсутствие живых постов и активность неминуемо падает.
Даже если текст написан человеком, но человек себя никак не проявил, пользователю подсознательно кажется, что он общается с нейросетью. Он не чувствует эмоций со стороны автора и уходит в другое место.
Итоги и гипотезы
В последнее время контент многих групп сильно автоматизировался. Жаль, но часто это приводит к снижению активности пользователей. Отсутствие ярких увлекательных постов, пусть даже мемов, влияет на активность во всей группе.
Как итог - с середины 2023-го года ни один пост группы VC.RU не залетел на 100+ тысяч просмотров, что раньше случалось часто:
Возможно, в 2024-м что-то залетит, но явно не так массово как в 2020-2022 годах. И мы приходим к еще одному правилу:
За 2023-й год VC.RU получили в ВК примерно в 2.5 раза меньше комментариев, чем было в среднем за последние годы. Так что активность пользователей и правда требует восстановления😩
Основные гипотезы для восстановления активности в группе VC.RU:
- Добавление творческой составляющей даже в новостные посты поможет в повышении их активности.
- Мемы и конкурсы помогут вернуть активность группы на прежний уровень, а то и сильно повысить.
- Истории про реальных людей и подборки для реальных людей помогут очеловечить контент и убрать ощущение будто он сгенерирован.
- Банальные приёмы (типа вопроса в конце поста) помогут вовлечь людей в диалог и повысят активность в постах и их просмотры.
Имея под миллион подписчиков, восстановить активность не так сложно. Если конечно двигаться в этом направлении:) Если учесть какие охваты может давать ВК при небольших затратах, игра вполне стоит свеч🤑
Как собрать данные ВК: инструменты и ссылки
Для сбора данных ВК (по своей или чужой группе) вам потребуется получить токен VK. Тут 2 варианта - создать своё приложение или воспользоваться нашим. В ссылке на токен уже прописан client_id нашего приложения, поэтому если создаёте своё - его надо заменить. На Github вы найдёте ссылку на создание своего приложения + нашу ссылку на токен.
Если работаете в Excel, отключайте параметры уровней конфиденциальности, иначе будете наблюдать ошибку Formula.Firewall.
Чтобы вызвать функцию, нужно открыть Power Query, создать пустой запрос и заменить код пустого запроса на код функции. После этого можно вводить параметры.
Вам потребуется название группы, ID группы и токен. ID группы можно взять из URL открыв любой пост группы, выделил его жирным:
vk.com/vcru?w=wall-33393308_909840.
ID берётся с минусом перед ним, а название без vk.com:
Не рекомендую тянуть группы типа VC с помощью Excel: всё же 93000 постов - это многовато, лучше делать это через Power BI.
Если вам нравится Power BI и приведённые выше визуализации, обязательно подпишитесь на наш Telegram -> t.me/directprobi.
Введя "ВК" в поиске нашего Telegram-канала, вы найдёте видео про анализ других групп, а также инструкцию по получению исходника отчёта в Power BI.
А как вы анализируете свои группы ВК? Может группы конкурентов? Замечали какие-то тренды? Делитесь наблюдениями в комментах!😉