Что лучше для больших проектов: Time & Material или Fix Price?

Если вы делаете что-то большее, чем одностраничник, и дольше 1 месяца, вам обязательно к прочтению. Выберите, на чьей вы стороне. А затем поделитесь статьей с вашим клиентом или коллегой

Что лучше для больших проектов: Time & Material или Fix Price?

Привет, на связи Даниил. Более 2 лет я руковожу проектами в агентстве 47 августа. Недавно я составлял новое КП для нашего клиента и решил подготовить для него больше комментариев об особенностях работы. Так, у меня получилась емкая заметка на случай сравнения TM и фикса.

Ниже вставил текст прямо из КП. Можете сделать так же

В процессе совместной работы мы с вами можем придумывать новые идеи, задания, переделывать предыдущие, откладывать ненужные, добавлять нечто совсем новое и так далее. Поэтому невозможно изначально полностью оценить стоимость разработки и не хочется вкладываться в переоценку.

Опытные агентства и даже фрилансеры не работают по фиксированной стоимости на больших проектах по следующим причинам:

1. Фикс портит отношения и сам продукт 😡

Клиент хочет получить классный продукт. За этим он обращается к исполнителю. Для создания классного продукта требуется либо изначально предельно точное ТЗ до каждого пикселя (которого почти никогда не бывает на более-менее больших проектах), либо гибкий и понятный подход: поиск и обсуждение идей, создание черновиков, исправления, доработки, регулярная обратная связь с подрядчиком, чтобы в итоге сделать хорошо.

Исполнитель хочет получить деньги за использование его команды, времени и компетенций. Если исполнитель работает по фиксированной стоимости за проект, то все, что не входило в первоначальную смету, может быть саботировано.

Всем известно, что подрядчики не любят правки. Эта речь про бесплатные правки. Проблема в том, что на больших и интересных проектах невозможно без правок — правки это часть работы. И в случае фикса исполнитель обычно не получает денег за правки, поэтому неохотно созванивается, обсуждает новые идеи, переделки, делает их не с полной отдачей. Клиент не дурак, он это чувствует и создается напряжение на проекте. А все из-за того, что формат фикса просто не подходит под такую задачу. Каждой задаче свой инструмент

А почасовка создает взаимовыгодные и теплые отношения, а также крутой продукт

Исполнитель охотно созванивается с клиентом, показывает черновики, идеи, вносит правки, выполняет дополнительные задания. Исполнитель выполняет свое оплачиваемое дело, не чувствует себя где-то ущемленным, прогнувшимся и поэтому всецело посвящается созданию классного продукта.

Между исполнителем и заказчиком царит взаимопонимание и любовь) И плод любви этой — классный продукт.

2. Фикс дороже, потому что все закладывают риски 💰💰💰

Те, кто не умеет и не любит созваниваться с клиентом, показывать и обдумывать черновики, вносить быстрые замечания и доработки, обычно работают по фиксу. И чтобы компенсировать эти процессы, такие агентства или фрилансеры закладывают высокую наценку.

А потом все равно наступают правки, потому что без них невозможно, опять портятся отношения и создается фиговый продукт. Даже переоценка не всегда спасает

Почасовка только за отработанные часы без переплат

Клиент платит только за отработанные часы. Исполнителю нет смысла закладывать риски, потому что их нет. Он дает свою честную стоимость, выполняет в рамках определенного бюджета задания, подсказывает клиенту, какие задания реально важны, а какие можно отбросить или сделать проще, чтобы сэкономить бюджет.

3. Фикс это “Да быстрее бы закрыть этот проект” 😵‍💫

Когда на проекте по фиксе обязательно возникают доп.задания, правки и прочее бесплатное, исполнитель раздражается и хочет просто закрыть этот проект и ему уже не важно, спрятались где-то баги или нет — “пускай клиент сам ищет”, возникла ли какая-то новая идея, предложение — “потому что не кайф новое приложение под это подписывать, да и не оплатят наверное”.

А почасовка это “Мы делаем столько всего крутого” 🥳

Грамотный TM (почасовка) способствует бесконечному сотрудничеству клиента и исполнителя. Развивающийся и богатеющий клиент выходит на новые рынки, улучшает продукт, обновляет себя и под это ему нужен быстрый партнер в виде агентства, с которым складывается долгосрочное и взаимодополняемое сотрудничество.

Новый сайт, лендос, презентация, оформление соцсетей, фирменный стиль, приложение и многое другое — все это делается комфортно и без постоянной боли по поводу поиска подрядчика

Спасибо за прочтение!

За дизайном, сайтами или другим контентом прыгайте ко мне в тг

66
2 комментария

Важно понимать, какие модели оплаты подходят для разных типов проектов.

Ответить

Верно. Можно рассмотреть проектную работу (фикс), почасовку (tm), абонентку (спринты, поддержка)

Конкретно в этой статье вопрос посвящен клиентам и подрядчикам, которые могут не понимать опасность фикса на долгосрочных проектах

Ответить