{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

От онлайн-курса до собственной LMS и агрегатора: как мы подружились с EdTech

За полтора года мы обучили основам веб-дизайна более 70 студентов, заработали 950 000 рублей, запустили собственную LMS и платформу-агрегатор — и всё это с минимальным бюджетом на рекламу и продакшн.

Мы решили поделиться своей историей развития на рынке онлайн-образования, вдохновившись опытом коллег по цеху. Но начать хотелось бы с нескольких дисклеймеров:

  • Описанный ниже опыт не является объективной инструкцией и, тем более, не описывает истинно верный подход к организации онлайн-обучения.
  • Курсы — второстепенный источник доходов для нашей команды, придуманный как хобби. Многое из того, что описано ниже, сегодня мы бы сделали по-другому. Но опыт на то и опыт — его нужно анализировать, чтобы не совершать ошибок в будущем.
  • Мы против инфоцыганства. Мы не занимаемся активной продажей курсов с кучей акций и скидок. Мы не обещаем трудоустройство и горы золота. Наоборот — мы предупреждаем, что успех и эффективность обучения зависит исключительно от стараний самого студента. Если человек лентяй, и не готов работать над собой — наши курсы ему не помогут.

Ну вот теперь с чистой совестью можно переходить к делу.

#0. Вводные данные

Перед рассказом о нашем пока скромном пути в онлайн-обучении будет правильно описать бэкграунд, с которым мы начинали:

  1. Год существования веб-студии + около пяти лет в дизайне и разработке сайтов. Возможность создавать любые рекламные материалы и автоматизации с нулевыми затратами (здесь и далее — личное время за затраты не считаем).
  2. Блог на сайте студии. Около 20‑30 уникальных посетителей в сутки. Это стартовая цифра — ниже опишем, как мы увеличили её в 15 раз.
  3. Мёртвый YouTube-канал по дизайну — около 500 подписчиков. На момент начала работы над курсом ролики не выкладывались на канал около двух лет.

С этим багажом было решено штурмовать привлекательную на тот момент вершину под названием «Онлайн-образование». Тягаться со школами-гигантами цели (да и возможности) не было, но свой небольшой кусок пирога ухватить хотелось. Вот, что из этого получилось.

#1. Создание курса по веб-дизайну

Мы поступили ровно так, как описано в кейсе наших коллег — не стали записывать весь курс целиком, а подготовили лишь первую неделю обучения (весь курс разбит на 4 недели, по 10 лекций в каждой). Как только получили первую продажу, приступили к производству остальной части курса.

Забегая вперёд — динамика продаж курсов за последний год (только продажи через платёжные сервисы, без учёта продаж напрямую через ИП).

Проработка структуры курса

Перед записью курса было решено продумать его полную структуру. Начали с примитивного описания модулей и лекций, чтобы хотя бы примерно спланировать длительность обучения и временные затраты на его организацию.

Для мозгового штурма использовали Google Таблицы: разделили все лекции на логические блоки, добавили для удобства цветовое кодирование, определили домашние работы. К каждой ячейке с названием лекции набрасывали комментарии: что стоит упомянуть, про что нельзя забывать, какие примеры добавить.

Затем при помощи гигантской Mind Map описали лекции курса более детально — постарались учесть не только каждый урок, но и каждый слайд и строчку в презентации. Она, к слову, тоже получилась внушительной — 900 мегабайт, 800 слайдов.

Запись и продакшн

Записывали свой первый курс как и полагается любому «молодому стартапу» — в квартире, на фоне кирпичной стены. К этому времени мы уже купили немного освещения для видео-съёмки — всё в пределах 10 тысяч рублей. При желании можно обойтись и без этого.

Запись курса велась на iPhone 6S, звук — на самые обычные наушники с микрофоном. Благодаря нормальному свету картинка получилась сносной.

Параллельно с видео также записывали презентацию и экран с демонстрацией работы в дизайнерских инструментах. Сводили и монтировали всё в ScreenFlow.

Так как курс создавался в формате хобби, времени на его производство в течение рабочей недели практически не было. В итоге, съёмки откладывали до вечера воскресенья — записывали, монтировали и оставляли рендериться на ночь. Утром загружали студентам в личный кабинет. Кстати о нём…

LMS на базе таск-менеджера

В работе веб-студии мы активно использовали Basecamp — один из лучших таск-менеджеров для небольших команд. Решили взять его же для управления процессом обучения. Когда речь идёт об MVP, дополнительные финансовые затраты и время на изучение новой LMS можно считать непозволительной роскошью.

Очевидно, что в долгосрочной перспективе Basecamp для онлайн-обучения — не самое удобное и масштабируемое решение, но для старта и проверки гипотезы вполне подходит.​

Basecamp позволяет создать шаблон проекта, чтобы в будущем копировать его со всем содержимым за считанные секунды. Так и поступили — добавили модули и лекции в виде списков с задачами; в каждую задачу загрузили видео-лекции и инструкции; раз в неделю, при старте нового модуля, открывали доступ к нужным спискам каждому студенту.

В разделе №3 данной статьи мы подробно рассказываем о том, как решили отказаться от таск-менеджера в пользу собственной системы управления обучением.

#2. Продвижение курса

Для продвижения онлайн-курса было решено использовать три основных канала: платную рекламу в соцсетях, YouTube и SEO. Первые два из них приземляли посетителя на цепочку бесплатных материалов, а затем подогревали для последующей продажи. SEO-статьи совмещали этот подход с продажей «в лоб».

Подсчитать достоверно, сколько покупателей принёс каждый из каналов, довольно сложно: например, подписчик на YouTube мог впервые увидеть нас через рекламу, но решение о покупке принять уже после просмотра роликов. В упрощённом виде распределение покупателей по каналам выглядит так:

  • 4% — рекомендации друзей и знакомых;
  • 10% — реклама в социальных сетях;
  • 32% — YouTube-канал;
  • 54% — поисковое продвижение и SEO-статьи.

Остановимся на последних трёх чуть более подробно.

Реклама в соцсетях

Какого-то крутого опыта в таргетированной рекламе у нас не было. Но, надо сказать, бесплатные материалы продвигать намного проще и приятнее, чем дорогостоящие товары и услуги. Мы подготовили 3 бесплатные часовые лекции, упаковали их в марафон и настроили автоматическую воронку в мессенджерах через сервис TextBack.

Нам трудно судить об эффективности настроенной нами рекламы, но лиды за 5.2 рубля нас, в принципе, устраивали. Несмотря на то, что покупку курса из них совершали единицы, реклама всё равно окупалась. Вместе с этим росло и число подписчиков в других каналах, увеличивая шанс конверсии в покупку в будущем.

YouTube-канал

Любой владелец небольшого, но растущего YouTube-канала подтвердит вам, что залог успешного продвижения видео — регулярная публикация нового контента, оптимизация текстовых описаний и вовлечённость зрителей.

Видео «Как сделать адаптивную версию» на нашем канале

За пару лет мы несколько раз пытались выстраивать график публикаций, писать сценарии для роликов и оттачивать каждое слово в заголовках и на обложках. Но в конечном итоге всё сводилось к одной проблеме — тяжело соблюдать такой чёткий план, когда онлайн-обучение для тебя всего лишь хобби.

На данный момент мы используем YouTube как площадку для самовыражения и выстраивания тёплых отношений с аудиторией. Мы стараемся делать образовательный контент творческим и иногда смешным; создаём и публикуем видео, только когда есть время и настроение; запускаем новые рубрики и бросаем их.

Но даже несмотря на подобный непрофессиональный подход, мы продолжаем получать 10-15 новых подписчиков каждый день. Часть из них вдохновляется наши опытом и знаниями, и в конечном итоге конвертируется в покупателей.

Продвижение через SEO

Пожалуй, это наш самый любимый канал продвижения. Публиковать статьи на сайте действующей веб-студии — одно удовольствие. Копирайты в подвалах на сайтах наших клиентов стабильно передают часть веса и повышают показатели качества нашей площадки. Конечно, рано или поздно придётся озаботиться внешними ссылками и оптимизацией, но даже без них скорость продвижения сайта на порядок выше, чем у других площадок.

​Первая «сеошная» статья на сайте посвящена подготовке ТЗ для сайта (28 марта 2018). Вторая — лучшим курсам веб-дизайна (22 января 2019).

Все статьи и контент мы готовим самостоятельно. Это не так сложно, если придерживаться определённых правил. Подробнее о своём похоже мы писали в отдельной статье. Одно из преимуществ подобных статей состоит в том, что посетитель приходит на сайт уже «тёплым». Набирая в поиске «курсы веб-дизайна», он уже заинтересован в освоении новой профессии, и находится на этапе сравнения вариантов.

Наша задача в этом случае — красиво описать собственный курс, а затем дополнить его подборкой других, не менее интересных курсов на заданную тематику, чтобы посетитель не чувствовал себя обманутым. После публикации статьи остаётся лишь регулярно отслеживать позиции страницы в поиске и своевременно отвечать на вопросы посетителей.

​Яндексу (первая колонка с цифрами) наша подборка курсов нравится чуть больше, чем Google (вторая). Но статистика показывает, что 3 позиция в Гугле приносит больше посетителей, чем первая в Яндексе.

Ещё одно преимущество статей-подборок с курсами — возможность заработка на партнёрской программе крупных онлайн-школ. Об этом мы подробнее рассказываем в разделе №4.

#3. Собственная LMS

В далёком 2015 году в одном из своих интервью руководитель amoCRM Михаил Токовинин поделился своей мыслью о том, что рынок веб-разработки умирает, и командам студий есть смысл переключиться на создание собственных продуктов.

Все текущие веб-студии обладают уникальным и фантастическим ресурсом. У них в руках группа разработчиков, которых они пока кормят. [...] Сегодня есть уникальная возможность, располагая этими ресурсами, развернуться и сделать свой проект, стартап.

Михаил Токовинин, Основатель amoCRM

Будучи вдохновлёнными этой идеей, мы за время существования студии начали и не завершили около 10 интересных проектов. Просто потому что это полезно и интересно — с каждым новым «стартапом» в нашей команде активно изучались современные фреймворки, внедрялись новые технологии и процессы.

В конечном итоге, несмотря на потраченные силы и средства, полученный опыт применялся в проектах наших заказчиков, непрерывно повышая их качество.

В середине 2019 года у нас появилась идея нового проекта — система управления онлайн-обучением, которой мы (а, возможно, и кто-то ещё) могли бы заменить имеющееся у нас решение на таск-менеджере. Так родилась платформа Coursly.co — очередная LMS'ка, ориентированная на удобство для преподавателя и студента.

Мы писали о ней в отдельной статье на VC, поэтому останавливаться на этом пункте подробнее нет смысла. На данный момент все студенты нашей школы обучаются именно на Coursly. В формате бета-тестирования платформа открыта для всех желающих.

#4. Партнёрская программа

В конце 2019 года мы заметили, что на наши подборки курсов из поиска приходит в среднем 90‑120 уникальных посетителей каждый день. «Почему бы не заменить прямые ссылки на сторонние курсы на партнёрские, чтобы получать процент с каждой продажи конкурентов?» — подумали мы, и быстро подключились к Admitad.

Самой прибыльной из школ-гигантов на данный момент для нас является Skillbox.

Результат нас по-настоящему впечатлил. Без каких-либо дополнительных действий и усилий нам удалось продать сторонних курсов на 690 тысяч рублей и заработать дополнительно чуть больше двух тысяч долларов в собственный карман.

Данный вид заработка греет душу тем, что денежка просто приходит на карту, не требуя взамен ровным счётом ничего. Звучит как-то в духе финансовых пирамид, но пока что работает стабильно и радует глаз ежедневными отчётами.

#5. Агрегатор образовательных программ

Буквально неделю назад мы запустили ещё один side-project, являющийся прекрасным дополнением эко-системы, выстраиваемой нами вокруг темы онлайн-образования.

Eduverse.ru — площадка, собирающая информацию обо всех доступных оффлайн и онлайн курсах в российском сегменте интернета. На данный момент мы добавили чуть больше 100 курсов по самым популярным направлениям: дизайну, программированию и бизнесу. Расширение каталога — лишь вопрос времени.

В минимальной версии проекта мы добавили сравнение курсов на подобие того, как это реализовано в интернет-магазинах. Платформа также находится на стадии тестирования: любые комментарии, идеи и фидбэк только приветствуются.

В будущем мы планируем добавить публикацию отзывов о курсах. Единственная проблема, с которой мы столкнулись на данный момент — подтверждение достоверности отзывов. Возможно, ручная модерация каждого отзыва позволит повысить качество информации, публикуемой на платформе.

Как, возможно, стало понятно из статьи — нам нравится рынок онлайн-образования. Мы получаем огромное удовольствие, создавай продукты и материалы как для конечного потребителя, так и для участников рынка.

Мы с радостью услышим ваше мнение и комментарии. Будем рады, если вы поделитесь своим впечатлением или идеями, возникшими у вас после прочтения данного материала. Хорошего дня!

0
1 комментарий
Алексей Попков

У агрегатора курсов очень симпатичный дизайн. 
Жалею, что не я это придумал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда