«Миша, прости, мы все проверили». Правила объективного SWOT-анализа

Сам по себе SWOT-анализ – это, в большинстве своем, набор субъективных ощущений команды. В лучшем случае мы получаем поверхностное описание текущей ситуации по тому или иному вопросу. В худшем – оформленные и разделенные на 4 категории мысли на бумажке.

Меня зовут Андрей Краснопеев. Я основатель «‎Фабрики гипотез». Мы помогаем бизнесу тестировать гипотезы, находить новые точки роста и создавать востребованные продукты.

«Миша, прости, мы все проверили». Правила объективного SWOT-анализа

Вся концепция строится на создании оптимистичной стратегии действий, где мы учли угрозы, превратили слабые стороны в сильные и по-максимуму воспользовались возможностями. Какие мы молодцы!

Выше – 90% всех примеров использования.

Дальше – о правилах, которые добавят объективности.

Сторонний эксперт

Когда команда самостоятельно работает над SWOT-анализом, она рискует попасть в «ловушку идеализации» – идеализации команды, продукта, рынка, собственных возможностей.

Для того, чтобы снизить уровень искажения информации важно привлечь трекера – человека, который может незамыленным взглядом посмотреть на текущее положение проекта, т.е. провести внешнюю диагностику внутренних ресурсов.

P.S. таким трекером может выступить член команды «Фабрика Гипотез».

Будет полезно!

Пост в моем ТГ-канале про инструменты анализа продукта.

Фокус-группа экспертов с релевантным опытом

Здесь нам нужно взять 3-4 эксперта с 5-10 летним опытом в сфере, которую мы хотим исследовать. Они смогут без прикрас рассказать нам текущее положение рынка.

Почему 3-4 эксперта? Такой подход позволяет снизить субъективность полученных результатов.

Кабинетный анализ

Все данные SWOTа должны иметь под собой понятное обоснование (в идеале в цифрах). Здесь мы можем посмотреть не только на опыт рынка в нашем регионе, но и на международные тенденции.

Сюда же относим анализ лучших практик, связанных с нашим продуктом, и работу с бенчмарками.

Парадигма «антиSWOT»

Приземляем пространные обсуждения о вечном на реальную работу с рисками.

Пример вопросов, которые нужно задать:

  • Что будет, если возможности не выполнят ожидания?
  • Что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
  • Что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
  • Что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

В итоге у нас должен получиться список шагов, которые не позволят реализовать стратегию. При таком подходе мы точнее сможем определить сильные и слабые стороны продукта.

Одна из причин провалов стартапов – это отсутствие ответа на вопрос «что мы будем делать, если придет условный Яндекс и зальет рынок деньгами». У продукта должна быть фишка, которая явно выделит или поможет ему существовать в условиях, когда придет игрок с «бесконечным» бюджетом.

Резюме

SWOT-анализ это академический инструмент, придуманный в стерильных условиях университета. На реальный бизнес его можно натянуть с существенным «но». Но в том или другом виде его аналоги или смысловые конструкции должны работать в любом другом фреймворке и на любом этапе развития.

Вопрос в конце. SWOTу быть или не быть?

Есть запрос на проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество. Наш сайт: https://product-growth.ru

Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни:

88
4 комментария

Cама SWOT не использую, но как будто если следовать правилам, что-то может получить. Но проверять я, конечно не буду)

1
Ответить

😁

Ответить

Интересные правила, но нет ощущения, как будто их можно применить к любому аналитическому инструменту?

1
Ответить

Это базовый подход, да

Ответить