Рубрика развивается при поддержке

От онлайн-курса до собственной LMS и агрегатора: как мы подружились с EdTech

За полтора года мы обучили основам веб-дизайна более 70 студентов, заработали 950 000 рублей, запустили собственную LMS и платформу-агрегатор — и всё это с минимальным бюджетом на рекламу и продакшн.

В закладки

Мы решили поделиться своей историей развития на рынке онлайн-образования, вдохновившись опытом коллег по цеху. Но начать хотелось бы с нескольких дисклеймеров:

  • Описанный ниже опыт не является объективной инструкцией и, тем более, не описывает истинно верный подход к организации онлайн-обучения.
  • Курсы — второстепенный источник доходов для нашей команды, придуманный как хобби. Многое из того, что описано ниже, сегодня мы бы сделали по-другому. Но опыт на то и опыт — его нужно анализировать, чтобы не совершать ошибок в будущем.
  • Мы против инфоцыганства. Мы не занимаемся активной продажей курсов с кучей акций и скидок. Мы не обещаем трудоустройство и горы золота. Наоборот — мы предупреждаем, что успех и эффективность обучения зависит исключительно от стараний самого студента. Если человек лентяй, и не готов работать над собой — наши курсы ему не помогут.

Ну вот теперь с чистой совестью можно переходить к делу.

#0. Вводные данные

Перед рассказом о нашем пока скромном пути в онлайн-обучении будет правильно описать бэкграунд, с которым мы начинали:

  1. Год существования веб-студии + около пяти лет в дизайне и разработке сайтов. Возможность создавать любые рекламные материалы и автоматизации с нулевыми затратами (здесь и далее — личное время за затраты не считаем).
  2. Блог на сайте студии. Около 20‑30 уникальных посетителей в сутки. Это стартовая цифра — ниже опишем, как мы увеличили её в 15 раз.
  3. Мёртвый YouTube-канал по дизайну — около 500 подписчиков. На момент начала работы над курсом ролики не выкладывались на канал около двух лет.

С этим багажом было решено штурмовать привлекательную на тот момент вершину под названием «Онлайн-образование». Тягаться со школами-гигантами цели (да и возможности) не было, но свой небольшой кусок пирога ухватить хотелось. Вот, что из этого получилось.

#1. Создание курса по веб-дизайну

Мы поступили ровно так, как описано в кейсе наших коллег — не стали записывать весь курс целиком, а подготовили лишь первую неделю обучения (весь курс разбит на 4 недели, по 10 лекций в каждой). Как только получили первую продажу, приступили к производству остальной части курса.

Забегая вперёд — динамика продаж курсов за последний год (только продажи через платёжные сервисы, без учёта продаж напрямую через ИП).

Проработка структуры курса

Перед записью курса было решено продумать его полную структуру. Начали с примитивного описания модулей и лекций, чтобы хотя бы примерно спланировать длительность обучения и временные затраты на его организацию.

Для мозгового штурма использовали Google Таблицы: разделили все лекции на логические блоки, добавили для удобства цветовое кодирование, определили домашние работы. К каждой ячейке с названием лекции набрасывали комментарии: что стоит упомянуть, про что нельзя забывать, какие примеры добавить.

Затем при помощи гигантской Mind Map описали лекции курса более детально — постарались учесть не только каждый урок, но и каждый слайд и строчку в презентации. Она, к слову, тоже получилась внушительной — 900 мегабайт, 800 слайдов.

Запись и продакшн

Записывали свой первый курс как и полагается любому «молодому стартапу» — в квартире, на фоне кирпичной стены. К этому времени мы уже купили немного освещения для видео-съёмки — всё в пределах 10 тысяч рублей. При желании можно обойтись и без этого.

Запись курса велась на iPhone 6S, звук — на самые обычные наушники с микрофоном. Благодаря нормальному свету картинка получилась сносной.

Параллельно с видео также записывали презентацию и экран с демонстрацией работы в дизайнерских инструментах. Сводили и монтировали всё в ScreenFlow.

Так как курс создавался в формате хобби, времени на его производство в течение рабочей недели практически не было. В итоге, съёмки откладывали до вечера воскресенья — записывали, монтировали и оставляли рендериться на ночь. Утром загружали студентам в личный кабинет. Кстати о нём…

LMS на базе таск-менеджера

В работе веб-студии мы активно использовали Basecamp — один из лучших таск-менеджеров для небольших команд. Решили взять его же для управления процессом обучения. Когда речь идёт об MVP, дополнительные финансовые затраты и время на изучение новой LMS можно считать непозволительной роскошью.

Очевидно, что в долгосрочной перспективе Basecamp для онлайн-обучения — не самое удобное и масштабируемое решение, но для старта и проверки гипотезы вполне подходит.​

Basecamp позволяет создать шаблон проекта, чтобы в будущем копировать его со всем содержимым за считанные секунды. Так и поступили — добавили модули и лекции в виде списков с задачами; в каждую задачу загрузили видео-лекции и инструкции; раз в неделю, при старте нового модуля, открывали доступ к нужным спискам каждому студенту.

В разделе №3 данной статьи мы подробно рассказываем о том, как решили отказаться от таск-менеджера в пользу собственной системы управления обучением.

#2. Продвижение курса

Для продвижения онлайн-курса было решено использовать три основных канала: платную рекламу в соцсетях, YouTube и SEO. Первые два из них приземляли посетителя на цепочку бесплатных материалов, а затем подогревали для последующей продажи. SEO-статьи совмещали этот подход с продажей «в лоб».

Подсчитать достоверно, сколько покупателей принёс каждый из каналов, довольно сложно: например, подписчик на YouTube мог впервые увидеть нас через рекламу, но решение о покупке принять уже после просмотра роликов. В упрощённом виде распределение покупателей по каналам выглядит так:

  • 4% — рекомендации друзей и знакомых;
  • 10% — реклама в социальных сетях;
  • 32% — YouTube-канал;
  • 54% — поисковое продвижение и SEO-статьи.

Остановимся на последних трёх чуть более подробно.

Реклама в соцсетях

Какого-то крутого опыта в таргетированной рекламе у нас не было. Но, надо сказать, бесплатные материалы продвигать намного проще и приятнее, чем дорогостоящие товары и услуги. Мы подготовили 3 бесплатные часовые лекции, упаковали их в марафон и настроили автоматическую воронку в мессенджерах через сервис TextBack.

Нам трудно судить об эффективности настроенной нами рекламы, но лиды за 5.2 рубля нас, в принципе, устраивали. Несмотря на то, что покупку курса из них совершали единицы, реклама всё равно окупалась. Вместе с этим росло и число подписчиков в других каналах, увеличивая шанс конверсии в покупку в будущем.

YouTube-канал

Любой владелец небольшого, но растущего YouTube-канала подтвердит вам, что залог успешного продвижения видео — регулярная публикация нового контента, оптимизация текстовых описаний и вовлечённость зрителей.

Видео «Как сделать адаптивную версию» на нашем канале

За пару лет мы несколько раз пытались выстраивать график публикаций, писать сценарии для роликов и оттачивать каждое слово в заголовках и на обложках. Но в конечном итоге всё сводилось к одной проблеме — тяжело соблюдать такой чёткий план, когда онлайн-обучение для тебя всего лишь хобби.

На данный момент мы используем YouTube как площадку для самовыражения и выстраивания тёплых отношений с аудиторией. Мы стараемся делать образовательный контент творческим и иногда смешным; создаём и публикуем видео, только когда есть время и настроение; запускаем новые рубрики и бросаем их.

Но даже несмотря на подобный непрофессиональный подход, мы продолжаем получать 10-15 новых подписчиков каждый день. Часть из них вдохновляется наши опытом и знаниями, и в конечном итоге конвертируется в покупателей.

Продвижение через SEO

Пожалуй, это наш самый любимый канал продвижения. Публиковать статьи на сайте действующей веб-студии — одно удовольствие. Копирайты в подвалах на сайтах наших клиентов стабильно передают часть веса и повышают показатели качества нашей площадки. Конечно, рано или поздно придётся озаботиться внешними ссылками и оптимизацией, но даже без них скорость продвижения сайта на порядок выше, чем у других площадок.

​Первая «сеошная» статья на сайте посвящена подготовке ТЗ для сайта (28 марта 2018). Вторая — лучшим курсам веб-дизайна (22 января 2019).

Все статьи и контент мы готовим самостоятельно. Это не так сложно, если придерживаться определённых правил. Подробнее о своём похоже мы писали в отдельной статье. Одно из преимуществ подобных статей состоит в том, что посетитель приходит на сайт уже «тёплым». Набирая в поиске «курсы веб-дизайна», он уже заинтересован в освоении новой профессии, и находится на этапе сравнения вариантов.

Наша задача в этом случае — красиво описать собственный курс, а затем дополнить его подборкой других, не менее интересных курсов на заданную тематику, чтобы посетитель не чувствовал себя обманутым. После публикации статьи остаётся лишь регулярно отслеживать позиции страницы в поиске и своевременно отвечать на вопросы посетителей.

​Яндексу (первая колонка с цифрами) наша подборка курсов нравится чуть больше, чем Google (вторая). Но статистика показывает, что 3 позиция в Гугле приносит больше посетителей, чем первая в Яндексе.

Ещё одно преимущество статей-подборок с курсами — возможность заработка на партнёрской программе крупных онлайн-школ. Об этом мы подробнее рассказываем в разделе №4.

#3. Собственная LMS

В далёком 2015 году в одном из своих интервью руководитель amoCRM Михаил Токовинин поделился своей мыслью о том, что рынок веб-разработки умирает, и командам студий есть смысл переключиться на создание собственных продуктов.

Все текущие веб-студии обладают уникальным и фантастическим ресурсом. У них в руках группа разработчиков, которых они пока кормят. [...] Сегодня есть уникальная возможность, располагая этими ресурсами, развернуться и сделать свой проект, стартап.

Михаил Токовинин
Основатель amoCRM

Будучи вдохновлёнными этой идеей, мы за время существования студии начали и не завершили около 10 интересных проектов. Просто потому что это полезно и интересно — с каждым новым «стартапом» в нашей команде активно изучались современные фреймворки, внедрялись новые технологии и процессы.

В конечном итоге, несмотря на потраченные силы и средства, полученный опыт применялся в проектах наших заказчиков, непрерывно повышая их качество.

В середине 2019 года у нас появилась идея нового проекта — система управления онлайн-обучением, которой мы (а, возможно, и кто-то ещё) могли бы заменить имеющееся у нас решение на таск-менеджере. Так родилась платформа Coursly.co — очередная LMS'ка, ориентированная на удобство для преподавателя и студента.

Мы писали о ней в отдельной статье на VC, поэтому останавливаться на этом пункте подробнее нет смысла. На данный момент все студенты нашей школы обучаются именно на Coursly. В формате бета-тестирования платформа открыта для всех желающих.

#4. Партнёрская программа

В конце 2019 года мы заметили, что на наши подборки курсов из поиска приходит в среднем 90‑120 уникальных посетителей каждый день. «Почему бы не заменить прямые ссылки на сторонние курсы на партнёрские, чтобы получать процент с каждой продажи конкурентов?» — подумали мы, и быстро подключились к Admitad.

Самой прибыльной из школ-гигантов на данный момент для нас является Skillbox.

Результат нас по-настоящему впечатлил. Без каких-либо дополнительных действий и усилий нам удалось продать сторонних курсов на 690 тысяч рублей и заработать дополнительно чуть больше двух тысяч долларов в собственный карман.

Данный вид заработка греет душу тем, что денежка просто приходит на карту, не требуя взамен ровным счётом ничего. Звучит как-то в духе финансовых пирамид, но пока что работает стабильно и радует глаз ежедневными отчётами.

#5. Агрегатор образовательных программ

Буквально неделю назад мы запустили ещё один side-project, являющийся прекрасным дополнением эко-системы, выстраиваемой нами вокруг темы онлайн-образования.

Eduverse.ru — площадка, собирающая информацию обо всех доступных оффлайн и онлайн курсах в российском сегменте интернета. На данный момент мы добавили чуть больше 100 курсов по самым популярным направлениям: дизайну, программированию и бизнесу. Расширение каталога — лишь вопрос времени.

В минимальной версии проекта мы добавили сравнение курсов на подобие того, как это реализовано в интернет-магазинах. Платформа также находится на стадии тестирования: любые комментарии, идеи и фидбэк только приветствуются.

В будущем мы планируем добавить публикацию отзывов о курсах. Единственная проблема, с которой мы столкнулись на данный момент — подтверждение достоверности отзывов. Возможно, ручная модерация каждого отзыва позволит повысить качество информации, публикуемой на платформе.

Как, возможно, стало понятно из статьи — нам нравится рынок онлайн-образования. Мы получаем огромное удовольствие, создавай продукты и материалы как для конечного потребителя, так и для участников рынка.

Мы с радостью услышим ваше мнение и комментарии. Будем рады, если вы поделитесь своим впечатлением или идеями, возникшими у вас после прочтения данного материала. Хорошего дня!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Валерий Алексеев", "author_type": "self", "tags": ["5","4","3","2","1"], "comments": 1, "likes": 4, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 105249, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Feb 2020 07:55:50 +0300", "is_special": false }
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Новый алгоритм с
настройкой в два клика
Узнать больше
Коллтрекинг
без боли
Простые настройки
Умный алгоритм
Чистая аналитика
Подробнее
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
познать
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
постичь
(function(d, w) { var analyticsCategory = "CoMagic branding"; var sendEvent = function sendEvent(label) { var action = arguments.length > 1 && arguments[1] !== undefined ? arguments[1] : "Click"; var value = "" .concat(analyticsCategory, " \u2014 ") .concat(label, " \u2014 ") .concat(action); console.log("Analytics: %c".concat(value), "color: #E87E04"); if (window.dataLayer !== undefined && analyticsCategory) { window.dataLayer.push({ event: "data_event", data_description: value }); } }; var rand = function rand(min, max) { min = Math.ceil(min); max = Math.floor(max); return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min; }; var id = rand(1, 4); var head = document.querySelector(".comagic-branding-head"); head.setAttribute("data-comagic", id); sendEvent(id + " — Header", "Init"); head.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Header"); }); var branding = document.querySelector( '.comagic-branding[data-comagic="' + id + '"]' ); branding.style.display = "block"; sendEvent(id + " — Footer", "Init"); branding.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Footer"); }); })(document, window);
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

У агрегатора курсов очень симпатичный дизайн. 
Жалею, что не я это придумал.

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир